Алина Дмитриевна
Member
- 16 Июл 2022
- 781
- 2
Автор: А. Шалаев
СКАЧАТЬ
Год: 1970
Издательство: Музыка
Страниц: 162
Формат: PDF
Размер: 6,1 МВ
Язык: русский
СКАЧАТЬ
Все мы хорошо знаем фильм режиссера Г. Александрова «Волга-Волга». И тот волнующий эпизод, когда песня, родившаяся на великой русской реке, пришла в концертные залы столицы. Ее исполнил сводный хор в сопровождении симфонического оркестра, которым дирижировал мальчик. Он был тоже одним из тех, кому пришлась по душе песня, кто сумел по-своему «прочитать» ее.
Видимо, не многие помнят, что в роли мальчика, дирижировавшего хором и оркестром, снялся Толя Шалаев, тот самый Шалаев, имя которого вот уже не первый десяток лет встречается на концертных афишах.
Мы недаром начали наш небольшой рассказ об Анатолии Андреевиче Шалаеве с эпизода фильма. Дело в том, что эпизод этот глубоко символичен, в нем отражена судьба талантливого человека, которому посчастливилось жить в наше советское время. Многое в нем и от судьбы самого Анатолия Андреевича, замечательного пропагандиста русской народной песни, виртуозного исполнителя, незаурядного композитора.
Истоки творчества Анатолия Шалаева восходят к детским годам, прошедшим в небольшой лесной деревне Сеньчуры на Брянщине. В семье Шалаевых любили музыку. Дед Анатолия — Федор Кузьмич — на самодельной скрипке играл старинные обрядовые русские песни, отец — Андрей Федорович — играл на ливенке. Увлечение музыкой стало в семье Шалаевых традицией. Анатолий Андреевич и теперь часто вспоминает длинные осенние вечера, избу, тихий, мелодичный голос матери Екатерины Васильевны, которая со старшей сестрой пела в два голоса.
Вот и он сам, не устоявший перед запретом отца «гармони не трогать», потихоньку от взрослых разучил на слух русские страдания, чем на одном из семейных вечеров удивил и растрогал родителей. Было тогда Анатолию пять лет.
Отец решил учить сына музыке. Во многом помог ему старший брат —Василий Андреевич, — прививший Анатолию любовь к произведениям русской классической музыки. В 1930 году Шалаевы переезжают в Москву. Во дворе дома № 13 на Арбатской площади часто можно было видеть, как вокруг маленького мальчика, игравшего на баяне, собиралась толпа слушателей.
Анатолий учится в школе и участвует в концертах детского творчества. Он выступает в Государственном академическом Большом театре на торжественных вечерах, посвященных празднованию Великого Октября, его баян звучит по радио. В 1932 году Анатолий поступает в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории по классу фортепиано. Два года ему посчастливилось заниматься у профессора А. Гольденвейзера.
Анатолий много времени отдает фортепиано, но не забывает и баян. В 1941 году, перед самой войной, он знакомится с баянистом Николаем Крыловым. Так рождается творческий дуэт, который и по сей день радует слушателей своим исполнительским мастерством.
Войну семнадцатилетний Анатолий Шалаев встречает во фронтовой концертной бригаде, выступает в госпиталях, перед бойцами Западного фронта. И всюду с ним — его товарищ, коллега — Николай Крылов.
В годы войны появляются самостоятельные произведения А. Шалаева. В основном это обработки, фантазии на темы военных песен.
С 1943 года Анатолий Андреевич — солдат Советской Армии. Он служит в Ансамбле песни и пляски Московского округа ПВО. Через пять лет в ансамбль приходит композитор Федор Иванович Маслов, который руководит коллективом до 1955 года. У Маслова учится Шалаев русскому хоровому искусству, композиции; Федор Иванович подсказывает ему и Николаю Крылову новые пути совершенствования исполнительского мастерства на баяне.
Трудолюбие, настойчивость и, если можно так сказать, преданность любимому делу позволили А. Шалаеву добиться значительных успехов: в течение десяти лет он — хормейстер и дирижер ансамбля.
Многие страницы творческой жизни Анатолия Андреевича связаны с хором Всесоюзного радио под руководством композитора Николая Васильевича Кутузова. Там, на радио, Шалаев и Крылов в 1963 году знакомятся с певицей Людмилой Зыкиной. Создается замечательное трио, которое успешно выступает у нас в стране и за границей: в Польше, ГДР, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Франции, Америке, Канаде, Японии. Кстати говоря, в создании концертных программ Людмилы Зыкиной, исполнительское мастерство которой отмечено Ленинской премией, есть немалая доля труда и Л. Шалаева.
Большая работа в развитии советского искусства, проделанная Анатолием Андреевичем Шалаевым, не могла остаться незамеченной. На VI Всемирном фестивале дуэт баянистов А. Шалаева и Н. Крылова награждается дипломом первой степени, диплом того же достоинства и звание лауреатов радиофестиваля получают они в 1960 году на радиофестивале русской песни, а через три года А. А. Шалаеву присваивается почетное звание заслуженного артиста РСФСР.
В настоящем сборнике Анатолий Андреевич Шалаев представлен как композитор. Здесь собраны его избранные произведения для дуэта баянов. Творческий почерк А. Шалаева ярок и самобытен. Его обработки отличаются мастерским развитием тематического материала. Превосходное знание выразительных возможностей баяна позволило автору создать неповторимый колорит, по которому многие баянисты и любители музыки безошибочно отличают произведения А. Шалаева от других работ, написанных для баяна.
А. Шалаев — в расцвете творческих сил. Яркий оптимизм, присущий его музыке, несомненно послужит доброй основой новых, интересных поисков.
СОДЕРЖАНИЕ:
СКАЧАТЬ
Год: 1970
Издательство: Музыка
Страниц: 162
Формат: PDF
Размер: 6,1 МВ
Язык: русский
СКАЧАТЬ
Все мы хорошо знаем фильм режиссера Г. Александрова «Волга-Волга». И тот волнующий эпизод, когда песня, родившаяся на великой русской реке, пришла в концертные залы столицы. Ее исполнил сводный хор в сопровождении симфонического оркестра, которым дирижировал мальчик. Он был тоже одним из тех, кому пришлась по душе песня, кто сумел по-своему «прочитать» ее.
Видимо, не многие помнят, что в роли мальчика, дирижировавшего хором и оркестром, снялся Толя Шалаев, тот самый Шалаев, имя которого вот уже не первый десяток лет встречается на концертных афишах.
Мы недаром начали наш небольшой рассказ об Анатолии Андреевиче Шалаеве с эпизода фильма. Дело в том, что эпизод этот глубоко символичен, в нем отражена судьба талантливого человека, которому посчастливилось жить в наше советское время. Многое в нем и от судьбы самого Анатолия Андреевича, замечательного пропагандиста русской народной песни, виртуозного исполнителя, незаурядного композитора.
Истоки творчества Анатолия Шалаева восходят к детским годам, прошедшим в небольшой лесной деревне Сеньчуры на Брянщине. В семье Шалаевых любили музыку. Дед Анатолия — Федор Кузьмич — на самодельной скрипке играл старинные обрядовые русские песни, отец — Андрей Федорович — играл на ливенке. Увлечение музыкой стало в семье Шалаевых традицией. Анатолий Андреевич и теперь часто вспоминает длинные осенние вечера, избу, тихий, мелодичный голос матери Екатерины Васильевны, которая со старшей сестрой пела в два голоса.
Вот и он сам, не устоявший перед запретом отца «гармони не трогать», потихоньку от взрослых разучил на слух русские страдания, чем на одном из семейных вечеров удивил и растрогал родителей. Было тогда Анатолию пять лет.
Отец решил учить сына музыке. Во многом помог ему старший брат —Василий Андреевич, — прививший Анатолию любовь к произведениям русской классической музыки. В 1930 году Шалаевы переезжают в Москву. Во дворе дома № 13 на Арбатской площади часто можно было видеть, как вокруг маленького мальчика, игравшего на баяне, собиралась толпа слушателей.
Анатолий учится в школе и участвует в концертах детского творчества. Он выступает в Государственном академическом Большом театре на торжественных вечерах, посвященных празднованию Великого Октября, его баян звучит по радио. В 1932 году Анатолий поступает в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории по классу фортепиано. Два года ему посчастливилось заниматься у профессора А. Гольденвейзера.
Анатолий много времени отдает фортепиано, но не забывает и баян. В 1941 году, перед самой войной, он знакомится с баянистом Николаем Крыловым. Так рождается творческий дуэт, который и по сей день радует слушателей своим исполнительским мастерством.
Войну семнадцатилетний Анатолий Шалаев встречает во фронтовой концертной бригаде, выступает в госпиталях, перед бойцами Западного фронта. И всюду с ним — его товарищ, коллега — Николай Крылов.
В годы войны появляются самостоятельные произведения А. Шалаева. В основном это обработки, фантазии на темы военных песен.
С 1943 года Анатолий Андреевич — солдат Советской Армии. Он служит в Ансамбле песни и пляски Московского округа ПВО. Через пять лет в ансамбль приходит композитор Федор Иванович Маслов, который руководит коллективом до 1955 года. У Маслова учится Шалаев русскому хоровому искусству, композиции; Федор Иванович подсказывает ему и Николаю Крылову новые пути совершенствования исполнительского мастерства на баяне.
Трудолюбие, настойчивость и, если можно так сказать, преданность любимому делу позволили А. Шалаеву добиться значительных успехов: в течение десяти лет он — хормейстер и дирижер ансамбля.
Многие страницы творческой жизни Анатолия Андреевича связаны с хором Всесоюзного радио под руководством композитора Николая Васильевича Кутузова. Там, на радио, Шалаев и Крылов в 1963 году знакомятся с певицей Людмилой Зыкиной. Создается замечательное трио, которое успешно выступает у нас в стране и за границей: в Польше, ГДР, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Франции, Америке, Канаде, Японии. Кстати говоря, в создании концертных программ Людмилы Зыкиной, исполнительское мастерство которой отмечено Ленинской премией, есть немалая доля труда и Л. Шалаева.
Большая работа в развитии советского искусства, проделанная Анатолием Андреевичем Шалаевым, не могла остаться незамеченной. На VI Всемирном фестивале дуэт баянистов А. Шалаева и Н. Крылова награждается дипломом первой степени, диплом того же достоинства и звание лауреатов радиофестиваля получают они в 1960 году на радиофестивале русской песни, а через три года А. А. Шалаеву присваивается почетное звание заслуженного артиста РСФСР.
В настоящем сборнике Анатолий Андреевич Шалаев представлен как композитор. Здесь собраны его избранные произведения для дуэта баянов. Творческий почерк А. Шалаева ярок и самобытен. Его обработки отличаются мастерским развитием тематического материала. Превосходное знание выразительных возможностей баяна позволило автору создать неповторимый колорит, по которому многие баянисты и любители музыки безошибочно отличают произведения А. Шалаева от других работ, написанных для баяна.
А. Шалаев — в расцвете творческих сил. Яркий оптимизм, присущий его музыке, несомненно послужит доброй основой новых, интересных поисков.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Фантазия на темы революционных песен
- Фантазия на темы двух русских народных песен: «Что ты жадно глядишь на дорогу» и «У ворот, ворот».
- Фантазия на тему русской народной песни «У зари-то, у зореньки»
- Фантазия на тему русской народной песни «Тонкая рябина»
- Концертные вариации на тему русской народной песни «Дождик»
- «Не слышно шуму городского». Обработка русской народной песни
- «На горе-то калина». Обработка русской народной песни
- Волжские припевки. Вариации на тему Ю. Щекотова
- Молдавский танец
- Веселые часы. Полька
- На стадионе. Музыкальная картинка
- Вальс-элегия
- Полосынька. Обработка русской народной песни
- Трепак.
- Русская метелица («Ах ты, зимушка-зима»)
- Концертино