Любовь Васильевна
Member
- 16 Июл 2022
- 421
- 2
Автор: Б. Вольман
Год: 1980
Издательство: Музыка
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 5,3 МВ
Скачать
Скачать
Гитара — один из самых распространенных в быту музыкальных инструментов. Мягкий, приятный тембр, возможность исполнения
сольных пьес и аккомпанемента, портативность и небольшая стоимость способствуют ее широкому распространению.
Что же представляет собой этот инструмент и какова история возникновения и развития гитарного искусства? Современная гитара имеет немало разновидностей, но в основе их лежат два основных типа:-шестиструнная (испанская) и семи-
струнная (русская), которые при полном внешнем сходстве различаются только коли-
чеством струн и их строем. Поэтому при описании внешнего вида и способов игры мы объединим эти разновидности.
Основными частями гитары являются: корпус, шейка с грифом, головка с колковой механикой и струны. В контурном очертании корпус имеет овальную форму с глубокими выемками по бокам. Он состоит из двух дек — верхней и нижней, соединенных боковой стенкой — обечайкой. Верхняя дека изготавливается из елового дерева, нижняя — из клена, красного дерева -Подставка
или березы. Обе деки с внутренней стороны укреплены пружинами-планками, которые увеличивают сопротивление дек натяжению
струн. На верхней деке чуть выше центра находится круглое резонаторное отверстие — розетка. Ниже укрепляются подставка-струнодержатель и порожек, поддерживающий струны над декой. В верхнюю часть корпуса вмонтирована
шейка гитары, которая заканчивается головкой. Снизу шейка овальная; сверху на нее наклеивается гриф, разделенный на лады ме-
таллическими порожками. Каждый лад изменяет звучание струны на полтона. Всего ладов около двадцати, их счет ведется сверху от головки. Струны на гитаре применяются жильные, нейлоновые и металлические. Три наиболее толстые, басовые, обматываются тонкой проволокой (канителью). Шестиструнная гитара имеет такой строй: Строй семиструнной гитары иной: Современная шести- или семиструнная гитара отличается от инструм ггов, бытовавших ранее. Размеры корпуса несколько увеличились, но сам инструмент уменьшился в весе за счет применения более/ легких пород дерева и уменьшения толщины дек и обечайки. Украшавшие корпус вставки из слоновой кости и перламутра если еще и сохранились, то стали более скромными. С увеличением
размера гитары удлинился и вибрирующий участок струны. Гриф стал шире, поэтому увеличилось расстояние между струнами, что облегчает игру на каждой в отдельности. Кроме того, гриф стал совершенно плоским, а не выпуклым, каким был раньше. Деревянные колки заменены теперь металлическими, позволяющими быстро, без особых усилий, настраивать гитару.
Играют на гитаре сидя, положив ее боковым вырезом на левую ногу и слегка прикасаясь к корпусу грудью. Правую ногу отстав-
ляют в сторону, левую ставят для упора на небольшую скамеечку. Когда исполняется простейший аккомпанемент, то играют стоя,
поддерживая гитару на перевязи, либо сидя, положив ногу на ногу. Извлечение звука на гитаре производится двумя способами. Один из них — «ногтевой», при котором палец касается струны сначала «подушечкой», а затем скользит по ребру ногтя; другой способ игры—только с помощью кончиков пальцев. В первом случае звук получается яркий и сочный, во втором — несколько затушеванный. Оба способа представляют исполнителю равные возможности музыкальной выразительности. Гитаристы-профессионалы пользуются самыми разнообразными штрихами. Помимо известных приемов, как 1е^а1о, 5{асса1;о, рог1а-
теп!о и другие, существуют и такие, которые обусловлены специфическими особенностями гитары. Так, например, весьма употребителен у гитаристов штрих газдеайо— удар пальцев правой руки по нескольким или всем струнам гитары в направлении от первой, самой тонкой струны к басовой и в обратном направлении; гейоЫе — имитация барабанного боя, получаемая путем наложения одной басовой струны на другую; ри1§аг (риз) — мягкое скольжение большого пальца правой руки от нижней струны к верхней; {атЬога — удар ребром большого пальца по подставке и еще много, много других, обозначаемых специаль-
ными терминами на испанском или французских языках. На гитаре возможно также дНззапйо (скольжение по струне) и применение флажолетов — как натуральных, получаемых от прикосновения пальца к открытой струне в определенных местах, так и искусственных, исполняющихся на закрытых струнах, тб есть прижатых к ладам. Характер звучания гитары зависит от ме-
ста прикосновения к струне. У розетки звук получается сильным и ярким. По мере продвижения в сторону головки он будет слабым,
хрупким, с матовым оттенком. При игре у подставки гитара звучит резко и даже грубо. Ноты для гитары записываются на одной
строке в скрипичном ключе, октавой выше реального звучания. Тут же указываются штрихи -и приемы игры, порядковый номер струны (арабскими.цифрами в кружочке), позиции левой руки на грифе (римскими цифрами): Спокойно Направление движения правой руки указывается знаками Л (вверх) и V (вниз). Такое обилие условных знаков, конечно, представит некоторое затруднение начинающим гитаристам. Длинным и сложным был путь развития гитары. Струнный щипковый инструмент под названием диНага (от греческого %гдара— кифара) был известен еще в XIV— XV веках. Окончательное оформление гитары, такой, как мы ее знаем, произошло лишь в XVIII веке. Ее предшественниками были разнообразные старинные инструменты: греческая кифара,
лира, лютня, испанская виуэла, итальянская виола. Так, в середине XIV века в Европу из стран Востока была завезена лютня. Особое
значение в музыкальной жизни она приобрела в эпоху Возрождения, когда значительно возросла роль народного искусства.
В середине XVI века лютня стала самым популярным инструментом. Лютнисты довели игру на ней до значительного совершенства.
Они создали обширную музыкальную литературу, многие произведения которой без особых изменений исполняются современными гитаристами. Сохранились и инструменты того времени. Лютня состояла из выпуклого снизу и пло-
ского сверху овального корпуса, короткой шейки с грифом, отогнутой назад головкой с колками. Количество струн доходило до два-
дцати четырех, но наиболее употребительной была лютня с пятью парными струнами и одной одинарной. Настройка струн была самой разнообразной. Играли на ней, защипывая струны пальцами, и значительно реже плектром— небольшой заостренной пластиной, изготовленной из панциря черепахи. В XVI—XVII веках в Испании широкое распространение получила виуэла. По внеш-
ним признакам она имела большое сходство с современной гитарой: такой же овальный корпус с выемками по бокам, длинная шейка, головка, шесть струн; лишь нижняя дека виуэлы была выпуклой, как у лютни. Этот инструмент считался аристократиче-
ским. На нем играли при дворе королей и испанских грандов. Музыкальная литература для виуэлы, созданная выдающимися компо-
зиторами и исполнителями XVI—XVII веков (Луисом Миланом, Мигуэлем де Фуэнльяна и другими), как и лютневая музыка того времени, считается музыкальной «классикой» ранних щипковых инструментов.
Год: 1980
Издательство: Музыка
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 5,3 МВ
Скачать
Скачать
Гитара — один из самых распространенных в быту музыкальных инструментов. Мягкий, приятный тембр, возможность исполнения
сольных пьес и аккомпанемента, портативность и небольшая стоимость способствуют ее широкому распространению.
Что же представляет собой этот инструмент и какова история возникновения и развития гитарного искусства? Современная гитара имеет немало разновидностей, но в основе их лежат два основных типа:-шестиструнная (испанская) и семи-
струнная (русская), которые при полном внешнем сходстве различаются только коли-
чеством струн и их строем. Поэтому при описании внешнего вида и способов игры мы объединим эти разновидности.
Основными частями гитары являются: корпус, шейка с грифом, головка с колковой механикой и струны. В контурном очертании корпус имеет овальную форму с глубокими выемками по бокам. Он состоит из двух дек — верхней и нижней, соединенных боковой стенкой — обечайкой. Верхняя дека изготавливается из елового дерева, нижняя — из клена, красного дерева -Подставка
или березы. Обе деки с внутренней стороны укреплены пружинами-планками, которые увеличивают сопротивление дек натяжению
струн. На верхней деке чуть выше центра находится круглое резонаторное отверстие — розетка. Ниже укрепляются подставка-струнодержатель и порожек, поддерживающий струны над декой. В верхнюю часть корпуса вмонтирована
шейка гитары, которая заканчивается головкой. Снизу шейка овальная; сверху на нее наклеивается гриф, разделенный на лады ме-
таллическими порожками. Каждый лад изменяет звучание струны на полтона. Всего ладов около двадцати, их счет ведется сверху от головки. Струны на гитаре применяются жильные, нейлоновые и металлические. Три наиболее толстые, басовые, обматываются тонкой проволокой (канителью). Шестиструнная гитара имеет такой строй: Строй семиструнной гитары иной: Современная шести- или семиструнная гитара отличается от инструм ггов, бытовавших ранее. Размеры корпуса несколько увеличились, но сам инструмент уменьшился в весе за счет применения более/ легких пород дерева и уменьшения толщины дек и обечайки. Украшавшие корпус вставки из слоновой кости и перламутра если еще и сохранились, то стали более скромными. С увеличением
размера гитары удлинился и вибрирующий участок струны. Гриф стал шире, поэтому увеличилось расстояние между струнами, что облегчает игру на каждой в отдельности. Кроме того, гриф стал совершенно плоским, а не выпуклым, каким был раньше. Деревянные колки заменены теперь металлическими, позволяющими быстро, без особых усилий, настраивать гитару.
Играют на гитаре сидя, положив ее боковым вырезом на левую ногу и слегка прикасаясь к корпусу грудью. Правую ногу отстав-
ляют в сторону, левую ставят для упора на небольшую скамеечку. Когда исполняется простейший аккомпанемент, то играют стоя,
поддерживая гитару на перевязи, либо сидя, положив ногу на ногу. Извлечение звука на гитаре производится двумя способами. Один из них — «ногтевой», при котором палец касается струны сначала «подушечкой», а затем скользит по ребру ногтя; другой способ игры—только с помощью кончиков пальцев. В первом случае звук получается яркий и сочный, во втором — несколько затушеванный. Оба способа представляют исполнителю равные возможности музыкальной выразительности. Гитаристы-профессионалы пользуются самыми разнообразными штрихами. Помимо известных приемов, как 1е^а1о, 5{асса1;о, рог1а-
теп!о и другие, существуют и такие, которые обусловлены специфическими особенностями гитары. Так, например, весьма употребителен у гитаристов штрих газдеайо— удар пальцев правой руки по нескольким или всем струнам гитары в направлении от первой, самой тонкой струны к басовой и в обратном направлении; гейоЫе — имитация барабанного боя, получаемая путем наложения одной басовой струны на другую; ри1§аг (риз) — мягкое скольжение большого пальца правой руки от нижней струны к верхней; {атЬога — удар ребром большого пальца по подставке и еще много, много других, обозначаемых специаль-
ными терминами на испанском или французских языках. На гитаре возможно также дНззапйо (скольжение по струне) и применение флажолетов — как натуральных, получаемых от прикосновения пальца к открытой струне в определенных местах, так и искусственных, исполняющихся на закрытых струнах, тб есть прижатых к ладам. Характер звучания гитары зависит от ме-
ста прикосновения к струне. У розетки звук получается сильным и ярким. По мере продвижения в сторону головки он будет слабым,
хрупким, с матовым оттенком. При игре у подставки гитара звучит резко и даже грубо. Ноты для гитары записываются на одной
строке в скрипичном ключе, октавой выше реального звучания. Тут же указываются штрихи -и приемы игры, порядковый номер струны (арабскими.цифрами в кружочке), позиции левой руки на грифе (римскими цифрами): Спокойно Направление движения правой руки указывается знаками Л (вверх) и V (вниз). Такое обилие условных знаков, конечно, представит некоторое затруднение начинающим гитаристам. Длинным и сложным был путь развития гитары. Струнный щипковый инструмент под названием диНага (от греческого %гдара— кифара) был известен еще в XIV— XV веках. Окончательное оформление гитары, такой, как мы ее знаем, произошло лишь в XVIII веке. Ее предшественниками были разнообразные старинные инструменты: греческая кифара,
лира, лютня, испанская виуэла, итальянская виола. Так, в середине XIV века в Европу из стран Востока была завезена лютня. Особое
значение в музыкальной жизни она приобрела в эпоху Возрождения, когда значительно возросла роль народного искусства.
В середине XVI века лютня стала самым популярным инструментом. Лютнисты довели игру на ней до значительного совершенства.
Они создали обширную музыкальную литературу, многие произведения которой без особых изменений исполняются современными гитаристами. Сохранились и инструменты того времени. Лютня состояла из выпуклого снизу и пло-
ского сверху овального корпуса, короткой шейки с грифом, отогнутой назад головкой с колками. Количество струн доходило до два-
дцати четырех, но наиболее употребительной была лютня с пятью парными струнами и одной одинарной. Настройка струн была самой разнообразной. Играли на ней, защипывая струны пальцами, и значительно реже плектром— небольшой заостренной пластиной, изготовленной из панциря черепахи. В XVI—XVII веках в Испании широкое распространение получила виуэла. По внеш-
ним признакам она имела большое сходство с современной гитарой: такой же овальный корпус с выемками по бокам, длинная шейка, головка, шесть струн; лишь нижняя дека виуэлы была выпуклой, как у лютни. Этот инструмент считался аристократиче-
ским. На нем играли при дворе королей и испанских грандов. Музыкальная литература для виуэлы, созданная выдающимися компо-
зиторами и исполнителями XVI—XVII веков (Луисом Миланом, Мигуэлем де Фуэнльяна и другими), как и лютневая музыка того времени, считается музыкальной «классикой» ранних щипковых инструментов.
Последнее редактирование модератором: