Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Рабочая программа «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. Владимирова

Зина Андреевна

Зина Андреевна

Member
14 Июл 2022
46
1
Название: Рабочая программа «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ.

Автор: Владимирова Ольга Александровна




СКАЧАТЬ

Издательство: Композитор, г. Санкт-Петербург

Год издания: 2006


Предлагаемая программа является авторской разработкой преподавателя Череповецкого училища искусств и художественных ремесел им. В. В. Верещагина, кандидата искусствоведения О. А. Владимировой.

Причины, побудившие автора к созданию данной программы, следующие:

1) Как правило, у большинства современных детей навык слушания классической музыки практически отсутствует, а начало изучения курса музыкальной литературы в ДМШ начинается очень поздно (в группах пианистов и струнников -— в 4-м классе в возрасте 9-10 лет, у народников и духовиков — в 12-13 лет).

2) Временной объем урока музыкальной литературы не позволяет уделять достаточно времени развитию навыка эстетического восприятия и слушания музыки.


3) Обучение игре на инструменте в классе специальности начинается намного раньше уроков музыкальной литературы в школе, дети начинают исполнять музыкальные произведения, не имея достаточного слухового опыта и объема музыкальных впечатлений.

СКАЧАТЬ

Предлагаемая программа является авторской разработкой препо-
давателя Череповецкого училища искусств и художественных реме-
сел им. В. В. Верещагина, кандидата искусствоведения О, А. Влади-
мировой.

Причины, побудившие автора к созданию данной программы,
следующие:

1) Как правило, у большинства современных детей навык слуша-
ния классической музыки практически отсутствует, а начало изучения
курса музыкальной литературы в ДМЕ начинается очень поздно
(в группах пианистов и струнников — в 4-м классе в возрасте
9-10 лет, у народников и духовиков — в 12-13 лет).

2) Временной объем урока музыкальной литературы не позволяет
уделять достаточно времени развитию навыка эстетического воспри-
ятия и слушания музыки.

3) Обучение игре на инструменте в классе специальности начина-
ется намного раньше уроков музыкальной литературы в школе, дети
начинают исполнять музыкальные произведения, не имея достаточно-
го слухового опыта и объема музыкальных впечатлений.

Положительные моменты введения предмета «Слушание музыки»:

1. Предмет «Слушание музыки», введенный в 1-м классе для всех
специальностей музыкальной школы, позволит обогатить круг худо-
жественных впечатлений ребенка, что скажется и на его отношений
к музыкальному звуку на уроках в классе по специальности.

2. Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзыв-
чизость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатле-
ния от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному
совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.

О важности развития этих качеств у ребенка говорил исследова-
тель С. Морозов: «Способность чувственной, эмоциональной отзыв-
чивости, если ее развивать в себе, научит куда больше "слышать
в звуках", чем слышит иной человек, наделенный тонким слухом,
но с холодным сердцем и равнодушным умом относящийся к музы-
кальному искусству» 1.

В процессе работы над методической разработкой и програм-
мой автор знакомился с работами Е. Г. Кругликовой (преполаватель

' Морозов С. Навстречу музыке. М., 1965. С. 9.
МССМШ им. Гнесиных) «Методические рекомендации по предмету
"Слушание музыки" для средних специальных музыкальных школ»
(М., 1988) и Н.А. Царевой «"Слушание музыки". Методическое посо-
бие» (М., 2002), доктора психологических наук В. Г. Ражникова (опыт
развития эмоциональности детей на примере исследований, посвящен-
ных созданию ковцепции эстетических эмоций). Многие идеи автора
методической разработки созвучны исследованиям В. Г. Ражникова,
хотя появились они задолго до знакомства с его концепцией. На созда-
ние программы повлияло знакомство с дипломной работой Е. В. Сер-
геевой (Теплухиной) «Занятия по сочинению музыки в младших клас-
сах ДМШ» (Горький, 1983). Интересные концепции, во многом
перекликающиеся с мыслями автора, были обнаружены в дипломной
работе О. В. Корнеевой «Музыкальное эсперанто для 1-3 классов
ДМШ» (Петрозаводск, 2001).

Курс «Слушание музыки» можно вести в городских, сельских
школах, а также в школах искусств. Продолжительность — два учеб-
ных года, если начинать изучение в подготовительной группе ДМШ
для специальностей «Народные и духовые инструменты» при пятилет-
нем сроке обучения, или три года, если вводить его с 1-го класса для
специальностей «Фортепиано и струнные инструменты». Количество
часов - один час в неделю.

Программа рассчитана на 34 часа в год, что соответствует образо-
вательным стандартам по педпрактике для училищ. Форма контро-
ля — проведение итоговых открытых уроков. Ход такого урока фик-
сируется на видеозаписи и предоставляется на государственный
экзамен «Педагогическая подготовка».

В случае использования программы в ДМШ, ДШИ и средних
общеобразовательных школах преподаватель может самостоятельно
изменять объем предложенных в программе часов, исходя из конкрет-
ных условий своей работы. Автор надеется, что предложенная про-
грамма особенно поможет начинающим преподавателям в создании
учебного плана по предмету «Слушание музыки» и выборе форм обу-
чения детей в ДМШ, школе искусств, музыкально-эстетической сту-
дии и общеобразовательной школе.

СКАЧАТЬ
 
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Татьяна Юрьевна 264
Любовь Васильевна 374
Любовь Васильевна 898
Тамара Леонидовна 308
Елена Григорьевна 550
Елена Григорьевна 569
Татьяна Юрьевна 437
Татьяна Юрьевна 259
Татьяна Юрьевна 234
Татьяна Юрьевна 260

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу