Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Методика преподавания музыкальных дисциплин. Сборник статей. Выпуск 5. Юлдашева И.

М

Мария

Member
27 Май 2022
285
9

Название: Методика преподавания музыкальных дисциплин. Сборник статей. Выпуск 5.​


Составитель: Юлдашева И.
       5


Издательство: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, г. Ташкент

Год издания: 1989

Сборник статей преподавателей Республиканской средней специальной музыкальной школы интерната имени В. А. Успенского посвящен актуальным проблемам методики преподавания исполнительских и теоретических дисциплин. Основное внимание в нем уделено обобщению многолетнего практического опыта педагогов школы и Ташкентской консерватории, а также вопросам изучения Узбекской музыкальной культуры.

Предназначается для преподавателей музыкальных учебных заведений.



СКАЧАТЬ

Сборник статей преподавателей Республиканской средней специальной музы-​

кальной школы-интерната имени В. А. Успенского посвящен актуальным пробле-
мам методики преподавания исполнительских и теоретических дисциплин. Основ-
пое внимание в нем уделено обобщению многолетнего практического опыта
педагогов школы и Ташкентской консерватории, а также вопросам изучения узбек-ской музыкальной культуры.
Предназначается для преподавателей музыкальных учебных заведений.

Долг педагога — воспитывать юного музыканта на лучших
образцах советской и мировой музыкальной классики, классики
разных эпох и народов, не допуская, однако, отрыва от той куль-
турной среды, в которой с первых лет жизни развивается инди-
видуальность ребенка. Без знакомства с народной музыкой и твор-
чеством композиторов своей республики образование ученика не
может считаться законченным, поскольку не будет отвечать сов-
ременным требованиям.
Урок в классе специальности — один из основных компонен-
тов музыкального образования и воспитания. Если процесс при-
общения и приспособления к музыкальному инструменту совер-
шается на привычном для слуха материале, это скорее приводит
к желаемому результату и помогает ученику преодолеть труд-.
НОСТИ.

Сейчас педагоги располагают недостаточно большим кругом
пособий и произведений, по степени трудности и художественно-
исполнительским задачам отвечающих тоебованиям разных клас-
сов музыкальной школы-одиннадцатилетки. Характерную черту
этих произведений составляет яркий национальный колорит, что
привлекает учащихся и весьма положительно сказывается на
результатах работы. В свое время были случаи, когда приходи-
лось преодолевать известную инертность педагогов и учащихся,
говорить о необходимости включения в репертуар учащегося про-
изведений композиторов Узбекистана, теперь же дело обстоит
иначе.

Учащиеся РССМШИ имени В. А. Успенского — активные
пропагандисты произведений композиторов нашей республики.
С их сочинениями они выступают на пленумах и съездах Союза
композиторов, по радно и телевидению, в концертах перед тру-
дящимися республики. Ученики с удовольствием участвуют
в конкурсах, посвященных творчеству композиторов Узбекистана,
проводимых как внутри школы, так и за ее пределами. Если бы
на начальном этапе обучения, особенно на скрипке и виолончели,
чаще привлекали узбекские народные мелодии или небольшие
пьески композиторов Узбекистана, это гораздо результативнее
повлияло бы на подготовку музыкальных кадров.

Педагогами школы немало сделано в этом направлении. Они
составили списки произведений композиторов Узбекистана, пред-
назначенные для учащихся с первого по одиннадцатый классы '.

1 В настоящей статье представлена фортепианная литература. Статья Е. Гу-
ляева в | выпуске «Методики преподавания музыкальных дисциплин» (Ташкент,
1979) посвящена репертуару исполнителей на духовых инструментах. В дальней-
шем предполагается публикация аналогичных статей педагогов других специаль-
ностей.
В списки фортепианной литературы вошли оригинальные про-
изведения В. Успенского, основоположника фортепианной музыки
в Узбекистане; Б. Надеждина, одного из первых композиторов,
который стал писать музыку специально для детей; Г. Мушеля,
творчество которого особенно плодотворно в области фортепиан-
ной музыки, а также группы талантливых композиторов — М. Аш-
рафи, Б. Гиенко, Ф. Назарова, С. Вареласа, В. Князева, И. Акба-
рова, Х. Изамова, Х. Азимова, Г. Кадырова, А. Берлина,
Э. Каландарова, П. Халикова, Н. Закирова, Д. Сайдаминовой
и др. Кратко охарактеризуем некоторые из произведений рекомен-
дуемого списка.

Для фортепианных миниатюр Успенского, таких, как «Моле-
ние огню», «Новелла», «Песня под водой», характерны сложность
содержания, виртуозность, поэтому их мы рекомендуем для уче-
ников средних и старших классов.

Пьесы из сборников Надеждина «Детский альбом», «Альбом
пьес для детей»— это в основном танцы, песни, марши. Детям
доступна и понятна тематика, музыкальный язык этих произве-
дений. Композитор приобщает узбекских детей к европейским тан-
цевальным жанрам — вальсу, мазурке. На основе фольклора
написаны его «Шесть песен» и «Три узбекских танца».

В творчестве Мушеля представлены все жанры фортепианной
музыки. Композитор широко использует интонации узбекских
мелодий, гармонический язык его произведений очень богат, рит-
мы сложны, отмечены ярким национальным колоритом.

В практике специальных школ часто используются «Восемь
этюдов», сочинения из «Альбома пьес для детей». «Баллада» (для
учащихся четвертых-пятых классов} поможет ученику вырабо-
тать певучий звук и прием легато. «Арабеска» (пятый класс) —
жизнерадостная, «солнечная»— развивает токкатную технику.

Значительным явлением в узбекской музыке стал цикл Муше-
ля «24 прелюдии и фуги», построенный по квартовому кругу
тональностей. Прелюдии и фуги, среди которых особо выделяется
драматическая фуга «Памяти Мясковского», предполагают вир*
туозную технику и зрелое мышление. С ними могут справиться
учащиеся старших классов.

Много пьес для детей создал Гиенко. Наиболее часто исполня-
ются «24 прелюдии» на лирические темы, «Импровизация», «Па-
мирская легенда», «Народный танец». С особым интересом
ученики пятых-седьмых классов исполняют «Прелюд» ре-бемоль
мажор, который написан в жанре вальса и очень полезен для
развития чувства ритма. Художественный интерес предетавляют
«Вариации» на узбекскую тему.

Для учащихся средних и старших классов много интересного
написано С. Вареласом. Его пьесы тематически разнообразны, их
можно подразделить на картинно-живописные («Караван», «Руче-
ек», «Песня пастуха»), лирические (прелюдии, «Колыбельная»,
«Игра на дутаре»), жанровые («На велосипеде», «Каракалпак-
ский танец», «Вальс», «Шутка»). Музыкальный язык опирается
на интонации русской и узбекской музыки, часто используются
народные лады. Пьесы разнообразны по фактуре, для всех харак-
терна напевность, мелодичность. Очень богат гармонический
язык, ритмический рисунок. Автор уделяет внимание и полифонии.
Некоторые пьесы знакомят с явлениями современной музыки,
в том числе политональностью.

Сборник Азимова «Фортепиано дарслиги» (Ташкент, 1971)
композиционно очень близок «Школе игры на фортепиано» под
редакцией Ю. Николаева. Составлен он в основном из образцов
узбекских народных песен, многие из которых дети слышали еще
до поступления в школу: «Ок теракми, кук терак», «Хой, хой,
отамиз», «Чаманда гул» и другие. Дети могут их петь со словами
и подбирать по слуху. Музыкальные произведения в сборнике
«Фортепиано дарслиги» систематизированы по разделам: песни
и пьесы, полифонические пьесы, вариации и сонатины, ансамбли,
пьесы в четыре руки, гаммы, арпеджио, аккорды. Тем же автором
составлен «Сборник полифонических пьес». В их основе — под-
линные узбекские мелодии, фактура имитирует звучание узбек-
СКИХ народных инструментов.

Учащиеся старших классов с интересом исполняют произведе-
ния Сайдаминовой. В сюите «Стены древней Бухары» компози-
тор обращается к истории своего края, к образам природы,
используя различные приемы письма. Здесь и «Импровизация»,
и полифония («Мечеть Калян»), и токкатность («Царство сама-
нидов»), и импрессионистическая звукопись («Купола», «Звезды
Бухары», «Минарет смерти»), и подражание народным инстру-
ментам.

Для многих сочинений Берлина характерна программность,
что пробуждает у детей фантазию («Солнышко встает», «Темный
лес», «Осень», «Шагает отряд»). Произведення привлекают
доступностью тематики, разнообразием форм, естественностью
соединения интонаций узбекской и европейской музыки («Скач-
ки», «Маленький наездник», «Тарантелла»).

Репертуар для школьников представлен не только фортепиан-
ной миниатюрой, но и крупной формой — концертом, сюитой,
сопатой, вариациями.

Шесть фортепианных концертов создал Мушель. Два послед-
них посвящены учащимся нашей школы и составляют также
репертуар уже сложившихся, известных исполнителей Юным
пианистам посвящен и концерт Назарова. Учащиеся старших
классов вполне могут исполнять концерты Сайдаминовой, Хали-
кова, Р. Хамраева, Абдуллаева, Н. Закирова, вариации Калан-
дарова, Халикова, Зейдмана, сюиты Салихова, Н. Закирова.

Наряду с оригинальными произведениями в репертуарные
списки включены обработки народных песен и переложения фраг-
ментов из опер, балетов, симфонических произведений компози-
торов Узбекистана. Они выполнены нашими педагогами А. М. Лит-
виновым, Л. Б: Шварц, Б. В. Евлампиевым, Х. А. Азимовым.
М. А. Лапина же, опираясь на требования программы по классу
фортепиано, из собственных обработок составила сборник «50
узбекских песен для начинающих». Пьесы систематизированы по
степени трудности с учетом пианистических возможностей детей.
Сейчас коллектив фортепианного отдела апробирует это пособие,
чтобы затем предложить к изданию.

Приложение

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО!

1 класс

Фортепиано дарслиги (под редакцией Х. Азимова)?

Б. Надеждин — Игра в лошадки

— Колыбельная

— В лесу
И. Акбаров — Танец,

— Раздумье
А. Мухамедов — Марш
Г. Кадыров — Танец

— Зайчик

— Марш (ми-бемоль мажор)
М. Ашрафи — Поденежники
А. Берлин — Жалоба

2 класс

Г. Мушель — Прогулка
И. Акбаров — Танец
Б. Надеждин — Детский альбом

— Попрыгунья

— Марш

— Танец

— Скерцо
В. Успенский — Бабочки

— Вальс
Б. Гиенкб — Танец девушек
М. Таджиев — Колыбельный напев
А. Берлин — Скерцо

— Ноктюрн

— Тарантелла
М. Левиев — Веселый жеребенок
Г. Кадыров — Вариацин на тему песни «Олга-Олра»
П. Халиков — Мечта

— Марш (соль минор}
— Танец (до мажор)
М. Бурханов — Бабочка

1 Список составлен педагогами (под руководством Я. Г. Лисовской) школы
им. В. А. Успенского. Рекомендуемые произведения систематизировавы по’ степе-
ни трудности.

Пьесы из данного сборника желательно использовать в 1-4 классах,

6
с

а

Б.

Г.

Э.

ЭПОРЕЕ

. Зейдман

. Надеждин

. Гиенко

. Халиков
. Азимов
. Бабаев

Юсупов
Левиев
Берлин
Абрамова
Назаров

. Гиенко

Надеждин

. Сайдаминова

Халиков

Варелас

Зейдман
Мущель

Салихов

Ж. Кажмиддинов

Ф.
Х.

Б.

Назаров
Азимов

Гиенко

3 класс

— 24 детские пьесы
— Тарантелла

— Вальс

— Турецкий марш

— Колокольчики

— Грустная песня

— Весенний дождик
— Веселый танец

— Десять пьес для детей
— Пьесы

— Лирический танец
— Пьеса

— Маленький танец
— Раздумье

— Игры с мамой

— Вальс (ля минор)
— Этюд (до мажор)
— Куриный переполох

4 класс

— Вариации (ми минор)
— Мой дутар

— Радостный марш

— Колыбельная

— Игра в прятки

— Грустное настроение
— Прелюдия (ре-бемоль мажор)
— Инвенция (ми мажор)
— Инвенция (до мажор)
— Ручеек

— На велосипеде

— Весенняя песия

— Вальс

— Токката

— Баллада (соль минор)
— Арабеска

— Скачки

— Мечта Фирузы

— Колыбельная

— Тановар

5 класс

— Альбом пьес для детей
— Романс

— Памирский танец

— Прелюдия (фа мажор)

7
Г, Мушель

Х. Изамов

Е. Шварц

Д. Сайдаминова
А. Берлин

С. Варелас

Ф. Назаров
П. Халиков

Г. Мушель
„Д. Сайдаминова

Ф. Назаров
С. Варелас

Сайфи Джалил
Э. Каландаров
Н. Нарходжаев
С. Хаитбаев

Г. Сабитов

А, Берлин

П. Халиков

— Танец Гульнары

— Девять нетрудных пьес
— Интермедия

— Прогулка

— Арабески

— Бабушкин танец

— Танец

— Восемь этюдов

— Ноктюрн

— Раэдумье

— Колыбельная

— Скерцо

— Легенда (си мажор)
— Песня ручейка

— Вальс (ля мажор)
— Игра

— Экспромт (до мажор)
— Песня

— Танец

— Прелюдия

— Радость

— Веселая игра

— Пьеса

— Тихая песня

` — Веселое настроение

6 класс

— Концерт № 6

— Этюды

— Рондо

— Сайера

— Концерт

— Прелюдия (до минор)
— Серенада

— Песня пастуха

— Сказка

— Каракалпакский танец
— Несня без слов

— Рассказ сердца

— Песня без слов

— Прелюдия

— Прелюдия

— Сонатина (ми минор)

7 класс

— Колыбельная
— Мелодия дутара
— Юмореска

8
Б. Гиенко
М. Ашрафи
Ф. Назаров

Д. Сайдаминова

С. Варелас
Н. Закиров

П. Халиков
Г. Мушель
Д. Сайдаминова

Б. Гиенко

С. Карим-Ходжи

Г Мушель

Б. Гиенко
Х. Изамов

Ю. Николаев
Д. Сайдаминова
В. Успенский

Г. Кадыров

А. Набиев

Г. Мушель

Б. Зейдман
Ю. Николаев

— Прелюдия (ре-бемоль мажор)
— Песия без слов

— Концерт

— Скерцо (до мажор)

— Токкатина

— Под звуки дутара

— Маленькая сюита

8 класс

— Вариации

— Концерт

— Сонатипа (фа мажор)

— Танец Рахима

— Элегия

— Токката

— Гробница Исмаила

— Импровизация

— Прелюдия

— Шесть портретов (вариации)

9 класс

— Концерт № 5

— Концерт № 3

— Токката

— Розовая сонатина

— Прелюдия

— Токката

— Музыкальная шкатулка
— Каракалпакская токката
— Концерт

— Затонувший собор

— Прелюдия

— Тановар

10—11 классы

— Концерт № 4

— Лирический дуэт

— Мелодия

— Концерт № 2

— Прелюдия и фуга «Памяти Мясковского»
— Сонатина

— Каракалпакская токката
В. Успенский — Песня под водой

— Новелла
— Моление огню
Б. Гиенко — Рубаи
И. Мамедов — Две прелюдии
Сайфи Джалил — Поэма «Памяти Хамзы»
Х. Изамов — Токката

А. Вахидов
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу