Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

А. Медведев, О. Медведева. Советский джаз. Проблемы, события, мастера

Название: А. Медведев, О. Медведева. Советский джаз. Проблемы, события, мастера

Автор: А. Медведев, О. Медведева

2040.jpg


Скачать:

Издательство: Советский композитор
Год издания: 1987


Скачать:

Это первый фундаментальный труд о советском джазе, охватывающий период 70 — начала 80-х годов.
Сборник состоит из четырех разделов. В первом — высказывания о джазе видных советских композиторов. Во втором помещены теоретические статьи, в третьем — статьи об отдельных исполнителях и коллективах, а также панорама джаза 1970—1982 годов. В конце — дискография, рецензии на книги о джазе и словарик терминов.


Время зрелости
Во всяком деле — свой почин. Даже город начина-
ется с простого колышка, забитого в землю. А дальше — многое нужно. И преж-
де всего чувство правоты, непреложности самого дела.
Чем вызвано появление этой книги? Ответ прост: насущной по-
требностью в ней. Это давно уже сознавали все, кто любил джаз, кто видел в нем
мир удивительной и прекрасной музыки. Как говорят в таких случаях, идея кни-
ги о советском джазе носилась в воздухе. Но год шел за годом, а идея не осу-
ществлялась: то ли авторы были нерасторопны, то ли издательства.
В декабре 1981 года на заседании Комиссии эстрадной и джазовой
музыки Московской композиторской организации снова, в который уже раз,
возник разговор о том, как нужна книга о джазе, сколько интереснейших фактов,
событий, личностей достойны того, чтобы о них узнали читатели. Тогда-то я и
предложил моим коллегам: не ждать прихода некоего автора с неведомой ру-
кописью, а взяться и самим написать книгу. Пусть будет тому порукой наш кол-
лективный опыт.
Убеждать никого не пришлось. Согласие было полным. Так нача-
лась эта книга.
Путь советского джаза за шесть десятилетий почти не отражен в ле-
тописях музыки. Это не может не удивлять, этому не находишь объяснений. Вот
уж поистине парадокс: многие годы джаз существовал как художественная реаль-
ность, и джаза вроде бы не было, если о том судить по серьезной музыковедче-
ской литературе (отдельные интересные публикации в прессе картины в целом
не меняли).
В 1972 году вышел в свет исторический очерк «Советский джаз»
А. Баташева. Автор собрал и систематизировал большой документальный ма-
териал о джазе в нашей стране за период 20—60-х годов. Казалось, можно дви-
гаться дальше. Однако за минувшие пятнадцать лет не появилось ни одной но-
вой обобщающей работы о советском джазе.
А джаз тем временем выходил на новые рубежи. Как никогда рань-
ше ему была нужна научно-критическая мысль, объемлющая вопросы истории,
эстетики, социологии, педагогики. Без этого он не мог нормально функциониро-
вать в системе музыкальной культуры. Отсутствие научной базы, невыявленность
эстетических ориентиров снижали творческий потенциал джаза, отдаляли его
от мира большой музыки. На рубеже 70—80-х годов стал очевидным факт: джа-
зовая практика далеко опередила джазовую теорию. Естественный «ток кро-
ви» в джазе был нарушен.
Все сказанное во многом предопределило цели и характер книги.
В ней сделана попытка обозреть, высветить проблемы, которыми живет ныне
советский джаз, рассказать о его мастерах, старших и более молодых. Это
первый в нашей стране комплексный труд, посвященный джазовой му-
зыке.
Нас, авторов книги, вела и направляла главная мысль: советский
джаз — самостоятельное, оригинальное художественное явление. Его историче-
ский путь мы понимали как утверждение в нем качеств, свидетельствующих о
связях с обществом и культурой, внутри которых он жил и развивался.
* * *
Прежде чем обратиться непосредственно к проблемам советского
джаза, выделим два существенных момента, важных для понимания эволюции
этой музыки в целом.
Джаз как музыкальный жанр складывался необычно. Он «про-
рывался» в жизнь с большими трудностями. Так было на его родине, в Америке,
так было и в Европе, где джаз появился позднее 1.
В начале века джаз — изгой в американском обществе. Обосновав-
шийся в социальных «низах», в замкнутой негритянской среде, джаз казался
вызывающе анархистским, вульгарным. Между ним и широкой публикой стояла
стена непонимания. Джаз озадачивал и раздражал. Привычные художествен-
ные критерии к нему не подходили. Люди, воспитанные на традициях европей-
ской музыкальной классики, не могли постигнуть язык этой странной, ни на что
не похожей музыки. (Впрочем, ранний джаз и не стремился переступить порог
высокого искусства. Он жил трудной, бродячей и независимой жизнью, и джа-
1 Отсылаю читателей к фундамен- этапы, которые джаз прошел в про-
тальному исследованию «Рождение цессе своего формирования.
джаза» В. Конен (М., 1984), Автор См. также рецензию на указанную
всесторонне, в широкой историче- работу В. Конен в заключительном
ской перспективе, рассматривает разделе этой книги.
А. Медведев. Время зрелостизовых музыкантов не заботила мысль о том, что они далеки от большой му-
зыки. Это чувство в полной мере изведают следующие поколения джазменов.)
Не был джаз по-настоящему понят и позднее, в 20—30-е годы,
когда отношение к нему публики изменилось и Америка буквально «захлеб-
нулась» джазом 1. Эта музыка всех увлекала, с нею было легко и весело, но в ее
глубины никто не заглядывал (точнее, их не видели), ее эстетическую природу
серьезно не изучали.
Другой важный фактор джазовой истории — то, что джаз входил
в быт через легкожанровую эстраду, был тесно связан с нею. Нередко он и
отождествлялся с эстрадой. Популярные песни и танцы, все разновидности так
называемой индустрии развлечений рядились в броскую джазовую унифор-
му. И потому за джаз нередко принимали то, что джазом, в сущности, не было!
Это вносило немалую путаницу в представление о его специфике, затрудняло
его жанровое «самоопределение».
Долгое время основным «местом обитания» джаза были дансин-
ги, рестораны, ночные клубы и бары, зачастую довольно низкого пошиба. Во
многом по этой причине джаз считали музыкой «второго сорта», помещали ее
где-то на периферии современной культуры.
Не будем с позиций сегодняшнего дня осуждать предшественников
за их эстетическую глухоту. Потребовалось время, и притом значительное, преж-
де чем «слуховой кругозор» (выражение В. Конен) американцев и европейцев
настолько расширился, что им стала видима художественная масштабность
джаза. Лишь теперь публика осознала, что джаз — «законное», исторически
правомерное явление мировой музыкальной культуры; явление, в основе кото-
рого лежит редкостный интонационный сплав европейского фольклора и не
изученной прежде африканской и афро-американской музыки.
Следует также сказать об отличии американского джаза от евро-
пейского в начальный период развития.
В Америке джаз был первичен, первороден. Он развивался ес-
тественно: его питала национальная почва, он был кровно связан с породившей
его социальной средой. Джаз в Америке прорастал из семени.
Такой почвы, таких условий на европейском континенте не было.
В странах Европы джаз был привит, как черенок к растущему дереву, при-
ращен к давно сложившимся музыкальным традициям. Эта «прививка», вжива-
ние джаза в новые для него пласты культуры продолжались не год и не два —
десятилетия.
Но приятие джаза и подлинное его понимание — не одно и то же.
Тут действовал разный отсчет времени.

Скачать:
 
Последнее редактирование модератором:

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу