Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Артикуляция и произношение в музыкально-инструментальной речи баяниста.Кислицын

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
5
Артикуляция и произношение в музыкально-инструментальной речи баяниста
Автор: Н. Кислицын
Год: 2015
Издательство: Саратов: СГК им. Л.В. Собинова


Работа посвящена комплексному изучению баянных средств артикуляции и произношения в контексте академических традиций музыкального искусства. До настоящего времени в баянной теории артикуляции не сложилось однозначного толкования терминов «артикуляция» и «произношение» как важнейших компонентов музыкально-исполнительской речи. Автор предлагает свое видение проблемы артикуляции на баяне.
Издание предназначено для педагогов и студентов учебных заведений искусств и культуры, всех интересующихся проблемами искусства игры на клавишно-пневматических инструментах.



Скачать

Введение
Процесс интенсивных преобразований современного музыкального языка в оригинальных произведениях для баяна, активизировавшийся в последней трети XX века, продолжился в XXI столетии. Он отразил общее направление изменений в общеевропейской системе выразительных средств академической музыки. Трансформации подверглась система привычных интонационных и функционально-гармонических тяготений, модифицировались средства музыкального языка – мелодия, гармония, ритм. В этих условиях приобретенный ранее исполнителями опыт интерпретации композиционных структур и заключенного в них жанрово-стилевого, интонационно-образного содержания в контексте выразительных средств современного музыкального языка начал терять привычную для их истолкования опору.
Сложность воспроизведения и восприятия выразительно-смысловых значений инновационных элементов языка компенсируется привычной семантикой содержательных, формообразующих и коммуникативных средств исполнительского и композиторского мастерства, сложившихся в предшествующей музыкально-исполнительской практике. К их числу принадлежат и средства артикуляции на баяне, к которым прежде всего относятся исполнительские приемы и штрихи. Из них даже теоретически невозможно полностью исключить и некоторые другие средства выразительности: динамику, тембр, темп, агогику, ритм, которые формируются в многолетней художественно-творческой практике.
Однако в ряду средств музыкального языка приемы управления звукообразующими устройствами инструмента и штрихи занимают первостепенное место, и от них в большой степени зависит качество музыкального произношения.
Если к настоящему времени содержательные, формообразующие, коммуникативные функции динамики, тембра, темпа, ритма, метра, фактуры изучены и достаточно подробно описаны в специальной литературе, то средства артикуляции не получили аналогичной всесторонней разработки. «В музыковедении, — пишет В. Максимов, — множество сторон проявления артикуляции в теории и практике создавало довольно пестрое представление о предмете в целом, сотканном из сложного переплетения различных по составу «материалов» — технологических, педагогических, психологических, физиологических, математических, акустических, логических ...»!. Многие вопросы теории остаются дискуссионными, отдельные положения в результате активно развивающейся практики исполнительства утратили свою значимость. Поэтому актуальным представляется обоснование роли артикуляции баяниста в универсальной системе выразительных средств музыкального языка.

Обращение к данной проблеме определяется необходимостью анализа артикуляции на баяне как целостного образования, выделения в ней отдельных составляющих и сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации с конечной целью определения их места в структуре средств музыкальной выразительности.
Ракурс рассмотрения артикуляции баяниста в контексте традиций инструментальных культур академического направления обусловливается несколькими причинами. Во-первых, общностью закономерностей академизации музыкального искусства, присущих различным направлениям инструментального творчества, в том числе и исполнительству на баяне. Первоначальное освоение норм профессионального музыкального произношения и дальнейшее формирование оригинальных исполнительских навыков игры на баяне происходило именно под влиянием ранее сложившихся классических школ игры на органе, фортепиано, струнно-смычковых, духовых инструментах и в пении.
Музыканты этих специальностей зачастую являлись и непосредственными руководителями процесса подготовки будущих баянистов. Поэтому и в период становления, и в процессе последующего развития профессиональной культуры исполнителей на народных инструментах их влияние имело решающее значение для формирования современного облика исполнителя.

Во-вторых, взгляд на артикуляцию баяниста в контексте академического инструментально-исполнительского искусства обусловлен специфическими артикуляционно-произносительными особенностями клавишно-пневматических инструментов, обладающих широкими функциональными и темброво-фактурными возможностями, множественностью способов формирования звука. Напевность и бесчисленная палитра различных оттенков звучания, динамическая подвижность филировок, обилие приемов атаки звука позволяют воспроизводить на баяне интонационную выразительность человеческого голоса, акустические и фонетические характеристики звучания многочисленных классических музыкальных инструментов. Неограниченные технические и художественно-выразительные возможности баяна позволяют говорить о нем как о самодостаточном музыкальном инструменте, способном к интерпретации огромного разнообразия содержания академической музыки.
В-третьих, произносительный потенциал баяна позволяет исполнителю успешно воспроизводить звуковую систему музыкального языка различных стран, народов, эпох, направлений, школ, композиторов. Сольная, ансамблевая и концертмейстерская практика исполнения монодийной, гомофонной и полифонической музыки формируют различный артикуляционно-произносительный опыт профессионального баяниста, который невозможно дистанцировать от музыкального опыта классических инструментальных культур академического направления. Исполнение музыки, разнообразной по содержанию и жанрово-инструментальным, жанрово-стилевым признакам, способствует формированию у баянистов имманентного артикуляционно-произносительного опыта, формирующегося и развивающегося в контексте общих закономерностей эволюции музыкального языка и речи.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Анастасия Олеговна 40
Анна Кирилловна 17
Анна Кирилловна 21
Анна Кирилловна 19
Анна Кирилловна 30
Анна Кирилловна 48
Анна Кирилловна 30
Анна Кирилловна 50
Анна Кирилловна 45
Анна Кирилловна 32

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу