Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Этноцентр для дошкольников

Этноцентр для дошкольников
- Презентация авторской практики "Этноцентр для дошкольников"

Автор: Ломакина Татьяна Николаевна — заведующий, МДОУ Детский сад № 103 "Умка" г. Волжский Волгоградской области

Скачать материал

Статья «Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста» Ранний возраст – период интенсивного физического и психическогоразвития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитиеребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения. По мнению ученых, психологические основы обучения закладываютсяс рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешногоразвития природных задатков ребенка. Психологи отмечают значениепотребности у детей раннего возраста в зрительных, слуховых, тактильныхвпечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребностивызывает у ребенка интерес к окружающему миру. Двигательная активностьспособствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннеговозраста. Особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста занимаетмузыка, музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано стем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферуребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваиваютразнообразный материал, познают окружающий мир, развиваютсяфизически, умственно, незаметно учатся говорить правильно. Ранний возраст- это когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболееблагоприятный, сенситивный период в развитии музыкальности детей, вразвитии понимания «языка» музыки. Чем раньше начинать знакомить детейс разнообразной музыкой – классической, народной, созданнойкомпозиторами специально для детей, развивать у детей интерес и любовь кмузыке, тем в дальнейшем будет намного проще и легче формироватьосновы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности.Именно в раннем возрасте созданы все благоприятные условия для «закладкипрочного фундамента» дальнейшего успешного музыкального развитияПубликация в сообществе d-seminar2ребенка. Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общеймузыкальности:- эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера;- музыкально-сенсорные способности, на основе которых в дальнейшемформируются музыкальные способности, необходимые для овладениямузыкальной деятельностью.Виды детской музыкальной деятельности:- слушание музыки;- детская исполнительская деятельность (пение, музыкально - ритмичнаядеятельность, игра на детских музыкальных инструментах);- детская музыкально-творческая деятельность. Овладение ребенком всеми видами детской музыкальнойдеятельности, у ребенка развиваются его способности, нравственноэмоциональная сфера, познавательные процессы и личностныеновообразования, т. е. осуществляется полноценное развитие личностиребенка. Музыкальная деятельность и различные задания на развитиемузыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми раннего возрастана основе подражания. Дети привыкают выполнять задания по показу и пословесным указаниям педагога. Разучивает стихи и песни, доступные детямпо содержанию, ярко контрастные по характеру, в них имеютсяповторяющиеся слова, что позволяет стимулировать у детейзвукоподражание взрослому. Первоначальная предпосылка музыкальноритмичных движений, ощущение детьми элементарной ритмичности вдействиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыкии движений. Прислушиваясь к звучанию различных музыкальныхПубликация в сообществе d-seminar3инструментов, дети учатся различать звуки по тембру и высоте(колокольчики, погремушки, бубен, барабан.) Развитию музыкальных способностей у детей раннего возрастаспособствует наличие в группе музыкального уголка. Музыкальныепроявления у детей третьего года жизни связаны с развитием восприятияокружающего мира, эмоционально-двигательной сферой, развитием речи.Под плясовую мелодию ребенок показывает ручки, ножки, учится топать,начинает осваивать ходьбу под музыку, выполняет несложные упражнения спредметами. Игровые действия также еще несовершенны – ребенокзакрывает лицо руками, считая, что его не видно, прячется под зонтик отдождя. Широкое применение на музыкальных занятиях находит игрушка.Педагог, включая песню, или читая стишок, предлагает детям поговорить, оком или, о чем эта песня, стишок, показывает соответствующую игрушку,что помогает детям лучше запомнить произведение, вызываетэмоциональный отклик. Для активизации детей, пробуждения интереса кдвижению под музыку применяются разнообразные игровые приемы. Так,мишка, лошадка, или кукла смотрят, как двигаются дети, танцуют с ними,для них. Проведение праздников и развлечений, вызывает большойэмоциональный отклик у детей. Где они участвуют в танцах, подвижныхиграх, играх на музыкальных игрушках, выступают в роли сказочныхперсонажей. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастныеэмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущенияболее дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки,громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон илибарабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческиеинтонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончаниямузыкальных фраз песен. Он овладевает простейшими движениями: хлопает,Публикация в сообществе d-seminar4притопывает, кружится, приседает под звуки музыки. У детей повышаетсячувствительность, возможность более точного различения свойств,предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются такжеиндивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например,некоторые малыши могут воспроизвести несложную мелодию. Этот периодразвития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходитпереход от ситуативной речи к связной, от наглядно действенного мышленияк наглядно образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат.У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.Дети могут с помощью взрослого спеть маленькую песенку; они владеютмногими движениями, которые позволяют в известной степенисамостоятельно плясать, двигаться, играть. Дети раннего возраста стремятся к самостоятельности (третий годжизни, функция речи расширяется, она становится средством общения нетолько с взрослыми, но и с детьми. Необходимо: поддерживать стремлениеребенка активно вступать в общение всеми доступными для него неречевымии речевыми средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого,высказываться. Выражая свои желания, чувства, мысли, поощрять интересымалыша к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями,сопровождать речью игровые действия, отношение к происходящему.Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, ихдействий и качеств. Обогащать словарь названиями животных и ихдетенышей, звуками природы (ветер завывает, листья шуршат, названиямимузыкальных инструментов. В играх учить детей соотносить словесноеобозначение действий с собственными движениями и действиями игрушек.Упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков.Поддерживать самодеятельные игры со звуком в звукоподражательныхсловах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий.Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.Публикация в сообществе d-seminar5 Приобщение детей к миру музыки является важным средством егополноценного развития, что в свою очередь благоприятно отразится нетолько на его способностях (музыкальных, интеллектуальных, творческих,но и поможет каждому ребенку стать в будущем гармоничной и счастливойличностью. Исследования психологов и педагогов показывают, что занятиямузыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развитияребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способностьк обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вотдалеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой. Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкиеоттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. В ребенке важноразвивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонностик определенным видам музыкальной деятельности, на основе различныхприродных задатков, формировать специальные музыкальные способности,способствовать общему развитию. Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкиеоттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. «Музыкавыражает всё то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочетбыть высказано» — писал П. И. Чайковский. Гармоничность музыкальноговлияния на формирование личности детей, достигается тогда, когдаиспользуется все формы организации музыкальной деятельности. Задачимузыкального развития. В задачи музыкального развития детей раннего возраста включают:1) Развитие музыкального восприятия. Сюда входят разделы: слушаниемузыки, классической музыки, народных песен, знакомство со звукамиживой природы (дождь, ветер, гром, и т. д.)Публикация в сообществе d-seminar62) Формирование музыкальной культуры и музыкально – эстетическоговкуса. Развитие музыкальных способностей, формирование чувства ритма,памяти, внимания. Задача: сформировать способность к слуховому представлению. Этаспособность проявляется в воспроизведении мелодии по слуху,вырабатывается музыкально – ритмическое чувство, т. е. способностьактивно двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональнуювыразительность музыкального ритма и его воспроизводить. Воспитаниемузыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желаниеслушать и исполнять ее. Развитие интереса и любви к русско-народноймузыки. Формирование интереса и любви к пению и подпеванию детскихпесенок. Формирование умения использовать полученные знания и навыки вигровой деятельности. Для реализации поставленных задач необходимопомнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства,доступна ребенку. Музыка положительно влияет на развитие нервнойсистемы детей. Дети любят петь и подпевать, они любят слушать музыку иполучать от этого удовольствие, ведь с помощью звука можно выразитьразные эмоции: радость, грусть, тревогу, любовь. Музыка должна статьрадостью повседневной жизни ребенка. Самой простой и естественной формой вхождения музыки в жизньдетей является пение взрослыми, которое включается в различные моментыдеятельности детей, колыбельные перед сном, потешки, приговорки во времякупания и игры для развлечений; протяжные и лирические песни во времяручного труда, хороводные на прогулке, календарные на праздниках.Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, нетолько инструментальной в записи, но и пение воспитателем вместе сПубликация в сообществе d-seminar7детьми. Желательно почаще привлекать детей к пению помимо музыкальныхзанятий.1. Утренняя зарядка. Во время проведения зарядки под музыку дети узнаютмузыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш удетей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четковыполняют все задания.2. Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводитьс использованием музыки, можно включать спокойную тихую музыку, вовремя детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей.Например, на занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз»,«Строим дом», «Самолет» На занятиях по рисованию можно использоватьпесни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне»,классическую музыку и т. д.3. Наблюдения на прогулке. Дети лучше усваивают то, что наблюдают, еслисопоставляют это со знакомой им песней. Например, наблюдение за птицами«Птичка», «Зима прошла»; За погодой «Дует, дует ветер», «Дождик, дождикпуще…», «Солнышко лучистое» и т. д.4. После сна, тоже можно включать спокойную тихую музыку, чтобы детипод нее спокойно просыпались, делали гимнастику и оделись. В другиережимные моменты, одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе,можно петь с детьми песни по их желанию. Можно предложить детям ихлюбимые песни или музыку, для прослушивания в группе. Все этоблаготворно влияет на психику детей и на их развитие в плане музыкальногообраза.
 

Вложения

  • Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста.pdf
    371.3 KB · Просмотры: 3

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу