Любовь Васильевна
Member
- 16 Июл 2022
- 421
- 2
Автор: А. Ширялин
Год: 1994
Издательство: Рифмэ
Страниц: 160
Формат: PDF
Размер: 18,2 МВ
Скачать
Книга эта в доступной и популярной форме рассказывает о гитаре, самом распространенном музыкальном инструменте, повествует о том, как пришла она в Россию, как стала здесь «властительницей сердец», инструментом для всех слоев общества, со своим строем, репертуаром и оригинальной школой.
Ее утверждение и становление в России — замысловатый и почти детективный сюжет, полный загадок и тайн. Биографии же творцов этого уникального пласта русской культуры интересны, разнообразны, нередко забавны, а иногда и трагичны.
Книга щедро иллюстрирована редкими фотографиями и документами, а также содержит богатое нотное приложение, отражающее более чем двухсотлетнюю историю гитары в России. К тому же к книге приложено «Пособие игры на шести- и семиструнной гитарах», которое в очень простой и ясной форме подводит к тайнам исполнительского мастерства на таком сложном инструменте, как гитара.
Книга может быть полезна людям всех возрастов, интересующимся гитарой и ее историей, — от учащихся музыкальных школ, студий до многочисленных любителей гитары, а также просто любознательному человеку, открывающему для себя новый, неведомый ему мир.
Основными материалами при работе над книгой послужили: очерк М. Стаховича «История семиструнной гитары», статьи Русанова и других авторов в журналах «Гитарист», «Гитара и гитаристы», «Аккорд», труды и исследования добросовестного и трудолюбивого историка гитары Владимира Павловича Машкевича, хранящиеся в архиве Центрального музея музыкальной культуры имени Глинки, многие другие архивные материалы из фондов этого музея и других музеев, мемуарная литература и периодика.
Автор приносит благодарность Сергею Константиновичу Муравьеву, Анатолию Павловичу Анашину, Ивану Александровичу Сухачеву, любезно предоставившим свои домашние архивы.
Часть 1
СТРАННИЦА
Гитара — блудница мира, цыганская королева...
Н. Шатров
Музыкальные инструменты, как люди, создавшие их, подвержены миграциям, как и люди, кочуют они табором и в одиночку, расселяясь в местах обетованных по всей Земле...
Гитароподобные музыкальные инструменты существуют столь давно, что проследить их возникновение невозможно, не затерявшись во времени. Еще не возвышалась пирамида Хеопса, ставшая одной из точек отсчета исторического времени, а струнные музыкальные инструменты уже звучали, разделяя радости и печали человеческого бытия.
Древнейшая арийская цивилизация уже знала гитару как четырехструнный инструмент. Само происхождение названия «гитара» от санскритского «кутур», что значит — четырехструнная.
Отсюда и «кифара» Древней Греции, инструмент светлого солнечного бога Аполлона, отсюда же и общеевропейское слово «гитара».
В столь же древнем Египте гитароподобные — инструменты — настолько прочно связаны с жизнью народа, что стали символом добра, и очертания их вошли в состав иероглифных знаков под названием «набл», то есть «добро».
Путешествуя по музеям Европы, можно найти древнейшие изображения предков гитары. Например, барельеф с гробницы царя Фив, относящийся к 3762—3703 годам до нашей Эры, представляет музыкальный инструмент, имеющий корпус и гриф с ладами.
В другом случае на каменном монолите глубокой линией вырезано изображение человека, играющего на гитаре. Датировка: 1400—1350 годы до нашей эры — время расцвета хеттской культуры.
Ближе к нашему времени, четвертый век до нашей эры, — изумительной пластики скульптурное изображение (горельеф ларосского мрамора) молодой очаровательной женщины, играющей на гитаре...
Арабские кочевники (бедуины), завоевавшие в VII веке уже нашей эры Грецию и Персию, сами, в свою очередь, были покорены высокой культурой этих древних цивилизаций и быстро пристрастились к «удовольствиям жизни, просвещенности и утонченному вкусу», как сказал один средневековый арабский писатель. Не последнюю роль при этом сыграла музыка, в том числе лютня и гитара. И когда арабы век спустя завоевывают Испанию, они приносят уже своеобразный сплав культуры Востока и Запада: томность Востока с культом телесной красоты античности, восточный изыск и элементы европейской рафинированности. Правда, гитара не была совсем уж новостью для Испании, которая долгое время до того находилась под римским владычеством. Инструмент, занесенный в Испанию римскими легионерами, назывался «фидокула». Но не в том суть, гитара была известна в Европе до арабских завоеваний, однако появление ее было эпизодическим, без очевидных последствий. Другое дело Испания: здесь начиная, пожалуй, с ХI века гитара ста» новится инструментом народным и, как всегда в таких случаях, «языческим». А это для инквизиторской Испании обвинение весьма серьезное. Поэтому отмечен факт гонения гитары кастильским королем Альфонсо Х.
Однако гитара настолько полюбилась испанскому народу, что изгнать ее из быта оказалось не по силам ни инквизиции, ни королям.
Год: 1994
Издательство: Рифмэ
Страниц: 160
Формат: PDF
Размер: 18,2 МВ
Скачать
Книга эта в доступной и популярной форме рассказывает о гитаре, самом распространенном музыкальном инструменте, повествует о том, как пришла она в Россию, как стала здесь «властительницей сердец», инструментом для всех слоев общества, со своим строем, репертуаром и оригинальной школой.
Ее утверждение и становление в России — замысловатый и почти детективный сюжет, полный загадок и тайн. Биографии же творцов этого уникального пласта русской культуры интересны, разнообразны, нередко забавны, а иногда и трагичны.
Книга щедро иллюстрирована редкими фотографиями и документами, а также содержит богатое нотное приложение, отражающее более чем двухсотлетнюю историю гитары в России. К тому же к книге приложено «Пособие игры на шести- и семиструнной гитарах», которое в очень простой и ясной форме подводит к тайнам исполнительского мастерства на таком сложном инструменте, как гитара.
Книга может быть полезна людям всех возрастов, интересующимся гитарой и ее историей, — от учащихся музыкальных школ, студий до многочисленных любителей гитары, а также просто любознательному человеку, открывающему для себя новый, неведомый ему мир.
Основными материалами при работе над книгой послужили: очерк М. Стаховича «История семиструнной гитары», статьи Русанова и других авторов в журналах «Гитарист», «Гитара и гитаристы», «Аккорд», труды и исследования добросовестного и трудолюбивого историка гитары Владимира Павловича Машкевича, хранящиеся в архиве Центрального музея музыкальной культуры имени Глинки, многие другие архивные материалы из фондов этого музея и других музеев, мемуарная литература и периодика.
Автор приносит благодарность Сергею Константиновичу Муравьеву, Анатолию Павловичу Анашину, Ивану Александровичу Сухачеву, любезно предоставившим свои домашние архивы.
Часть 1
СТРАННИЦА
Гитара — блудница мира, цыганская королева...
Н. Шатров
Музыкальные инструменты, как люди, создавшие их, подвержены миграциям, как и люди, кочуют они табором и в одиночку, расселяясь в местах обетованных по всей Земле...
Гитароподобные музыкальные инструменты существуют столь давно, что проследить их возникновение невозможно, не затерявшись во времени. Еще не возвышалась пирамида Хеопса, ставшая одной из точек отсчета исторического времени, а струнные музыкальные инструменты уже звучали, разделяя радости и печали человеческого бытия.
Древнейшая арийская цивилизация уже знала гитару как четырехструнный инструмент. Само происхождение названия «гитара» от санскритского «кутур», что значит — четырехструнная.
Отсюда и «кифара» Древней Греции, инструмент светлого солнечного бога Аполлона, отсюда же и общеевропейское слово «гитара».
В столь же древнем Египте гитароподобные — инструменты — настолько прочно связаны с жизнью народа, что стали символом добра, и очертания их вошли в состав иероглифных знаков под названием «набл», то есть «добро».
Путешествуя по музеям Европы, можно найти древнейшие изображения предков гитары. Например, барельеф с гробницы царя Фив, относящийся к 3762—3703 годам до нашей Эры, представляет музыкальный инструмент, имеющий корпус и гриф с ладами.
В другом случае на каменном монолите глубокой линией вырезано изображение человека, играющего на гитаре. Датировка: 1400—1350 годы до нашей эры — время расцвета хеттской культуры.
Ближе к нашему времени, четвертый век до нашей эры, — изумительной пластики скульптурное изображение (горельеф ларосского мрамора) молодой очаровательной женщины, играющей на гитаре...
Арабские кочевники (бедуины), завоевавшие в VII веке уже нашей эры Грецию и Персию, сами, в свою очередь, были покорены высокой культурой этих древних цивилизаций и быстро пристрастились к «удовольствиям жизни, просвещенности и утонченному вкусу», как сказал один средневековый арабский писатель. Не последнюю роль при этом сыграла музыка, в том числе лютня и гитара. И когда арабы век спустя завоевывают Испанию, они приносят уже своеобразный сплав культуры Востока и Запада: томность Востока с культом телесной красоты античности, восточный изыск и элементы европейской рафинированности. Правда, гитара не была совсем уж новостью для Испании, которая долгое время до того находилась под римским владычеством. Инструмент, занесенный в Испанию римскими легионерами, назывался «фидокула». Но не в том суть, гитара была известна в Европе до арабских завоеваний, однако появление ее было эпизодическим, без очевидных последствий. Другое дело Испания: здесь начиная, пожалуй, с ХI века гитара ста» новится инструментом народным и, как всегда в таких случаях, «языческим». А это для инквизиторской Испании обвинение весьма серьезное. Поэтому отмечен факт гонения гитары кастильским королем Альфонсо Х.
Однако гитара настолько полюбилась испанскому народу, что изгнать ее из быта оказалось не по силам ни инквизиции, ни королям.
Последнее редактирование модератором: