Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

100 русских народных песен и наигрышей для баяна, аккордеона и гармоники "хромки"

Инна Леонидовна

Инна Леонидовна

Member
16 Июл 2022
192
0
Название: 100 русских народных песен и наигрышей для баяна, аккордеона и гармоники "хромки"
Автор: Б. Смирнов
Год: 1971
Издательство: Советский композитор
100

Настоящий сборник предназначен для практического использования в условиях клубной художественной самодеятельности и домашнего музицирования. В сборнике 6 разделов: 3 песенных и три инструментальных. Материал расположен так, что степень трудности постепенно возрастает. Преимущественно умеренный темп песенных наигрышей подготовит исполнителей-инструменталистов к игре частушечных и танцевально-плясовых наигрышей.


скачать

СОДЕРЖАНИЕ:

  • I. Лирические, бытовые песни и романсы
    • 1. Вниз по Волге реке
    • 2. Из-за острова на стрежень
    • 3. Меж крутых бережков
    • 4. Липа вековая
    • 5. Сережа-пастушок
    • 6. Ой, да ты, калинушка
    • 7. Сама садик я садила
    • 8. Уж ты, сад, ты, мой сад
    • 9. В островах охотник
    • 10. Что ты жадно глядишь на дорогу
    • 11. Выхожу одни я на дорогу
    • 12. Зачем сидишь до полуночи
    • 13. По диким степям Забайкалья
    • 14. Глухой, неведомой тайгою
    • 15. Помню. еще молодушкой была
    • 16. Не брани меня, родная
    • 17. Степь да степь кругом
    • 18. Вот мчится тройка почтовая
    • 19. Тонкая рябина
    • 20. Пряха
    • 21. Златые горы
    • 22. Чудный месяц плывет над рекою
    • 23. Вдоль да по речке
    • 24. Во кузнице.
    • 25. Калинка
  • II. Хороводные и свадебные песни
    • 26. У голубя у сизого
    • 27. Стелется и вьется
    • 28. А как по лугу, лугу
    • 29. Ах ты, яблонька.
    • 30. Ах. у тушка моя луговая
    • 31. А я по лугу
    • 32. Вдоль по Питерской
    • 33. Как у наших у ворот
  • III. Исторические, революционные и современные песни
    • 34. Ермак
    • 35. Есть на Волге утес
    • 30. Славное море, священный Байкал
    • 37. Наверх вы. товарищи
    • 38. Раскинулось морс широко
    • 39. Красное знамя
    • 10. Варшавянка
    • 41. Смело, товарищи, и ногу
    • 42. Проводы
    • 43. Под окном черемуха колышется
    • 44. На коне вороном.
    • 45. Жизнь веселая пришла
  • IV. Наигрыши под частушку
    • 46. По деревне с песенками. Старинные торжокские частушки
    • 47. Архангельские частушки
    • 48. Саратовские переборы
    • 49. Степанида. Смоленские частушки
    • 50. Подгорная
    • 51. Каргопольские частушки
    • 52. Соломушка. Краснохолмский наигрыш
    • 53. Под частушку Смоленский наигрыш
    • 54. Гдовские частушки
    • 55. Владимирские страдания
    • 56. Частушки "Барыня"
    • 57. Воронежские частушки
    • 58. Провожание
    • 59. Зоревая. Задонские страдания
    • 60. Смоленские страдания
    • 61. Елецкие страдания
  • V. Кадрильные наигрыши
    • 62. Краснохолмская кадриль
    • 63. Новоторжская кадриль
    • 64. Ярославская кадриль
    • 65. Кесовогорская кадриль
    • 66. Псковская кадриль. Фигура первая
    • 67. Псковская кадриль Фигура вторая
    • 68. По улице мостовой. Калининская кадриль Фигура первая
    • 69. Смоленская кадриль. Фигура первая
    • 70. Смоленская кадриль Фигура пятая
    • 71. Смоленская кадриль. Фигура шестая
    • 72. Ланце
  • VI. Танцевальные и плясовые наигрыши
    • 73. Сельская полька
    • 74. Смоленская мазурка
    • 75. Полька-кубанка
    • 76. Зубцовский матлот
    • 77. Сербияночка
    • 78. Цыганочка.
    • 79. Пойду ль я, выйдуль я
    • 80. Вологодский краковяк
    • 81. Весьегонский краковяк
    • 82. Деревенский старинный вальс
    • 83. Во саду ли, в огороде
    • 84. Под яблонькой
    • 85. Полянка
    • 86. Ржанский плясовой наигрыш
    • 87. Сударушка. Вологодская пляска
    • 88. Светит месяц
    • 89. Рыбинская матаня
    • 90. На пол. Псковская пляска
    • 91. Матаня. Липецкая пляска
    • 92. Пензенская барыня
    • 93. Смоленская барыня
    • 94. Русская пляска. Турдейский наигрыш
    • 95. Растащиха. Тамбовская общая пляска
    • 96. Елецкого
    • 97. Выйду ль я на реченьку
    • 98. Во всей деревне Катенька. Ковровский напев
    • 99. Товарочка Весьегонская пляска-чечетка
    • 100. Камаринская Владимирский наигрыш
ОТ АВТОРА

Настоящий сборник предназначен для практического использования в условиях клубной художественной самодеятельности и домашнего музицирования.

В сборнике 6 разделов: три песенных и три инструментальных. Материал расположен так, что степень трудности исполнения постепенно возрастает. Преимущественно умеренный темп песенных наигрышей подготовит исполнителей-инструменталистов
к игре частушечных и танцевально-плясовых наигрышей.
В первый раздел вошли несложные обработки широко популярных русских народных песен и романсов, причем взяты те их мелодические варианты, которые получили повсеместное распространение.
Хороводные и свадебные песни второго раздела представлены в виде обработок с широким использованием подголосочной полифонии.
Третий раздел включает исторические, революционные и современные песни. Они отличаются полнозвучностью песенно-хорового склада, широтой вокального диапазона, высотой — эмоционального строя: исполнения. Все это послужило основанием‚ для более свободного использования инструментальных регистров, плотной звучности бас-аккордового комплекса аккомпанемента, многоголосия.
Четвертый раздел — наигрыши «под частушку». Они знакомят нас с самобытной традицией сельских
музыкантов-инструменталистов. Частушки под гармонь и баян пользуются большой любовью. Недаром поется в одной популярной частушке: «Сколько раз я зарекалась под гармошку песни петь. Как гармошка заиграет — ни за что ие утерпеть», И действительно, мастерство гармонистов захватывает певцов, создает настроение, выводит певицу-солистку на «круг».

Кадрильные наигрыши выделены в самостоятельный раздел. В инструментально-мелодической разработке их отразилась четкая ритмика, своеобразие отдельных хореографических фигур русской кадрили. Фигуры кадрильных комплексов обычно танцуются под напевы известных песен, танцевальные илн плясовые мелодии, например, первая фигура Калининской кадрили танцуется под песню «По улице мостовой», темп последующих фигур несколько ускоряется (в Смоленской кадрили последняя фигура танцуется под «Польку» или «Камаринскую» и т. д.)
Сборник завершается разделом широко распространенных танцев, плясовых песен и наигрышей, популярных в среднерусских областях.
Мелодической основой публикуемых песенных и танцевально-плясовых наигрышей послужили материалы по музыкальному народному творчеству, опубликованные в антологиях-альбомах долгоиграющих пластинок «Русские песни» («Аккорд» УХЛ ЛСН Х, 1961) и «Русские народные музыкальные инструменты» (Всесоюзная студня грамзаписи, 1963), а также материалы фольклорных сборников: А.” Новиков. «Русские народные песни»
(Иза. ПУР ККА, 1937); Н. Котикова. «Русские песни Псковской области» («Музыка», 1965); Н. Бачинская. «Народные песни в творчестве русских композиторов» (Музгиз, 1969): Б. Смирнов. «Искусство сельских гармонистов» («Советский композитор», 1962), «Скрипичные народные наигрыши, записанные на родине М. Глинки» («Советский композитор», 1961), «Искусство владимирских рожечников»
(«Музыка», 1965). а также фонозаписи " фонограмм архива Института русской литературы (Пушкинского дома в Ленинграде, Кабинета народной музыки ССК РСФСР) и личного архива автора.
Знакомство с творчеством как рядовых, так и выдающихся народных музыкантов-инструменталистов показало, что при всей самобытности народных умельцев `вырабатывались определенные —черты общности: К ним относятся приемы варьирования, формообразования, инструментального ансамблевого согласования голосов. Разумеется, что своеобразие этих приемов развития народной инструментальной музыки не препятствует существованию и дальнейшей разработке произведений местных мелодических стилей.

При обработке песенных и инструментальных фольклорных источников автор сборника стремился придерживаться наиболее распространенных приемов варьирования и формообразования, а в отдельных пьесах-наигрышах, наоборот,-— всеми средствами подчеркнуть особенности местного мелодического стиля.
Подголосочная полифония и многострофное изложение некоторых наигрышей допускают Возможность «восстановить» звучание того инструментального или песенно-инструментального ансамбля,
обобщением которого эти наигрыши являются.
В нотном тексте сборника для играющих на гармонике («хромке») применяются цифровые обозначения. Для аккордеонистов и баянистов, наряду с обычными буквенными обозначениями, выписаны буквенные обозначения латинского алфавита. Басы второго (основного) и первого (вспомогательного) ряда левой клавиатуры обозначены заглавными буквами латинского алфавита...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу