Детский фольклор — первая ступень в развитии речи ребёнка
Автор: Кром Елена Анатольевна - инструктор по физической культуре МБДОУ ДС № 315 г. Челябинска
Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют большое значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти особенности – взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
К детскому фольклору относят как творчество самих детей, так и произведения, которые составляются для детей взрослыми. Такое разделение происходит из-за того, что игровые и ритмико-интонационные навыки детей зависят от возраста. В раннем возрасте (с первых дней рождения и до 3 — 3,5 лет) эмоциональное, моторное и умственное развитие ребёнка зависит целиком от взрослых. Взрослые исполняют для детей раннего возраста колыбельные песни, потешки, пестушки.
Колыбельные песни и пестушки – самые древнейшие жанры народного фольклора, с которыми знакомится ребенок. Колыбельные в основном исполняются мамами при укачивании своего малыша. В данном жанре еще сохранились элементы заговора-оберега.
Пестушки — это короткие стишки и песенки, слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. Поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх, почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого. Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, развивает их речь.
Вторую часть детского фольклора составляют произведения для детей среднего и старшего возраста. К ним относятся произведения, которые поются или ритмично произносятся: игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни, а также присказки, скороговорки, загадки, сказки. Некоторая их часть составлена взрослыми для детей, но большинство из этого вида — это творчество самих детей.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и обычаям, воспитывает художественный вкус, а также развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Литература:
«Русское народное поэтическое творчество» хрестоматия составитель Ю.Г. Круглов, Л. «Просвещение», 1987 год; стр. 489-502.
4. «Русские народные сказки», Москва, изд. «Содействие», 1997 год, стр. 21-35.
5. Сборник «Из детских книг», Москва, «Просвещение», 1995год, часть 1, стр. 4-15.
6. Фольклор народов России составители В.И. Калугина, А.В. Копалина «Дрофа», М., 2002 г, том 1, стр. 28-34, 51-61.
«Потешки». Для чтения взрослым и детям: М., 2011 год
Детский русский фольклор: учебно-методическое пособие / авт.- сост. О.В. Слонь. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2018. 54 с.
Автор: Кром Елена Анатольевна - инструктор по физической культуре МБДОУ ДС № 315 г. Челябинска
Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют большое значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти особенности – взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
К детскому фольклору относят как творчество самих детей, так и произведения, которые составляются для детей взрослыми. Такое разделение происходит из-за того, что игровые и ритмико-интонационные навыки детей зависят от возраста. В раннем возрасте (с первых дней рождения и до 3 — 3,5 лет) эмоциональное, моторное и умственное развитие ребёнка зависит целиком от взрослых. Взрослые исполняют для детей раннего возраста колыбельные песни, потешки, пестушки.
Колыбельные песни и пестушки – самые древнейшие жанры народного фольклора, с которыми знакомится ребенок. Колыбельные в основном исполняются мамами при укачивании своего малыша. В данном жанре еще сохранились элементы заговора-оберега.
Пестушки — это короткие стишки и песенки, слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. Поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх, почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого. Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, развивает их речь.
Вторую часть детского фольклора составляют произведения для детей среднего и старшего возраста. К ним относятся произведения, которые поются или ритмично произносятся: игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни, а также присказки, скороговорки, загадки, сказки. Некоторая их часть составлена взрослыми для детей, но большинство из этого вида — это творчество самих детей.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и обычаям, воспитывает художественный вкус, а также развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Литература:
«Русское народное поэтическое творчество» хрестоматия составитель Ю.Г. Круглов, Л. «Просвещение», 1987 год; стр. 489-502.
4. «Русские народные сказки», Москва, изд. «Содействие», 1997 год, стр. 21-35.
5. Сборник «Из детских книг», Москва, «Просвещение», 1995год, часть 1, стр. 4-15.
6. Фольклор народов России составители В.И. Калугина, А.В. Копалина «Дрофа», М., 2002 г, том 1, стр. 28-34, 51-61.
«Потешки». Для чтения взрослым и детям: М., 2011 год
Детский русский фольклор: учебно-методическое пособие / авт.- сост. О.В. Слонь. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2018. 54 с.