Алина Дмитриевна
Member
- 16 Июл 2022
- 781
- 2
Автор: Г. Пожидаева
Год: 2006
Издательство: М.: Знак
Страниц: 880
Формат: PDF
Размер: 28,6 МВ
Язык: русский
В книге, написанной на материале певческих рукописей XI-XVII вв., рассматривается древнерусское церковное пение как система. Автор выстраивает его классификацию на основе музыкально-речевых моделей, выявляет типологию. Опора на основные языковые и структурные элементы позволяет воссоздать картину эволюции древнерусской певческой культуры как историко-стилистический процесс. Исторический аспект исследования обогащен обращением к византийским истокам – от литургики, церковно-певческой книжности до музыкальной письменности.
На основе выработанного автором метода с применением структурного анализа определены стилистические особенности распевов, раскрывается композиционная техника распевщиков. По стилистическим признакам впервые установлено существование двух региональных традиций – среднерусской и северной.
Приложения содержат песнопения древнерусской монодии и раннего многоголосия, представленные в оригинальной нотации и авторской расшифровке крюкового письма. Впервые в отечественной медиевистике расшифрованы не только знаменные, но и кондакарные песнопения XI-XII вв., по-новому прочитаны образцы раннего многоголосия.
Книга обращена к профессиональным музыкантам, филологам, специалистам в области древнерусской культуры, а также широкому кругу любителей музыки и всем интересующимся историей отечественной культуры. Для профессиональных музыкантов, специалистов, занимающихся исследованиями в области церковного пения, литургики, для филологов и историков музыки, занимающихся изучением музыкальной культуры Древней Руси, богослужебных текстов, гимнографии, Для исследователей, изучающих историю Русской Церкви, искусствоведов, культурологов, археографов. Книга может быть рекомендована в качестве учебного и научного материала для преподавателей, воспитанников и студентов духовных учебных заведений, преподавателей, студентов, аспирантов и научных сотрудников богословских вузов и факультетов (учебные предметы «Церковное пение», «Церковное искусство», «Литургика»).
СКАЧАТЬ
ОТ АВТОРА
Книга представляет читателю панораму средневекового периода в истории церковного пения Древней Руси — от начального следования византийским образцам и заканчивая зрелым, самостоятельным стилем эпохи Московской Руси вплоть до раннего многоголосия ХVII в. Картина бытования и развития певческого искусства показана на конкретных образцах различных распевов: знаменного, кондакарного, путевого, демественного, большого, монастырских.
Разнообразие и многоликость всех типов церковного пения и его главных видов рассматриваются с точки зрения стиля каждого из них. Исходя из этого, сам процесс исторического развития предстает как процесс стилистической эволюции церковно-певческой традиции. Именно по музыкально-стилистическим признакам и дана ее периодизация.
Русское Средневековье рассматривается в работе как единый культурно-исторический процесс. Это особенно заметно во взаимосвязи монодии и раннего многоголосия, которое в данной работе характеризуется как «монодическое многоголосие». Раннее многоголосие предстает в книге значительно менее диссонантным, чем принято считать, и по своему гармоническому стилю в большей степени связано с западно-европейским многоголосием эпохи Средневековья.
Преемственность в развитии церковного пения заметна также в сохранении стилистических признаков раннего многоголосия в последующую историческую эпоху — Новое время.
Обращаем внимание на метод структурного анализа, применяемый автором. Этот метод не только раскрывает главные языковые модели песнопений, а также их структуры, но и приближает нас к научно-корректному прочтению древне-русских распевов и дает возможность получить исторически адекватное представление о стиле той или иной эпохи. Качественная характеристика языковых элементов песнопений становится признаком их стиля.
Метод позволяет раскрыть принципы распева литургической поэзии в творчестве древнерусских распевщиков. Своеобразие их творческого почерка проявляет себя в оригинальных попевках. Те же особенности, впервые стилистически обоснованные, проецируются и на региональные традиции, главные из которых — среднерусская и северная — представлены в книге монастырским песнотворчеством.
Приложения в достаточной мере полно отражают систему древнерусских распевов, монодии и раннего многоголосия. Образцы песнопений приводятся в оригинальной нотации и авторской расшифровке крюкового письма, что позволяет проследить эволюцию не только стиля церковного пения, но и его музыкальной письменности. Впервые предлагаются расшифровки песнопений древнего периода, кондакарного и знаменного распевов, приводимые по одной из самых ранних рукописей — Типографскому уставу и кондакарю (конец ХI — начало ХII в.). Богатство рукописных собраний в древлехранилищах России позволяет автору впервые ввести в культурный оборот уникальные образцы певческого искусства — от ранних кондакарных и знаменных песнопений до «переводов» гениального московского распевщика Федора Крестьянина, а также их многоголосных обработок.
Выражаю искреннюю признательность сотрудникам рукописных отделов центральных хранилищ И. В. Лёвочкину, Ю. Д. Рыкову, Л. И. Щеголевой, Л. А. Шевцовой, Т. В. Диановой, Е. В. Ухановой, Н. Э. Грязновой, Г. П. Чиняковой, В. М. Загребину, Ф. В. Панченко.
Благодарным словом хотелось бы упомянуть коллег, в той или иной мере ознакомившихся с материалами книги, сделавших полезные замечания и давших ценные советы, — Н. С. Гуляницкую, М.П. Рахманову, М. Г. Арановского, Н. С. Серегину, В. М. Кириллина, протоиерея Геннадия (Нефедова), Е. В. Герцмана, Х. Троэльсгарда. Особую благодарность автор приносит А. С. Демину и Т. В. Марелло. Хочется также отдать дань благодарной памяти Л. П. Жуковской, принявшей деятельное участие в подготовке приложений.
Год: 2006
Издательство: М.: Знак
Страниц: 880
Формат: PDF
Размер: 28,6 МВ
Язык: русский
В книге, написанной на материале певческих рукописей XI-XVII вв., рассматривается древнерусское церковное пение как система. Автор выстраивает его классификацию на основе музыкально-речевых моделей, выявляет типологию. Опора на основные языковые и структурные элементы позволяет воссоздать картину эволюции древнерусской певческой культуры как историко-стилистический процесс. Исторический аспект исследования обогащен обращением к византийским истокам – от литургики, церковно-певческой книжности до музыкальной письменности.
На основе выработанного автором метода с применением структурного анализа определены стилистические особенности распевов, раскрывается композиционная техника распевщиков. По стилистическим признакам впервые установлено существование двух региональных традиций – среднерусской и северной.
Приложения содержат песнопения древнерусской монодии и раннего многоголосия, представленные в оригинальной нотации и авторской расшифровке крюкового письма. Впервые в отечественной медиевистике расшифрованы не только знаменные, но и кондакарные песнопения XI-XII вв., по-новому прочитаны образцы раннего многоголосия.
Книга обращена к профессиональным музыкантам, филологам, специалистам в области древнерусской культуры, а также широкому кругу любителей музыки и всем интересующимся историей отечественной культуры. Для профессиональных музыкантов, специалистов, занимающихся исследованиями в области церковного пения, литургики, для филологов и историков музыки, занимающихся изучением музыкальной культуры Древней Руси, богослужебных текстов, гимнографии, Для исследователей, изучающих историю Русской Церкви, искусствоведов, культурологов, археографов. Книга может быть рекомендована в качестве учебного и научного материала для преподавателей, воспитанников и студентов духовных учебных заведений, преподавателей, студентов, аспирантов и научных сотрудников богословских вузов и факультетов (учебные предметы «Церковное пение», «Церковное искусство», «Литургика»).
СКАЧАТЬ
ОТ АВТОРА
Книга представляет читателю панораму средневекового периода в истории церковного пения Древней Руси — от начального следования византийским образцам и заканчивая зрелым, самостоятельным стилем эпохи Московской Руси вплоть до раннего многоголосия ХVII в. Картина бытования и развития певческого искусства показана на конкретных образцах различных распевов: знаменного, кондакарного, путевого, демественного, большого, монастырских.
Разнообразие и многоликость всех типов церковного пения и его главных видов рассматриваются с точки зрения стиля каждого из них. Исходя из этого, сам процесс исторического развития предстает как процесс стилистической эволюции церковно-певческой традиции. Именно по музыкально-стилистическим признакам и дана ее периодизация.
Русское Средневековье рассматривается в работе как единый культурно-исторический процесс. Это особенно заметно во взаимосвязи монодии и раннего многоголосия, которое в данной работе характеризуется как «монодическое многоголосие». Раннее многоголосие предстает в книге значительно менее диссонантным, чем принято считать, и по своему гармоническому стилю в большей степени связано с западно-европейским многоголосием эпохи Средневековья.
Преемственность в развитии церковного пения заметна также в сохранении стилистических признаков раннего многоголосия в последующую историческую эпоху — Новое время.
Обращаем внимание на метод структурного анализа, применяемый автором. Этот метод не только раскрывает главные языковые модели песнопений, а также их структуры, но и приближает нас к научно-корректному прочтению древне-русских распевов и дает возможность получить исторически адекватное представление о стиле той или иной эпохи. Качественная характеристика языковых элементов песнопений становится признаком их стиля.
Метод позволяет раскрыть принципы распева литургической поэзии в творчестве древнерусских распевщиков. Своеобразие их творческого почерка проявляет себя в оригинальных попевках. Те же особенности, впервые стилистически обоснованные, проецируются и на региональные традиции, главные из которых — среднерусская и северная — представлены в книге монастырским песнотворчеством.
Приложения в достаточной мере полно отражают систему древнерусских распевов, монодии и раннего многоголосия. Образцы песнопений приводятся в оригинальной нотации и авторской расшифровке крюкового письма, что позволяет проследить эволюцию не только стиля церковного пения, но и его музыкальной письменности. Впервые предлагаются расшифровки песнопений древнего периода, кондакарного и знаменного распевов, приводимые по одной из самых ранних рукописей — Типографскому уставу и кондакарю (конец ХI — начало ХII в.). Богатство рукописных собраний в древлехранилищах России позволяет автору впервые ввести в культурный оборот уникальные образцы певческого искусства — от ранних кондакарных и знаменных песнопений до «переводов» гениального московского распевщика Федора Крестьянина, а также их многоголосных обработок.
Выражаю искреннюю признательность сотрудникам рукописных отделов центральных хранилищ И. В. Лёвочкину, Ю. Д. Рыкову, Л. И. Щеголевой, Л. А. Шевцовой, Т. В. Диановой, Е. В. Ухановой, Н. Э. Грязновой, Г. П. Чиняковой, В. М. Загребину, Ф. В. Панченко.
Благодарным словом хотелось бы упомянуть коллег, в той или иной мере ознакомившихся с материалами книги, сделавших полезные замечания и давших ценные советы, — Н. С. Гуляницкую, М.П. Рахманову, М. Г. Арановского, Н. С. Серегину, В. М. Кириллина, протоиерея Геннадия (Нефедова), Е. В. Герцмана, Х. Троэльсгарда. Особую благодарность автор приносит А. С. Демину и Т. В. Марелло. Хочется также отдать дань благодарной памяти Л. П. Жуковской, принявшей деятельное участие в подготовке приложений.
Последнее редактирование модератором: