Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

И. Забелова. Домра для самых маленьких и старше

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
421
2
Автор: И. Забелова
Год: 2016
Издательство: Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова
Страниц: 76
Формат: PDF
Размер: 14,2 МВ





Скачать

Домровое исполнительство в последние десятилетия развивается семимильными шагами. Проходят многочисленные конкурсы, появляются новые виртуозы – исполнители. Немало высокохудожественных сочинений создано такими талантливыми авторами, как А. Бызов, И. Тамарин, А. Цыганков, белорусскими композиторами А. Безенсон, Г. Ермоченковым, С. Янковичем и др. Обогатили репертуар домристов переложения и транскрипции Н. Бурдыкиной, В. Круглова, С. Лукина. Интересные произведения написаны В. Малых, Л. Малиновским. К сожалению, репертуар для самых маленьких домристов развивается не так интенсивно, как хотелось бы. А ведь успешная работа на начальном этапе обучения – фундамент будущих достижений музыканта.
Предлагаемый вашему вниманию сборник является откликом на сложившуюся ситуацию в этой сфере. В него вошли пьесы и этюды для начинающих музыкантов. Нотный материал выстроен по принципу постепенного усложнения. Ряд пьес сопровождается образными и доступными по содержанию, легко запоминающимися стихотворными текстами (часть текстов написана на белорусском языке), красочными иллюстрациями, что будет способствовать не только музыкальному, но и общеэстетическому воспитанию юных домристов, приобщению их к национальной культуре. Предлагаемые автором штрихи и аппликатурные варианты могут корректироваться педагогами с учётом индивидуальных особенностей учеников. Краткие методические рекомендации призваны акцентировать внимание домристов на характерные особенности исполнения.
Автор надеется, что предлагаемый сборник будет востребован в педагогической работе учителей ДМШ, ДШИ, на занятиях в секторе педпрактики ССУЗов, расширит учебный репертуар домристов.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СУП ГРИБНОЙ
Пьеса предназначена для изучения на самых первых уроках. Тональность ре-мажор и игра на струне «ре» способствуют наиболее удобному расположению пальцев левой руки на грифе, дают возможность сосредоточить внимание на точных плавных весовых движениях правой руки. Лёгкий шуточный текст-скороговорка помогает воспринимать музыку более образно, эмоционально. С первых прикосновений к инструменту необходимо учить маленького музыканта слушать протяжённость звука, контролировать чёткость ритма и ровность ударов.
КРЫЖАЧОК
Пьесу можно исполнять как ударами вниз, так и переменными ударами. Важно контролировать ритмическую ровность, свободу движений и чистоту звукоизвлечения, играть бодро, энергично, в характере, указанном автором.
БАБУШКА
Простая мелодия и незатейливые слова песенки помогают решать задачи, стоящие перед учеником. Следует обратить внимание на точность попадания второго и третьего пальцев на лады после игры на открытой струне (1,3 и 6 такты).
ВЕРШНІК
Достаточно развёрнутая, плотная фактура аккомпанемента позволяет юному музыканту почувствовать себя настоящим солистом. Необходимо контролировать ритмическую точность и динамическую линию.
СТРЕКОЗА
Пьеса написана в той же тональности, что и предыдущие (ре-мажор), но звуковой диапазон её расширен. Более сложный ритм и использование 4 пальца левой руки при игре в первой и второй позициях делают эту песенку достаточно непростой. Энергичный характер придаёт аккомпанемент, что заставляет ученика дослушивать все длительности и добиваться глубокого сочного звучания. Необходимо обратить внимание маленького музыканта на правильное движение и положение пальцев левой руки, особенно четвёртого пальца, с первых звуков следить за образованием «бороздки» от струны на коже ученика, что важно для дальнейшего формирования исполнительского аппарата и чистоты звукоизвлечения. 67
ГУСЬ
Следует обратить внимание на исполнение восьмых длительностей переменными ударами, особенно на разных звуках (второй, четвёртый и седьмой такты). Часто одновременная смена направления ударов и нот провоцирует ученика «придумывать» дополнительные движения правой рукой, как бы «помогая» левой руке, что приводит к зажатию и напряжённому звучанию.
КУЗНЕЧИК
В пьесе усложняются метро-ритмические задачи: появляется затакт, изменяется размер (3/4), что заставляет ученика играть более длинными фразами, опираясь на первую долю. Точное исполнение предлагаемой автором динамики будет способствовать художественно-образному развитию ученика.
РЫБАЛКА
Пьеса построена на коротких фразах, за которыми следуют паузы. Следует обратить внимание ученика на партию фортепиано, добиваться ансамблевой слаженности, динамического единства.
СІНІЧКІ
В пьесе маленькому музыканту предлагается решать на новом материале те же задачи, что и в предыдущих песенках. Следует добиваться мягкого, глубокого звука, ровности переменных ударов, свободных, «дышащих» движений правой руки, точности, рациональности, цепкости левой.
НОСОРОГ
В основе пьесы лежит короткая, секвенционно развивающаяся, попевка. При работе над песенкой ученик познакомится с навыками игры в разных позициях. Постоянно повторяющаяся аппликатура позволит быстрее выучить пьесу, больше внимания уделить звуковой выразительности.
КАМАРЫК
Следует обратить внимание ученика на встречающиеся знаки альтерации (второй и седьмой такты). Короткие фразы необходимо исполнять выразительно, подголосок в партии фортепиано должен быть дослушан. Чередование ударов (вниз-четверти, вниз-вверх-восьмые) способствуют укреплению навыков игры правой рукой. Целесообразно обратить внимание ученика на отличие звучания штрихов (staccato, tenuto). 68
УЛИТКА
В пьесе закрепляются навыки игры ударом вниз и переменными ударами, происходит знакомство с бемольной тональностью. Серьёзная задача для юного домриста-чисто «достать» четвёртым пальцем верхние ноты (третий и пятый такты).
КОТИК
Работая над ровностью исполнения ударов, важно в то же время создать нежный ласковый образ, играть ритмично и выразительно. Четвертные и половинные длительности можно исполнять как ударами, так и приёмом тремоло.....и др.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу