Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Ловкие пальчики. Система коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у детей. Слова.

«Ловкие пальчики»​

Система коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у детей​

Автор: Учитель-логопед 1 категории Шилова Оксана Викторовна​

В данной разработке представлена система коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей, имеющих различную речевую патологию.

Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями.

Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического её проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям. Занятия проводятся с детьми в течении года. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей.

Данная разработка предназначена, в первую очередь, воспитателям логопедических групп. Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Эту разработку с успехом могут также использовать в своей работе и воспитатели обычных групп, и родители, которые хотят улучшить развитие мелкой моторики своих детей, расширить их кругозор.​

Сентябрь

1-я и 2-я недели

Обследование

3-я неделя

  1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
  2. «Найди и положи рядом такой же» (разложить геометрические фигуры по цвету и форме)
  3. «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги.
  4. «Ловкие ручки»- завязывание бантиков из шнурков, тесьмы, лент.
4-я неделя

  1. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.
  2. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).
  3. Расстегивание и застегивание пуговиц.
  4. «Мост через ручеек и через речку»- обрывание узких и широких полосок от большого листа.
Октябрь

1-я и 2-я недели тема: Овощи, фрукты

  1. «Собираем урожай» — лепка разноцветных шариков из пластилина.
  2. «Сложи картинку» — из 4-х частей.
  3. «Строим забор» из счетных палочек- закрепление знаний о цвете и размере.
  4. «Найди вторую половинку»- разрезные картинки.
  5. «Чудесный мешочек»- овощи и фрукты определить на ощупь.
  6. «Сушка овощей»- двойные трафареты развесить на веревке.
3-я и 4-я неделя тема: Осень, деревья, лес, грибы.

  1. «Обводка листьев по трафарету»
  2. «Определи с какого дерева листок»- закрепление относительных прилагательных
  3. «Найди вторую половинку листа»- разрезные картинки.
  4. «Посмотри какой гриб спрятался в комочке?» — разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами грибов.
  5. «Сушка грибов» — двойные трафареты развесить на веревке.
  6. «Заготовка грибов» — сортировать съедобные — несъедобные.
Ноябрь

1-я неделя тема : Перелетные и водоплавающие птицы


  1. «Не ошибись» — после предварительной беседы определить на ощупь, сколько и каких птиц изображено на плоскостном трафарете из наждачной бумаги (ласточка, воробей, ворона).
  2. «Это птица»- обвести трафарет и заполнить объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.
  3. «Кормушка для птиц»- выкладывание кормушки пластилиновыми жгутиками.
  4. «Кто чем питается?»- сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
2-я неделя тема: Домашние животные и их детеныши.

  1. «Маленький конструктор» — выкладывание животных из готовых геометрических фигур ( из цветной бумаги)
  2. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов домашних животных.
  3. «Конструктор» — выкладывание из палочек по памяти силуэтов животных.
  4. «Разрезные картинки» — сложить картинку домашнего животного из 6-8 частей.
3-я и 4-я неделя тема: Дикие животные и их детеныши.

  1. «Картинки из яичной скорлупы» — измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медвежонка по методу цветной мозаики.
  2. «Разрезные картинки» — сложи картинку дикого животного из 6-8 частей.
  3. Коллективная работа «У зайчонка день рождения» — дети самостоятельно выбирают трафареты диких животных и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют объем фигуры по методу мозаики.
  4. «Оленьи рога» — выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя, рога.
Декабрь

1-я неделя тема: Зима. Зимующие птицы.

  1. Коллективная работа «Птицы на кормушке» — дети отщипывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объему. Затем каждый ставит птицу на общую кормушку.
  2. «Кто чем питается?»- сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
  3. «Картинки из мозаики»- собирание птицы из цветной мозаики.
  4. «Разрезные картинки»- складывание картинки птицы из 6-8 частей.
2-я неделя тема: Мебель.

  1. «Это мебель» — обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол)
  2. «Мебель для гостиной» — выкладывание из палочек шкафа, дивана.
  3. «Покрывало» — сложить полотно из 6-8 лоскутков.
  4. «Что спряталось в комочке?» — разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.
3-я неделя тема: Посуда.

  1. «Чайная пара» — обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.
  2. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание посуды по контуру пластилиновыми жгутиками.
  3. «Склеим чашку» — собрать трафарет чашки, разрезанный на 6-8 частей.
  4. «Разноцветная ваза» — заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).
4-я неделя тема: Новогодний праздник.

  1. «В лесу родилась елочка» — обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.
  2. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
  3. «Снеговик» — заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.
  4. «Зимнее дерево» — выкладывание дерева из спичек.
Январь

3-я неделя тема: Транспорт.


  1. «Что спряталось в комочке?» — разглаживание смятых трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.
  2. «Разрезные картинки» — сложить картинку автобуса из6-8 частей.
  3. «Сборка грузовика» — заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.
  4. «Пластилиновые жгутики»- выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.
4-я неделя тема: Одежда.

  1. «Теплая меховая одежда» — обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.
  2. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание платья пластилиновыми жгутиками по контуру.
  3. «Ножницы потерялись» — обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
  4. «Разрезные картинки»- собирание картинок с предметами одежды из 6-8 частей.
Февраль

1-я неделя тема: Обувь.


  1. «Маленький модельер» — конструирование обуви из геометрических форм.
  2. « Бабушкины помощники» — наматывание клубков из толстых ниток.
  3. «Модная обувь» — заполнение объема трафарета сапога мелкими кусочками цветных салфеток.
  4. «Ножницы потерялись» — обрывание лишней бумаги у контурных изображений обуви.
2-я и 3-я неделя тема: Профессии.

  1. «Строители» — выкладывание дома из цветной мозаики.
  2. «Фармацевт» — заготовка, расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на полоску).
  3. «Врач- окулист» — выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения.
  4. «Скульптор» — лепка медведя из пластилина.
  5. «Ткач» — плетение коврика из полосок цветной бумаги.
  6. «Воспитатель» — научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, крючки, кнопки.
  7. «Ножницы потерялись» — заготовка «продуктов» для овощного магазина: обрывание по контуру «овощей» и «фруктов» из готовых геометрических форм.
4-я неделя тема: Семья

  1. «Маленькие художники» — обводка трафарета девочки и мальчика из альбомной бумаги и раскрашивание.
  2. «Моя семья» — выкладывание «семьи» из готовых геометрических фигур.
  3. «Одежда для куклы» — обводка трафаретов юбки и блузки. Вырезание по контуру и заполнение объема по методу цветной мозаики.
  4. «Кто спрятался в комочках?» — разглаживание смятых трафаретов фигур детей из плотной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию: спортивный костюм у старшего брата красного цвета, у младшего — синего.
Март

1-я неделя тема: Мамин праздник.


  1. Изготовление поздравительной открытки «Ветка мимозы». На листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (манкой, песком, пшеном). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путем их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем.​
2-я неделя тема: Речные, аквариумные рыбки. Животный мир океана.

  1. «Пластилиновые жгутики» — выложить щуку, карпа пластилиновыми жгутиками по контуру.
  2. «Вуалехвост» — обводка трафарета рыбки, штриховка слева направо, справа налево.
  3. «Ножницы потерялись» — обрывание лишней бумаги у контурных изображений тюленя, дельфина, акулы.
  4. «Разрезные картинки» — сложить картинку кита из6-8 частей.
3-я и 4-я неделя тема: Наша Родина. Наш дом.

  1. «Строим высотный дом» — работа со строительным материалом.
  2. «Сосчитай сколько этажей» — определение количества этажей в доме-трафарете по окошкам ( считать снизу вверх); обводка трафаретов и штриховка под «кирпич».
  3. «Маленький архитектор» — выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания.
  4. «Строители» — выложить дом из палочек с заданным количеством этажей.
Апрель

1-я неделя тема: Электробытовые приборы.


  1. «Это электробытовые приборы» — обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (пылесос, стиральная машина).
  2. «Найди вторую половинку» — разрезные картинки.
  3. «Ножницы потерялись» — обрывание лишней бумаги у контурных изображений телевизора, компьютера.
  4. «Укротитель волн» — дети отщипывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет утюга по всему объему.
2-я неделя тема: Космос.

  1. «Маленький конструктор» — выкладывание ракеты из готовых геометрических фигур ( из цветной бумаги).
  2. «Разрезные картинки» — сложить картинку самолета из 6-8 частей.
  3. «Пластилиновые жгутики» — выложить космонавта пластилиновыми жгутиками по контуру.
  4. «Инженеры» — из палочек построить космический корабль.
3-я неделя тема: Я- человек.

  1. «Веселые ладошки» — обвести собственную левую руку, каждый палец заштриховать по-разному (вертикально, горизонтально, по диагонали).
  2. «Маленький скульптор» — лепка из пластилина фигуры человека.
  3. «Я рисую» — рисование человека на песке пальцем.
  4. Коллективная работа «Большая семья на отдыхе»- обрывание по контуру фигур с последующим размещением их на большом листе бумаги ( у пенька, на пеньке, в гамаке, под деревом.)
4-я неделя тема: Насекомые.

  1. «Разрезные картинки» — сложить картинку стрекозы из6-8 частей.
  2. «Бабочка» — дети отщипывают от большого куска пластилина маленькие разноцветные комочки и примазывают их на трафарет бабочки по всему объему.
  3. «Кто спрятался в комочках?» — разглаживание смятых трафаретов насекомых из плотной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием .
  4. «Волшебные рисунки» — рисование насекомых пальцем на песке.
Май

1-я неделя тема: Цветы.


  1. «Цветы распускаются» — отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их стеблям цветов, нарисованных на альбомном листе.
  2. «Готовим саженцы» — выкладывание цветка с корешками из палочек различной толщины.
  3. «Ловкие ручки» — выгибание из проволоки «лепестков» (овалов) и «сердцевины» (кружка) ромашки; составление цветка.
2-я и 3-я неделя тема: Труд весной.

  1. «Ножницы потерялись» — изготовление трафаретов орудий труда из бумаги методом обрывания её излишков по контуру.
  2. «Разрезные картинки» — сложить картинку с изображением трактора, разрезанную на 8 частей.
  3. «Вспаханный огород» — изготовление объемной иллюстрации: на голубом фоне методом обрывания из черной бумаги делаются грядки.
  4. «Посадка фасоли» — от белого или коричневого куска пластилина отщипнуть комочек, «посадить» на «вспаханную землю» в огороде и придавить (используются уже сделанные «грядки»).
  5. «Наша дача» — выкладывание из спичек дома, забора, деревьев.
  6. «Доски для забора» — заготовка «досок» для забора из бумаги методом обрывания по контуру.
  7. «Ловкие пальчики» — изготовление цепи из проволочных колечек для украшения забора.
  8. «Ловкие пальчики» — плетение скатерти-шотландки из цветных бумажных полосок.
4-я неделя тема: Чему мы научились за год.

  1. «Изготовление поделок» — дети самостоятельно выбирают различные материалы для поделок, рассказывают о том, что собираются делать и комментируют свои действия.

Скачать слова бесплатно

 

Вложения

  • Слова.Система коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у детей.pdf
    275.2 KB · Просмотры: 4

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу