Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Фридерик Шопен. Бэлза

Вера Романовна

Вера Романовна

Member
14 Июл 2022
493
9
Название: Фридерик Шопен

Автор: Бэлза Игорь Федорович


   min


Скачать

Издательство: Музыка, г. Москва

Год издания: 1991


Книга представляет собой популярную монографию о жизни и творчестве великого польского композитора и пианиста Фридерика Шопена, основоположника польской музыкальной классики. Показана его роль в развитии национально самобытных традиций польской музыки и утверждении ее мирового значения. Автор использовал обширный материал, чтобы воссоздать исторически очищенный от вымыслов облик Шопена - музыканта и человека. Монография богато иллюстрирована, причем некоторые иллюстрации публикуются в СССР впервые.

Адресована широким кругам читателей, интересующихся зарубежной музыкальной культурой.


Скачать
Творчество гениального польского композитора и пианиста Фриде-
рика Шопена принадлежит к числу высших достижений мировой
музыкальной культуры. Значение музыки Шопена определяется не
только ее дивной красотой, поэтической выразительностью образов и
мастерством их развития, а и тем, что, достигнув классических высот,
он утвердил своими произведениями величие запечатлевшегося в них
духовного богатства родного народа, входящего в семью славянских
народов.

Говоря о чертах своеобразия, проявившегося в творчестве Шопена и
Монюшко, Глинки и Даргомыжского, корифей русской музыкаль-
но-критической мысли композитор А. Н. Серов метко назвал эти черты
”славянизмами”, указав, что здесь ощущаются как характерные
особенности творчества отдельных славянских народов, так и их
общность. Из воспоминаний Серова мы знаем о словах самого Глинки,
который говорил, что его сближает с Шопеном родная жилка”.

Близость славянских музыкальных культур, восходящая к этни-
ческой общности народов-творцов этих культур, была очевидной уже
в годы юности Шопена. В одном из откликов на его выступление,
которое состоялось в Мюнхене в конце августа 1831 года, критик
местной газеты ”Флора” заметил: ”В славянских народных песнях есть
что-то всегда вызывающее волнение, но сущность чего трудно опреде-
лить и объяснить, потому что здесь дело не только в ритме и быстром
переходе от минора к мажору...”

Характерно, что речь в этой рецензии идет о ”Большой фантазии
на польские национальные темы” для фортепиано с оркестром,
написанной Шопеном, по всей вероятности, в 1828 году, а между тем
критик, справедливо указавший на эмоциональное воздействие
мелодий, звучащих в Фантазии, не менее справедливо отнес их к числу
"славянских народных песен”. Такие крупные польские музыко-
веды нашего времени, как 3. Яхимецкий и Л. Бронарский, указывали,
что в этой Фантазии и в некоторых других сочинениях Шопена, особен-
но ранних, черты славянской общности проявились, например, в бли-
зости к украинской народной песенности, а новейшие исследования
подтвердили слова Глинки о ”родной жилке”, которую основополож-
ник русской музыкальной классики чутко постиг, слушая произведе-
ния Шопена.

6
Намечая пути развития польской музыкальной классики, Шопен
опирался на опыт отечественного песенно-танцевального народного
творчества, своеобразно преломившегося в произведениях его пред-
шественников, старших современников и даже композиторов более
раннего времени. Никто из них не достиг, разумеется, высот шопенов-
ского гения, но вместе с тем творчество Шопена явилось закономер-
ным высшим этапом многовекового развития польской музыкальной
культуры. Далеко не во всех шопеноведческих работах эта неоспо-
римая, с нашей точки зрения, истина обоснована с достаточной
убедительностью.

В предлагаемой ныне небольшой монографии автор счел нужным
остановиться на преемственных связях Шопена с польской культу-
рой - прежде всего, естественно, музыкальной, центральной фигурой
которой он стал и остался вплоть до нашего времени. Представилось
необходимым также внести существенные изменения в распространен-
ное представление об интеллектуальном облике Шопена, сознательно
искажавшемся Жорж Санд, Шарлем Роллина, Антонием Водзиньским и
многими другими, вплоть до наглых зарубежных фальсификаторов
нашего времени, пытавшихся торговать сфабрикованными ими
письмами Шопена” и небылицами о личной жизни композитора.

Так же как в монографии, изданной в 1960 году АН СССР (и затем
выдержавшей несколько изданий у нас и в Польше), и в третьем томе
”Истории польской музыкальной культуры” (1972), целиком посвя-
щенном Шопену, в данной книге автор стремился, отметая все из-
мышления, вольные и невольные заблуждения, с возможно большей
достоверностью раскрыть облик великого и мудрого мастера, имя и
творчество которого с давних пор окружено в нашей стране всенарод-
ной любовью.


Скачать
 
Последнее редактирование:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу