Любовь Васильевна
Member
- 16 Июл 2022
- 421
- 2
Автор: А. Николаев
Год: 1961
Издательство: Музгиз
Страниц: 242
Формат: PDF
Размер: 11,5 МВ
Скачать
Очерки пособия излагают исполнительские и педагогические взгляды ярких представителей пианистической школы К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Г.Г. Нейгауза и С.Е. Фейнберга. Приводя их высказывания по различным вопросам исполнительского мастерства, авторы сборника не претендуют на исчерпывающее освещение художественно-педагогической деятельности музыкантов, так как подобная задача требует специальных, более обширных монографических-работ. Помещенные в сборнике очерки дают, однако, определенное представление о многих существенных сторонах педагогической работы этих мастеров и об их взглядах на фортепианно-исполнительское искусство. Раскрыть до известных пределов индивидуальные особенности художественной стороны фортепианно-педагогического процесса и выявить то, что отличает пианистический стиль каждого мастера, можно путем подробных записей всех его указаний во время занятий с учениками и тщательного анализа на этой основе самого нотного текста. Сличение таких записей, посвященных одним и тем же произведениям, над которыми работали у себя в классе выдающиеся советские педагоги, дало бы возможность охарактеризовать различие в трактовке данного произведения и во взглядах на пути овладения исполнительскими задачами. Такого рода исследования должны быть включены в тематику дальнейшей научной работы в области истории пианизма и методики.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Авторы данного труда стремились обобщить опыт советской фортепьянной педагогики, дать читателю ясное представление об идейно-воспитательных задачах, стоящих перед советскими педагогами-пианистами, выявить наиболее существенные и принципиальные стороны воспитания и обучения учащихся.
Материалы этого сборника характеризуют исполнительские и педагогические принципы выдающихся представителей советской пианистической школы в лице ряда профессоров Московской консерватории — К. Н. Игумнова (скончавшегося в 1948 г), А. Б. Гольденвейзера, Г. Г. Нейгауза н С. Е. Фейнберга.
Приводя их высказывания по различным вопросам исполнительского мастерства, авторы сборника не претендуют на исчерпывающее освещение художественно-педагогической деятельности музыкантов, так как подобная задача требует специальных, более обширных монографических работ. Помещенные в сборке очерки дают, однако, определенное представление о многих существенных сторонах педагогической работы этих мастеров и об их взглядах на фортепьянно-исполнительское искусство.
В первом очерке сборника рассматриваются некоторые основные принципы советской пианистической школы. Автор подчеркивает единство тох идейно-художественных и воспитательных задач, которые ставят перед собой советские пианисты-педагоги. Это единство обусловлено тем, что лучшие представители советского — музыкально-исполнительского искусства основывают свою художественно-педагогическую деятельность на принципах марксистско-ленинской науки, будучи проникнуты стремлением воспитывать новые поколения мастеров советского искусства, отвечающих высоким требованиям нашей социалистической культуры.
Каждый очерк в отдельности выявляет до некоторой степени и индивидуальные черты того или иного музыканта, связанные с его личным исполнительским и педагогическим опытом, художественными вкусами и творческими устремлениями.
Разумеется, в рамках этих статей невозможно в полной мере запечатлеть все те многообразные и тончайшие штрихи, из которых складывается творческий облик музыканта. Весьма трудно, говоря о работе педагога над музыкальным произведением и его взглядах на развитие исполнительского мастерства, дать представление и о конкретных качествах того музыкального звучания, к которому он в том или ином случае стремится, рекомендуя определенную нюансировку, педализацию, ритмические и динамические оттенки. исполнения. Даже такие вопросы, как аппликатура, двигательные приемы, различные способы звукоизвлечения и т. п., требуют в каждом случае представления о реальном звучаний, так как они связаны с конкретным исполнительским замыслом.
В исполнительском искусстве, так же как и в любой области творчества, всякий, едва заметный оттенок, любое незначительное изменение светотени, силы контрастности, темповых, ритмических, динамических или тембровых соотношений оказывают влияние на художественный образ. Об этом говорил Л. Н. Толстой, рассказывая, как художник Брюллов несколькими, едва заметными штрихами заставил ожить ученический этюд. «Вы чуть-чуть тронули, и все изменилось», — заметил при этом один ученик. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», ответил Брюллов.
Это «чуть-чуть» в искусстве м придает индивидуальное своеобразие творческой и педагогической работе каждого мастера. Все это связано с исполнительским стилем данного художника, с его манерой преподавания и взглядами на методы воспитания учащегося.
Раскрыть до известных пределов индивидуальные особенности художественной стороны фортепьянно-педагогического процесса и выявить то, что отличает пианистический стиль каждого мастера, можно путем подробных записей всех его указаний во время занятий с учениками и тщательного анализа на этой основе самого нотного текста. Сличение таких записей, посвященных одним и тем же произведениям, над которыми работали у себя в классе выдающиеся советские педагоги, дало бы возможность охарактеризовать различие в трактовке данного произведения и во взглядах на пути овладения исполнительскими задачами. Такого рода исследования должны быть включены в тематику дальнейшей научной работы в области истории пианизма и методики.
Данный сборник является первым этапом изучения этой обширной темы, причем, как уже указывалось, его задача дать читателям представление о некоторых важнейших чертах советской пианистической школы: и о тех принципиальных положениях, которые объединяют лучших советских педагогов.
Год: 1961
Издательство: Музгиз
Страниц: 242
Формат: PDF
Размер: 11,5 МВ
Скачать
Очерки пособия излагают исполнительские и педагогические взгляды ярких представителей пианистической школы К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Г.Г. Нейгауза и С.Е. Фейнберга. Приводя их высказывания по различным вопросам исполнительского мастерства, авторы сборника не претендуют на исчерпывающее освещение художественно-педагогической деятельности музыкантов, так как подобная задача требует специальных, более обширных монографических-работ. Помещенные в сборнике очерки дают, однако, определенное представление о многих существенных сторонах педагогической работы этих мастеров и об их взглядах на фортепианно-исполнительское искусство. Раскрыть до известных пределов индивидуальные особенности художественной стороны фортепианно-педагогического процесса и выявить то, что отличает пианистический стиль каждого мастера, можно путем подробных записей всех его указаний во время занятий с учениками и тщательного анализа на этой основе самого нотного текста. Сличение таких записей, посвященных одним и тем же произведениям, над которыми работали у себя в классе выдающиеся советские педагоги, дало бы возможность охарактеризовать различие в трактовке данного произведения и во взглядах на пути овладения исполнительскими задачами. Такого рода исследования должны быть включены в тематику дальнейшей научной работы в области истории пианизма и методики.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Авторы данного труда стремились обобщить опыт советской фортепьянной педагогики, дать читателю ясное представление об идейно-воспитательных задачах, стоящих перед советскими педагогами-пианистами, выявить наиболее существенные и принципиальные стороны воспитания и обучения учащихся.
Материалы этого сборника характеризуют исполнительские и педагогические принципы выдающихся представителей советской пианистической школы в лице ряда профессоров Московской консерватории — К. Н. Игумнова (скончавшегося в 1948 г), А. Б. Гольденвейзера, Г. Г. Нейгауза н С. Е. Фейнберга.
Приводя их высказывания по различным вопросам исполнительского мастерства, авторы сборника не претендуют на исчерпывающее освещение художественно-педагогической деятельности музыкантов, так как подобная задача требует специальных, более обширных монографических работ. Помещенные в сборке очерки дают, однако, определенное представление о многих существенных сторонах педагогической работы этих мастеров и об их взглядах на фортепьянно-исполнительское искусство.
В первом очерке сборника рассматриваются некоторые основные принципы советской пианистической школы. Автор подчеркивает единство тох идейно-художественных и воспитательных задач, которые ставят перед собой советские пианисты-педагоги. Это единство обусловлено тем, что лучшие представители советского — музыкально-исполнительского искусства основывают свою художественно-педагогическую деятельность на принципах марксистско-ленинской науки, будучи проникнуты стремлением воспитывать новые поколения мастеров советского искусства, отвечающих высоким требованиям нашей социалистической культуры.
Каждый очерк в отдельности выявляет до некоторой степени и индивидуальные черты того или иного музыканта, связанные с его личным исполнительским и педагогическим опытом, художественными вкусами и творческими устремлениями.
Разумеется, в рамках этих статей невозможно в полной мере запечатлеть все те многообразные и тончайшие штрихи, из которых складывается творческий облик музыканта. Весьма трудно, говоря о работе педагога над музыкальным произведением и его взглядах на развитие исполнительского мастерства, дать представление и о конкретных качествах того музыкального звучания, к которому он в том или ином случае стремится, рекомендуя определенную нюансировку, педализацию, ритмические и динамические оттенки. исполнения. Даже такие вопросы, как аппликатура, двигательные приемы, различные способы звукоизвлечения и т. п., требуют в каждом случае представления о реальном звучаний, так как они связаны с конкретным исполнительским замыслом.
В исполнительском искусстве, так же как и в любой области творчества, всякий, едва заметный оттенок, любое незначительное изменение светотени, силы контрастности, темповых, ритмических, динамических или тембровых соотношений оказывают влияние на художественный образ. Об этом говорил Л. Н. Толстой, рассказывая, как художник Брюллов несколькими, едва заметными штрихами заставил ожить ученический этюд. «Вы чуть-чуть тронули, и все изменилось», — заметил при этом один ученик. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», ответил Брюллов.
Это «чуть-чуть» в искусстве м придает индивидуальное своеобразие творческой и педагогической работе каждого мастера. Все это связано с исполнительским стилем данного художника, с его манерой преподавания и взглядами на методы воспитания учащегося.
Раскрыть до известных пределов индивидуальные особенности художественной стороны фортепьянно-педагогического процесса и выявить то, что отличает пианистический стиль каждого мастера, можно путем подробных записей всех его указаний во время занятий с учениками и тщательного анализа на этой основе самого нотного текста. Сличение таких записей, посвященных одним и тем же произведениям, над которыми работали у себя в классе выдающиеся советские педагоги, дало бы возможность охарактеризовать различие в трактовке данного произведения и во взглядах на пути овладения исполнительскими задачами. Такого рода исследования должны быть включены в тематику дальнейшей научной работы в области истории пианизма и методики.
Данный сборник является первым этапом изучения этой обширной темы, причем, как уже указывалось, его задача дать читателям представление о некоторых важнейших чертах советской пианистической школы: и о тех принципиальных положениях, которые объединяют лучших советских педагогов.
Последнее редактирование модератором: