Условия развития правильной речи ребенка
Условия развития правильной речи ребенка
Автор: Учитель -логопед 1 категории Шилова Оксана Викторовна
ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ…
Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка.
- Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие ребенка.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее —тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
- Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем — беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи —от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
- Когда ребёнок начал гулить, лепетать?
- С какого возраста он начал понимать речь взрослых? ( На вопрос: «Где мама, папа, мишка?» — отыскивает взглядом взрослого или предмет; выполняет простейшие задания: даёт игрушку, хлопает в ладоши.)
- Когда произнёс первые слова и какие?
- Сколько слов ( и какие) говорит ребёнок к концу первого года жизни?
- Какие звуки произносит достаточно отчетливо, а какие произносит, но не всегда верно?
- Может ли он ответить на простые вопросы, выполнить несложное поручение( например, взять со стола ложку, отнести её на кухню и т.д.)
- Легко ли он повторяет за взрослым слова, небольшие фразы?
- Какие звуки ребёнок произносит отчетливо, достаточно ясно, какие не всегда четко?
- Из какого количества слов ребёнок строит предложения?
- Как часто ребёнок вступает в общение со взрослыми ( с другими детьми0 по собственной инициативе?
У ребёнка третьего года жизни проверьте:
- Какими частями речи он пользуется (употребляет ли в своей речи прилагательные, числительные, местоимения, наречия), как часто применяет обобщающие слова ( например, кровать, стол, стул называет одним словом мебель)?
- Какие виды предложений использует ребёнок: простые, распространенные, сложноподчиненные; из какого количества слов составляет их?
- Как часто задаёт вопросы, как, передаёт содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом интонационные средства выразительности?
- Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие совсем не произносит?
- Всегда ли он точно по смыслу употребляет слова в своей речи, как часто пользуется другими частями речи (наречиями, местоимениями), достаточно ли полно даёт описание картинки, предмета?
- Какие звуки произносит недостаточно отчетливо или неправильно?
- Достаточно ли внятно и правильно произносит слова и фразы?
- Различает ли на слух близкие по звучанию или произношению звуки, например, «ш» и «ж», «л» и «р»? как ребёнок оценивает на слух громкость и скорость речевых высказываний в чужой речи? Как узнаёт определенные звуки в словах, как, например, выделяет из группы слов те, которые включают звуки «с» или «ш»?
- Умеет ли пользоваться своим голосовым аппаратом: говорить достаточно громко в повседневном общении, говорить тихо или шепотом в необходимых ситуациях? Нет отклонений в темпе речи?
- Умеет ли при пересказе сказок пользоваться интонационными средствами?
- Насколько полно и точно он дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребёнок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания?
- Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми?
- Может ли по картинке самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание?
- Какие допускает грамматические ошибки в речи- правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?