Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Дубкова Н.Б. «И музыка, и слово». Программа по музыкальной литературе для подготовительного, 1-4 классов ДМШ и школ искусств. 2000 год

Тамара Леонидовна

Тамара Леонидовна

Member
14 Июл 2022
116
0
Название: «И музыка, и слово». Программа по музыкальной литературе для подготовительного, 1-4 классов ДМШ и школ искусств.

Автор: Дубкова Н.Б.

  3


Скачать:

Издательство: г. Новосибирск

Год издания: 2000

Программа по музыкальной литературе
для подготовительного, 1-4 классов
ДМШ и школ искусств.
Скачать:

Рецензия
Настоящая работа представляет собой ориги-
нальную авторскую программу по предмету «Му-
зыкальная литература», рассчитанную на её изу-
чение не, как обычно, с 4-го класса, а с подготови-
тельного класса Д МШ.
Принцип её построения отличен как от тра-
диционной программы А. Лагутина, так и от
получившей распространение в последние годы
программы Е. Е. Лисянской Весь материал орга-
низован в несколько тематических блоков, шлю-
щих свою «сверхтему», определённую в эпиграфе:
«Все краски музыки», «Музыкальный театр»,
«Детская филармония», «О чужих странах и
людях», «России звонкие края»...
На первый взгляд, логика Н Б. Дубковой напо-
минает традиционную - элементы музыкальной
речи, тембры, зарубежная, русская музыка Од-
нако, при детальном изучении программы про-
сматривается совершенно иной принцип, элемен-
ты музыкальной речи осваиваются в контексте
триады: композитор - исполнитель - слушатель,
где учащиеся соприкасаются с такими аспекта-
ми музыкального искусства, как: авторский за-
мысел, аранжировка, транскрипция, интерпре-
тация произведения, слушание, как творческий
процесс, взаимосвязь содержания музыки (обра-
за) и жанров, формы При таком методе сопос-
тавления оригинала с его аранжировкой или
транскрипцией дети лучше понимают, как изме-
нение средств выразительности влияет на изме-
нение образа. То же касается сравнения разных
исполнительских интерпретаций одного произве-
дения и воплощения одной темы (образа) разны-
ми апорами, например, образов гномов у Грига,
Мусоргского, Листа. В этом случае дети пости-
гают не только многовариантность средств для
раскрытия сходных образов, но и роль музыкаль-
ной формы
В блоке знакомства с зарубежной музыкой .ма-
териал расположен в виде путешествий по раз-
ным странам. Учащиеся соотносят особенности
бьипа, характера народов с их музыкальной куль-
турой - основными национальными жанрами и
тенденциями, знакомятся с их претворением в
творчестве наиболее ярких композиторов. В про-
грамму включены не только традиционно изуча-
емые музыкальные страны - Австрия, Италия,
Франция, Германия, но и музыкальная культура
Чехии, Финляндии, Венгрии, Испании,
В разделе знакомства с русской музыкой Н. Б.
Дубкова выделяет те явления, которые определя-
ют самобытность отечественной музыкальной
культуры: фольклор - в оригинале и в творчестве
профессиональных композиторов; колокольные
звоны - тоже подлинные записи и в музыкальных
произведения х: хоровое искусство Руси - от на-
родных песен до духовных и светских хоров рус-
ских композиторов.
Последний тематический блок выявляет взаи-
мосвязи различных музыкальных культур - на
уровне музыкальной лексики и жанров (например,
Восток в творчестве русских композиторов или
развитие жанров скерцо, ноктюрна, сюиты и т.
д.), что позволяет отчётливо проследить сущ-
ность новаторства композитора.
Такой подход к организации материала ка-
жется очень убедительным, так как основан на
формировантРучащихся базовых, «понятийных»
знаний, которые позволят в дальнейшем воспри-
нимать музыку самых разных жанров. Основой
всех уроков является музыка художественно
яркая, способная вызвать эмоциональный отклик
у детей. Список композиторских имен и сочине-
ний огромен и, что очень ценно, не ограничен тво-
рениями великих музыкантов прошлых эпох и хре-
стоматийным набором классиков XX века (Про-
кофьев. Шостакович, Хачатурян). В разных
темах фигурирует музыка Бортнянекого, Бере-
зовского, Бартока. Кодаи, Мийо, Гершвина,
Щедрина, Л. Мурова, Г Иванова и многих дру-
гих. Привлекает и то, что используется высоко-
качественная музыка «легкого жанра» - А. Пет-
рова, П. Мориа, А. Цфасмана Л. Чижика, Д. Эл-
лингтона. Такой широкий музыкальный «ассор-
тимент» позволяет развивать у учащихся инто-
национную восприимчивость к разным стилям,
воспитывает хороший вкус.
Принципиально важным является то, что весь
материал программы «пропускается» через прак-
тическую деятельность ребят, то есть в осно-
ве его освоения - методы развивающего обучения.
Автор предлагает использование увлекательных
для детей ролевых форм работы: режиссирова-
ние, редакторская деятельность (целый блок -
«Детская филармония»). К активным, творчес-
ким формам работы можно отнести состав-
ление кроссвордов учащимися, игры по типу «до-
мино» с портретами композиторов, терминоло-
гическими карточками.
В целом программа, разработанная Н. Б. Дуб-
ковой, всецело отвечает современный требовани-
ям музыкального образования и может быть ре-
комендована для распространения и использова-
ния в работе преподавателями ДМIII и школ ис-
кусств. Кроме того, при условии некоторой кор-
ректировки, эта программа может стать базой
для учащихся народных и духовых отделений в
дм III.

От автора
Предлагаемый курс музыкальной литературы основан на системе опорных
понятий: с первых уроков дети должны получать максимально исчерпывающую
информацию о звучащем произведении, доступную возрасту, и учиться правиль-
но пользоваться музыкальной терминологией.
Задачи курса: уметь распознавать на слух средства музыкальной лексики,
особенно те, которые делают сочинение ярким и выразительным, использовать
эти средства в своих маленьких импровизациях; точно определять жанровую
основу произведения; «слышать» форму.
Программа подготовительного класса нацелена на то, чтобы помочь ребён-
ку войти активно, творчески в мир звуков и на собственном опыте познать при-
роду музыкального искусства: через игру научиться вслушиваться в звуки, чув-
ствовать настроение каждого произведения и уметь его воссоздавать с помощью
простых выразительных средств; например, двигаясь под музыку, улавливать
оттенки настроения, слышать повтор, контраст.
Игры в «сказочников», «композиторов», «актёров» и т.д. помогут ребёнку
свободно ориентироваться в профессиональной терминологии, пробудят инте-
рес к творчеству.
Способствовать этому должны и домашние задания. Важно, чтобы с первых
уроков ребята не относились к ним формально: необходимо подкреплять инте-
рес каждого, а потому на первых порах можно предлагать несколько видов за-
даний, чтобы ребёнок мог выбирать. Например, придумать обложку к нотам,
поимп-ровизировать за инструментом, пользуясь определённым комплексом
средств выразительности, подобрать произведению словесное пояснение и т. д.
Программа 1-го полугодия 1-го класса («Композитор — исполнитель — слу-
шатель») выводит детей на новый уровень постижения музыкальных законов.
Через творческое музицирование (создание собственных аранжировок, сочине-
ние музыки по интонационным моделям), через слушательский и исполнитель-
ский опыт (пусть пока очень скромный), через поиск аналогий в других видах
искусства, дети учатся не только слышать, видеть, ощущать, но и мыслить.
Задача 2-го полугодия — знакомство с музыкальным инструментарием («Все
краски музыки») — не единственная. Все музыкальные иллюстрации — цельные
произведения, и очередное знакомство с солирующим инструментом должно
сопровождаться словом о композиторе, беседой с детьми об особенностях дру-
гих, кроме тембра, средствах выразительности. Здесь же продолжается знаком-
ство с музыкальными жанрами и формами.
Программа 2-го класса состоит из двух разделов: первый — познавательный
(все первое полугодие посвящено музыкальному театру); второй — практичес-
кий (дети учатся составлять музыкально - литературные и музыкально — поэти-
ческие композиции, оформлять музыкой спектакли, составлять концертные про-
граммы). Эта работа, еще не очень эффективная на данном этапе обучения,
предполагает в дальнейшем стать основой домашних заданий.
Программа 3-го класса - «О чужих странах и людях» — знакомит детей с му-
зыкальным искусством народов мира. Разговор о стране, ее народе, нацио-
нальных традициях сопровождается иллюстративным материалом (репродук-
ции картин, произведений скульптуры, фотографии архитектурных памятников,
коллекции марок, значков и т. д.). Широко привлекается литературный мате-
риал. В 4-м классе дети изучают особенности русской национальной культуры.
Очень насыщенные информацией программы третьего и четвертого классов
осваиваются эффективнее, если постоянно продолжать начатую во втором клас-
се режиссёрскую практику составления концертных программ, музыкально-
литературных композиций — эти задания посильны и организуют знания ре-
бёнка: один и тот же материал как бы «прокручивается» несколько раз в раз-
ных вариантах: то дети составляют концерт фортепианной музыки — форми-
руют его по законам восприятия, то составляют танцевальную программу
здесь уже важно учитывать и национальную принадлежность произведений, и
законы акустики, и темповые характеристики
Помогает усвоению музыкальной терминологии и практика составления му-
зыкальных кроссвордов. На первых порах, пока дети медленно и плохо пишут...

Скачать:
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу