Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Б. Вольман. Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства

Автор: Б. Вольман
Название: Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства




СКАЧАТЬ


Год: 1961
Издательство: Музгиз
Страниц: 192
Формат: DJVU
Размер: 2,4 МВ
Язык: русский

Известное пренебрежение, с которым относятся к гитаре даже многие профессиональные музыканты, основано на недопонимании ее художественных достоинств, незнании истории инструмента и его литературы. Недостаточная сила звука гитары воспрепятствовала ей стать постоянным участником симфонического оркестра. Она нашла широкое применение главным образом в любительском музицировании, где с успехом выполняла функции аккомпанирующего и сольного инструмента, уступая в этом плане лишь фортепьяно, этому «оркестру в миниатюре». Однако, как фортепьяно и некоторые другие музыкальные инструменты, гитара использовалась и как концертный инструмент своеобразного звучания, для которого создавалась специальная литература и существовали виртуозы-исполнители, привлекавшие внимание любителей музыки на Западе и в России.

Осветить историю развития гитарного искусства в России от его зарождения до наших дней и установить прогноз в отношении будущего гитары в СССР — такую задачу ставил перед собой автор предлагаемой работы. С этой целью, помимо глав, повествующих в порядке хронологической последовательности о прошлом и настоящем гитары, и кратких монографических очерков, посвященных выдающимся русским гитаристам, в работу включены две вводных главы. В первой рассказывается о происхождении инструмента и его бытовании, вторая рассматривает гитару как аккомпанирующий инструмент, на определенном историческом этапе сыгравший немаловажную роль в укреплении демократических основ русского вокального искусства.
О том, насколько удалось выполнить автору поставленные задачи,— слово предоставляется читателям книги, но, если она в какой-то мере поможет установлению взгляда на гитару как художественно ценный инструмент, требующий не предвзятого, а объективного к себе отношения, основная цель работы будет достигнута.


СКАЧАТЬ


Появление rитары в России относится приблизительно к ceредине ХУII 1 века. В первой работе по иcmрии музыки в Pocсии, опубликованной в 1770 году, ее автор, «профессор элоквенции и поэзии» Академии наук в Петербурre Яков Штелин, гворя о музыке в период царствования императрицы Елизаветы Петровны, отмечал: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская rитара и ее землячка мандолина блаrодаря разным итальянцам появились в Москве, но никоrда не имели большоro успеха, тем более, что они не могут выполнить свое назначение, т. е. сопровождать влюбленные вздохи под окнами возлюбленных, в стране, rдe ни вечерние серенады, ни воздыхания на улицах не приняты».

Объяснение Штелином причин малой популярности rитары едва ли можно признать сocmятельным. rитара в первой поло-- вине XVII 1 века не пользовалась большим успехом и в Европе, хотя БЬVJa там хорошо известна. Препятствия ее распространению в России, на которые столь неосновательно ссылался Штелин, не помешали стать ей вскоре одним из самых любимых музыкальных инструменmов. Более существенно указание Штелина на то, что в России первоначально появилась привозная, «итальянская» rитара. В XVI 1 1 веке в Россию приезжало немало итальянцев. Среди них были крупные композиторы, певцы, инструменталисты. Их привлекали в Россию главным образом высокие, значительно большие, чем на родине, заработки. Итальянские музыканты выступали преимущественно при императорском дворе и в придворных собраниях, иrpая как на хорошо знакомых уже в России инструментах, так и на новых, здесь еще не известных. Наряду с мандолиной и гитарой упоминается Штелином и более распространенный в то время на Западе щипковый инструмент лютня, на кomрой, по eгo словам, иrpал при pycском дворе Тимофей Белоrpадский, уроженец Украины, обучавшийся еще в 40x roдах XVIII века искусству иrpы на лютне в Дрездене. Если о rитаре Штелин rоворит, как об инструменте mлько аккомпанировавшем пению, то в отношении лютни он указывает, что Белоrpадский иrpал на ней "сильнейшие соло и труднейшие концерты". Лютня и rитара - родственные щипковые инструменты, происхождение которых теряется в rnyбoкой древности. Из стран Вocmокa они бьши завезены в Испанию. Владычество Maвров в Испании, продолжавшееся до 1494 roда, Korдa пал их последний оплот крепость Альraмбра в rpeнaдe, оставило rлубокий след в искусстве испанскоrо народа. Отразилось оно и на музыкальном инструментарии. Лютня и rитара, упрочившись в Испании, блаrодаря тесным экономическим и культурным связям этой страны с Южной Италией, проникла туда и вскоре pacпространились по всей Европе....


СКАЧАТЬ

 

Вложения

  • 14.jpg
    14.jpg
    10.5 KB · Просмотры: 9

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу