Инна Леонидовна
Member
- 16 Июл 2022
- 192
- 0
Название: Библиотека юного домриста
Автор: И. Забелова
Год: 2017
Издательство: Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова
Современная домра утвердилась на концертной эстраде как полноправный академический инструмент. Это вызвало интерес к ней со стороны многих талантливых профессиональных композиторов. В последние десятилетия создан ряд высокохудожественных произведений, обогативших концертный репертуар домристов. Это сочинения крупной формы и миниатюры, эстрадная музыка и пьесы фольклорного направления, переложения и транскрипции… Расширяется и углубляется образно-эмоциональное содержание музыкальных произведений, появляются новые приёмы звукоизвлечения, всё более высокие требования предъявляются к исполнительской технике. В свете выше сказанного особую важность приобретает работа с начинающими музыкантами, расширение педагогического репертуара, обновление нотной литературы для юных домристов.
Предлагаемый вашему вниманию сборник является откликом на сложившуюся ситуацию в этой сфере. В него вошли пьесы и этюды автора-составителя, оригинальная музыка и переложения произведений современных белорусских и российских авторов. Нотный материал выстроен по принципу постепенного усложнения и рассчитан на учащихся как младшего, так и среднего, и старшего возрастов. Пьесы удобны для исполнения, легко читаются с листа и быстро запоминаются. Предлагаемые автором варианты аппликатуры могут быть скорректированы педагогом с учётом габаритов инструмента, строения рук и других физиологических особенностей ученика. Краткие методические рекомендации призваны акцентировать внимание домристов на характерные особенности исполнения.
Автор надеется, что предлагаемый сборник будет востребован в педагоги-ческой работе учителей ДШИ, на занятиях в секторе педпрактики ССУЗов и УВО, расширит учебный репертуар домристов.
СОДЕРЖАНИЕ:
И. Забелова. Маленький марш
И. Забелова. Грустная мелодия
И. Забелова. Катится колобок
И. Забелова. Кукушечка
И. Забелова. Грустинка
И. Забелова. Галоп
И. Забелова. Ритмическая миниатюра
В. Елецкий. Детский вальс
В. Елецкий. Маленький вальс
А. Доренский. Мелодия
А. Доренский. Хоровод и Наигрыш
В. Баканов. Деревенские страдания
А. Крючков. Детская сюита
1. Галоп
2. Песня
3. Игра в мяч
4. Печалька
5. Тарантелла
А. Шашков. Стремительный танец
П. Забелов. Кацілася чорна галка
П. Забелов. Словацкая полька
И. Забелова. Этюд-полька
И. Забелова. Этюд
И. Забелова. Этюд
скачать
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
МАЛЕНЬКИЙ МАРШ
Пьеса написана в простой трёхчастной форме. В крайних разделах солист исполняет тему, характер которой прост и понятен, основан на чётком ритмическом рисунке. Материал изложен в первой позиции, что делает исполнение очень удобным. В средней части тематический материал звучит у фортепиано. В партии домры — аккордовый аккомпанемент, при исполнении которого возможно использование различных аппликатурных вариантов, учитывающих индивидуальные физические возможности учащегося. Главное здесь — озвученность всех нот, лёгкость исполнения и ритмическая
точность.
ГРУСТНАЯ МЕЛОДИЯ
Научить маленького музыканта петь на инструменте — очень трудная задача, к решению которой нужно приступать с первых занятий. Овладению этим навыкам посвящена данная пьеса. При формировании у ученика тремоло важно не форсировать звук, играть ровно и выразительно. Необходимо, чтобы юный домрист контролировал движение пальцев левой руки, заранее готовил их при переходе с одного звука на другой, мягко «погружался» в струну.
КАТИТСЯ КОЛОБОК
Пьеса основана на коротких хроматических фразах. Очень удобна для исполнения. Будет полезна для развития мелкой техники. Необходимо добиваться ровности ударов, качественного нажатия всех пальцев левой руки, особенно четвёртого, чёткого произношения вссх звуков. Образ весёлого колобка, возможно, будет способствовать большей эмоциональности, искренности и естественности исполнения.
КУКУШЕЧКА
Пьеса изобилует разнообразными приёмами игры: ударами вниз, коротким тремоло, переменными ударами. Есть сложности и в ритмическом отношении. Следует добиваться штрихового единства солиста и партии фортепиано, органично решать технические и художественные задачи.
ГРУСТИНКА.
Пьеса ставит перед учеником новые технические (освоение навыков игры терциями) и художественные (партия домры аккомпанирующая, но очень важная для образного восприятия музыки) задачи. Необходимость
всё время слушать партию солиста активизирует слуховые навыки. Особое
внимание следует обратить на культуру звукоизвлечения.
ГАЛОП
При исполнении этой пьесы необходимо добиваться чёткого ритма, единого темпа, упругости, энергичности, лёгкости, ансамблевой согласованности. Предложенная автором аппликатура заставит поработать все пальцы левой руки.
РИТМИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА
Пьеса достаточно трудна для учащихся младших классов в ритмическом отношении. На этапе разбора следует простучать партию солиста, посчитать, простучать с аккомпанементом. Это маленький весёлый регтайм, исполнять который нужно ярко, озорно, непринуждённо, легко и чётко.
ДЕТСКИЙ ВАЛЬС. МАЛЕНЬКИЙ ВАЛЬС
Две пьесы российского композитора В. Елецкого являются переложениями (в оригинале написаны для баяна). Они познакомят начинающего домриста с одним из самых популярных танцев — вальсом. Лирические мелодии исполняются приёмом «тремоло», для формирования которого необходимо осуществлять тщательный контроль за ровностью и свободой чередования движений правой руки. При разборе текста можно поиграть тему ударами сверху, затем поучить мелодию ритмизованным «тремоло», заполняя четверти дуэлями, триолями и тд.
МЕЛОДИЯ
Также баянная пьеса. Автором является российский композитор А. Доренский. Музыка очень удобна для исполнения. Красивая, легко запоминающаяся мелодия изложена достаточно крупными длительностями и даёт возможность поработать над фразировкой, ровным звуковедением, динамикой, дыханием, агогикой.
ХОРОВОД И НАИГРЫШ
Еще одно переложение баянной пьесы А. Доренского. Она состоит из двух контрастных разделов. В первом, песенном, лирическом, следует обратить внимание на выразительность исполнения мелодии, точность аппликатуры, ровность тремоло. Перед вторым, танцевальным, задорным, надо успеть перестроиться эмоционально и приготовить исполнительский аппарат для игры аккордов.
Автор: И. Забелова
Год: 2017
Издательство: Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова
Современная домра утвердилась на концертной эстраде как полноправный академический инструмент. Это вызвало интерес к ней со стороны многих талантливых профессиональных композиторов. В последние десятилетия создан ряд высокохудожественных произведений, обогативших концертный репертуар домристов. Это сочинения крупной формы и миниатюры, эстрадная музыка и пьесы фольклорного направления, переложения и транскрипции… Расширяется и углубляется образно-эмоциональное содержание музыкальных произведений, появляются новые приёмы звукоизвлечения, всё более высокие требования предъявляются к исполнительской технике. В свете выше сказанного особую важность приобретает работа с начинающими музыкантами, расширение педагогического репертуара, обновление нотной литературы для юных домристов.
Предлагаемый вашему вниманию сборник является откликом на сложившуюся ситуацию в этой сфере. В него вошли пьесы и этюды автора-составителя, оригинальная музыка и переложения произведений современных белорусских и российских авторов. Нотный материал выстроен по принципу постепенного усложнения и рассчитан на учащихся как младшего, так и среднего, и старшего возрастов. Пьесы удобны для исполнения, легко читаются с листа и быстро запоминаются. Предлагаемые автором варианты аппликатуры могут быть скорректированы педагогом с учётом габаритов инструмента, строения рук и других физиологических особенностей ученика. Краткие методические рекомендации призваны акцентировать внимание домристов на характерные особенности исполнения.
Автор надеется, что предлагаемый сборник будет востребован в педагоги-ческой работе учителей ДШИ, на занятиях в секторе педпрактики ССУЗов и УВО, расширит учебный репертуар домристов.
СОДЕРЖАНИЕ:
И. Забелова. Маленький марш
И. Забелова. Грустная мелодия
И. Забелова. Катится колобок
И. Забелова. Кукушечка
И. Забелова. Грустинка
И. Забелова. Галоп
И. Забелова. Ритмическая миниатюра
В. Елецкий. Детский вальс
В. Елецкий. Маленький вальс
А. Доренский. Мелодия
А. Доренский. Хоровод и Наигрыш
В. Баканов. Деревенские страдания
А. Крючков. Детская сюита
1. Галоп
2. Песня
3. Игра в мяч
4. Печалька
5. Тарантелла
А. Шашков. Стремительный танец
П. Забелов. Кацілася чорна галка
П. Забелов. Словацкая полька
И. Забелова. Этюд-полька
И. Забелова. Этюд
И. Забелова. Этюд
скачать
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
МАЛЕНЬКИЙ МАРШ
Пьеса написана в простой трёхчастной форме. В крайних разделах солист исполняет тему, характер которой прост и понятен, основан на чётком ритмическом рисунке. Материал изложен в первой позиции, что делает исполнение очень удобным. В средней части тематический материал звучит у фортепиано. В партии домры — аккордовый аккомпанемент, при исполнении которого возможно использование различных аппликатурных вариантов, учитывающих индивидуальные физические возможности учащегося. Главное здесь — озвученность всех нот, лёгкость исполнения и ритмическая
точность.
ГРУСТНАЯ МЕЛОДИЯ
Научить маленького музыканта петь на инструменте — очень трудная задача, к решению которой нужно приступать с первых занятий. Овладению этим навыкам посвящена данная пьеса. При формировании у ученика тремоло важно не форсировать звук, играть ровно и выразительно. Необходимо, чтобы юный домрист контролировал движение пальцев левой руки, заранее готовил их при переходе с одного звука на другой, мягко «погружался» в струну.
КАТИТСЯ КОЛОБОК
Пьеса основана на коротких хроматических фразах. Очень удобна для исполнения. Будет полезна для развития мелкой техники. Необходимо добиваться ровности ударов, качественного нажатия всех пальцев левой руки, особенно четвёртого, чёткого произношения вссх звуков. Образ весёлого колобка, возможно, будет способствовать большей эмоциональности, искренности и естественности исполнения.
КУКУШЕЧКА
Пьеса изобилует разнообразными приёмами игры: ударами вниз, коротким тремоло, переменными ударами. Есть сложности и в ритмическом отношении. Следует добиваться штрихового единства солиста и партии фортепиано, органично решать технические и художественные задачи.
ГРУСТИНКА.
Пьеса ставит перед учеником новые технические (освоение навыков игры терциями) и художественные (партия домры аккомпанирующая, но очень важная для образного восприятия музыки) задачи. Необходимость
всё время слушать партию солиста активизирует слуховые навыки. Особое
внимание следует обратить на культуру звукоизвлечения.
ГАЛОП
При исполнении этой пьесы необходимо добиваться чёткого ритма, единого темпа, упругости, энергичности, лёгкости, ансамблевой согласованности. Предложенная автором аппликатура заставит поработать все пальцы левой руки.
РИТМИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА
Пьеса достаточно трудна для учащихся младших классов в ритмическом отношении. На этапе разбора следует простучать партию солиста, посчитать, простучать с аккомпанементом. Это маленький весёлый регтайм, исполнять который нужно ярко, озорно, непринуждённо, легко и чётко.
ДЕТСКИЙ ВАЛЬС. МАЛЕНЬКИЙ ВАЛЬС
Две пьесы российского композитора В. Елецкого являются переложениями (в оригинале написаны для баяна). Они познакомят начинающего домриста с одним из самых популярных танцев — вальсом. Лирические мелодии исполняются приёмом «тремоло», для формирования которого необходимо осуществлять тщательный контроль за ровностью и свободой чередования движений правой руки. При разборе текста можно поиграть тему ударами сверху, затем поучить мелодию ритмизованным «тремоло», заполняя четверти дуэлями, триолями и тд.
МЕЛОДИЯ
Также баянная пьеса. Автором является российский композитор А. Доренский. Музыка очень удобна для исполнения. Красивая, легко запоминающаяся мелодия изложена достаточно крупными длительностями и даёт возможность поработать над фразировкой, ровным звуковедением, динамикой, дыханием, агогикой.
ХОРОВОД И НАИГРЫШ
Еще одно переложение баянной пьесы А. Доренского. Она состоит из двух контрастных разделов. В первом, песенном, лирическом, следует обратить внимание на выразительность исполнения мелодии, точность аппликатуры, ровность тремоло. Перед вторым, танцевальным, задорным, надо успеть перестроиться эмоционально и приготовить исполнительский аппарат для игры аккордов.
Последнее редактирование модератором: