Инна Леонидовна
Member
- 16 Июл 2022
- 192
- 0
Название: Гаммы и арпеджио для балалайки
Автор: А. Горбачев
Год: 1996
Издательство: Музыка
Предлагаемая система гамм и арпеджио является попыткой обобщить накопленный опыт в области методики обучения игре на балалайке. Потребность в этом давно назрела, так как более чем столетняя история инструмента и несколько десятилетий активного развития системы профессионального образования выдвигают задачу профессионализации процесса обучения.
В основу данной системы положен более чем двадцатилетний опыт работы заслуженного работника культуры РФ Иншакова И.В (класс балалайки Средней Специальной музыкальной школы при Воронежском Государственном институте искусств).
скачать
Предлагаемый материал обобщает также некоторые идеи других авторов. В частности, профессор П. И. Нечепоренко и В. И. Мельников в "Школе игры на балалайке” предлагают в 1Х разделе однооктавные и двухоктавные гаммы. Такая же структура сохранена и в этом сборнике. Абсолютна правомерна и плодотворна идея профессора Е. Г. Блинова, рекомендующего исполнение основных видов гамм в разных ритмических группировках (от триолей до ундецим). Некоторые виды арпеджио встречаются В методической разработке А.П. Козина (Московский Государственный музыкальный колледж). Небольшая часть гамм и арпеджио была опубликована доцентом В. Е. Зажигиным в сборнике "Этюды для балалайки” (составитель проф. А. С. Данилов).
Подготовка данного методического пособия к изданию проводилась вместе с воспитанником И. В. Иншакова Андреем Горбачевым — ассистентом-стажером РАМ им. Гнесиных. Таким образом, появилась возможность соединить многолетний педагогический опыт и современные достижения исполнительской практики.
Система изучения гамм и арпеджио методически разработана для 11-ти лет обучения и направлена на развитие всех основных приемов игры. (в том числе и гитарных), всех видов техники левой руки при использовании практически всех видов гамм и арпеджио (в том числе и от звука). Учтены также междисциплинарные связи с программами по сольфеджио и гармонии (7—11 классы). В Приложении выписаны гаммы для училищ и вузов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГАМ И АРПЕДЖИО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Приступая к систематической работе над гаммами и арпеджио, преподавателю важно ставить перед учащимися определенные методические и исполнительские задачи. Одно из главных условий — убедить ученика в необходимости изучения технического материала, привить вкус к целеустремленной работе над ним.
С самых первых шагов обучение необходимо направлять на развитие у учащихся ясного представления о характере звука. Самое главное — выработать умение внимательно слушать и контролировать качество извлекаемого звука, правильность двигательных навыков. Звук должен быть красивым, чистым, теплым, без призвуков.
Профессор Московской консерватории В. Сафонов говорил: ”Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука”. Преподаватель обязан обращать внимание учащихся на восприятие как каждого отдельного звука, так и его взаимосвязи с другими, то есть воспитывать качественное звуковедение.
Гамма, арпеджио и аккорды должны исполняться в едином темпе от начала и до конца, полезно использовать различные ритмические варианты. Необходимо ощущать соотношение разных длительностей, сильных и слабых долей метра.
Изучение штрихов легато и стаккато, производных от них штриховых разновидностей
очень полезно проводить на материале гамм с самых первых шагов обучения. Хорошее владение различными штрихами поможет учащимся в выборе выразительных средств для работы над содержанием и характером музыки в разучиваемых пьесах.
При работе над гаммами и арпеджио в различных темпах совершенствуются основные приемы игры, техника смены позиций, развивается беглость и четкость в игре, закрепляется ощущение свободы игрового аппарата.
Очень важно дать ученику ясное представление о значении динамики, о соотношениях p, и f, mp, cresc. и dim. и т. д. Поэтому гаммы и арпеджио нужно играть в различных нюансах, постоянно варьируя динамику.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГАММ И АРПЕДЖИО ПО КЛАССАМ
1-й класс (Первый год обучения).Начинать изучение гамм следует с теоретического ознакомления. Этому помогут подготовительные упражнения. Затем начинается изучение однооктавных гамм. Наиболее удобная гамма Соль мажор. Прием игры: pizz. (6). Штрихи: легато, стаккато и деташе.
В этот период обучения очень важны правильность постановки рук учащегося; качество звука (точность штрихов); четкость ритмического исполнения (стремление к сильным долям метра), а также умение самостоятельно построить гамму.
После успешного овладения основной гаммой, следует переходить к ритмическим вариантам ее исполнения и к освоению трезвучий: тонического, субдоминантового и доминантового.
Во втором полугодии 1-го класса изучаются минорные гаммы. Выписаны все виды минора: натуральный, гармонический и мелодический. Все приемы игры подробно указаны.
Изучение в 1-м и 2-м классах гамм с 4-мя и 5-ю ключевыми знаками не обязательно и требует учета индивидуальных способностей ученика.
Во 2-м классе (Второй год обучения) учащиеся начинают изучать однооктавные гаммы со струны Ля. Приемы игры: кроме pizz.(6), добавляются pizz.(гит.) и pizz (2). Штрихи те же. В первом полугодии изучаются мажорные гаммы, во втором — минорные.
На этом этапе происходит закрепление постановки, улучшение координации рук, улучшается ориентирование на грифе (начинает развиваться "чувство грифа”) и совершенствуются другие навыки начального обучения.
В 3-м классе (Третий год обучения) начинается изучение двухоктавных гамм с повторением основного тона. Это сохраняет квадратность изложения гаммы. Применяемая аппликатура переходная, что позволит значительно развить беглость, укрепить 4-й палец левой руки, выработать четкость при смене позиций, легче освоить гитарные приемы.
Гаммы этого года объединяют материал двух предыдущих лет. Ритмические и штриховые варианты используются с учетом творческого роста учащегося.
Приемы игры: pizz, pizz-(гит.), либо pizz.(6) как дополнительный прием. Аппликатура левой руки в скобках относится к вариантам исполнения или предполагает исполнение ”широких позиций”, направлена на развитие 3-го и 4-го пальцев левой руки. Целесообразность исполнения определяет педагог.
Все ритмические и штриховые варианты, рекомендуемые для первого—третьего года обучения, могут применяться и в последующих.
Начиная с 4-го класса, мажорные и минорные гаммы выписываются на одном нотном стане. Это возможно потому, что аппликатура левой руки в мажоре и миноре совпадает. Ключевые знаки выписаны через двойную тактовую черту. Все проходящие знаки в скобках относятся только к минору. Такое написание позволяет значительно развить зрительные и слуховые представления учащихся, заставляет их не бездумно, а осмысленно воспроизводить нотный текст. (Исключение: гаммы соль диез минор и ля бемоль мажор выписаны отдельно).
В 4-м классе (Четвертый год обучения) вводится хроматическая гамма. Ее написание дано в мажорном варианте. Приемы игры: pizz. (1), pizz. (гит.), pizz. (2), октавные флажолеты.
Особое внимание в этот период следует обратить на выработку и закрепление определенных игровых позиций, приобретение игровой дисциплины, умение контролировать качество звука и более дифференцированное исполнение штрихов.
В 5-м классе (Пятый год обучения) традиционно исполняются гаммы мажорные и минорные (трех видов). Начиная с этого года, основной тон не повторяется (соответственно меняется аппликатура).
Автор: А. Горбачев
Год: 1996
Издательство: Музыка
Предлагаемая система гамм и арпеджио является попыткой обобщить накопленный опыт в области методики обучения игре на балалайке. Потребность в этом давно назрела, так как более чем столетняя история инструмента и несколько десятилетий активного развития системы профессионального образования выдвигают задачу профессионализации процесса обучения.
В основу данной системы положен более чем двадцатилетний опыт работы заслуженного работника культуры РФ Иншакова И.В (класс балалайки Средней Специальной музыкальной школы при Воронежском Государственном институте искусств).
скачать
Предлагаемый материал обобщает также некоторые идеи других авторов. В частности, профессор П. И. Нечепоренко и В. И. Мельников в "Школе игры на балалайке” предлагают в 1Х разделе однооктавные и двухоктавные гаммы. Такая же структура сохранена и в этом сборнике. Абсолютна правомерна и плодотворна идея профессора Е. Г. Блинова, рекомендующего исполнение основных видов гамм в разных ритмических группировках (от триолей до ундецим). Некоторые виды арпеджио встречаются В методической разработке А.П. Козина (Московский Государственный музыкальный колледж). Небольшая часть гамм и арпеджио была опубликована доцентом В. Е. Зажигиным в сборнике "Этюды для балалайки” (составитель проф. А. С. Данилов).
Подготовка данного методического пособия к изданию проводилась вместе с воспитанником И. В. Иншакова Андреем Горбачевым — ассистентом-стажером РАМ им. Гнесиных. Таким образом, появилась возможность соединить многолетний педагогический опыт и современные достижения исполнительской практики.
Система изучения гамм и арпеджио методически разработана для 11-ти лет обучения и направлена на развитие всех основных приемов игры. (в том числе и гитарных), всех видов техники левой руки при использовании практически всех видов гамм и арпеджио (в том числе и от звука). Учтены также междисциплинарные связи с программами по сольфеджио и гармонии (7—11 классы). В Приложении выписаны гаммы для училищ и вузов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГАМ И АРПЕДЖИО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Приступая к систематической работе над гаммами и арпеджио, преподавателю важно ставить перед учащимися определенные методические и исполнительские задачи. Одно из главных условий — убедить ученика в необходимости изучения технического материала, привить вкус к целеустремленной работе над ним.
С самых первых шагов обучение необходимо направлять на развитие у учащихся ясного представления о характере звука. Самое главное — выработать умение внимательно слушать и контролировать качество извлекаемого звука, правильность двигательных навыков. Звук должен быть красивым, чистым, теплым, без призвуков.
Профессор Московской консерватории В. Сафонов говорил: ”Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука”. Преподаватель обязан обращать внимание учащихся на восприятие как каждого отдельного звука, так и его взаимосвязи с другими, то есть воспитывать качественное звуковедение.
Гамма, арпеджио и аккорды должны исполняться в едином темпе от начала и до конца, полезно использовать различные ритмические варианты. Необходимо ощущать соотношение разных длительностей, сильных и слабых долей метра.
Изучение штрихов легато и стаккато, производных от них штриховых разновидностей
очень полезно проводить на материале гамм с самых первых шагов обучения. Хорошее владение различными штрихами поможет учащимся в выборе выразительных средств для работы над содержанием и характером музыки в разучиваемых пьесах.
При работе над гаммами и арпеджио в различных темпах совершенствуются основные приемы игры, техника смены позиций, развивается беглость и четкость в игре, закрепляется ощущение свободы игрового аппарата.
Очень важно дать ученику ясное представление о значении динамики, о соотношениях p, и f, mp, cresc. и dim. и т. д. Поэтому гаммы и арпеджио нужно играть в различных нюансах, постоянно варьируя динамику.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГАММ И АРПЕДЖИО ПО КЛАССАМ
1-й класс (Первый год обучения).Начинать изучение гамм следует с теоретического ознакомления. Этому помогут подготовительные упражнения. Затем начинается изучение однооктавных гамм. Наиболее удобная гамма Соль мажор. Прием игры: pizz. (6). Штрихи: легато, стаккато и деташе.
В этот период обучения очень важны правильность постановки рук учащегося; качество звука (точность штрихов); четкость ритмического исполнения (стремление к сильным долям метра), а также умение самостоятельно построить гамму.
После успешного овладения основной гаммой, следует переходить к ритмическим вариантам ее исполнения и к освоению трезвучий: тонического, субдоминантового и доминантового.
Во втором полугодии 1-го класса изучаются минорные гаммы. Выписаны все виды минора: натуральный, гармонический и мелодический. Все приемы игры подробно указаны.
Изучение в 1-м и 2-м классах гамм с 4-мя и 5-ю ключевыми знаками не обязательно и требует учета индивидуальных способностей ученика.
Во 2-м классе (Второй год обучения) учащиеся начинают изучать однооктавные гаммы со струны Ля. Приемы игры: кроме pizz.(6), добавляются pizz.(гит.) и pizz (2). Штрихи те же. В первом полугодии изучаются мажорные гаммы, во втором — минорные.
На этом этапе происходит закрепление постановки, улучшение координации рук, улучшается ориентирование на грифе (начинает развиваться "чувство грифа”) и совершенствуются другие навыки начального обучения.
В 3-м классе (Третий год обучения) начинается изучение двухоктавных гамм с повторением основного тона. Это сохраняет квадратность изложения гаммы. Применяемая аппликатура переходная, что позволит значительно развить беглость, укрепить 4-й палец левой руки, выработать четкость при смене позиций, легче освоить гитарные приемы.
Гаммы этого года объединяют материал двух предыдущих лет. Ритмические и штриховые варианты используются с учетом творческого роста учащегося.
Приемы игры: pizz, pizz-(гит.), либо pizz.(6) как дополнительный прием. Аппликатура левой руки в скобках относится к вариантам исполнения или предполагает исполнение ”широких позиций”, направлена на развитие 3-го и 4-го пальцев левой руки. Целесообразность исполнения определяет педагог.
Все ритмические и штриховые варианты, рекомендуемые для первого—третьего года обучения, могут применяться и в последующих.
Начиная с 4-го класса, мажорные и минорные гаммы выписываются на одном нотном стане. Это возможно потому, что аппликатура левой руки в мажоре и миноре совпадает. Ключевые знаки выписаны через двойную тактовую черту. Все проходящие знаки в скобках относятся только к минору. Такое написание позволяет значительно развить зрительные и слуховые представления учащихся, заставляет их не бездумно, а осмысленно воспроизводить нотный текст. (Исключение: гаммы соль диез минор и ля бемоль мажор выписаны отдельно).
В 4-м классе (Четвертый год обучения) вводится хроматическая гамма. Ее написание дано в мажорном варианте. Приемы игры: pizz. (1), pizz. (гит.), pizz. (2), октавные флажолеты.
Особое внимание в этот период следует обратить на выработку и закрепление определенных игровых позиций, приобретение игровой дисциплины, умение контролировать качество звука и более дифференцированное исполнение штрихов.
В 5-м классе (Пятый год обучения) традиционно исполняются гаммы мажорные и минорные (трех видов). Начиная с этого года, основной тон не повторяется (соответственно меняется аппликатура).
Последнее редактирование модератором: