Публикация: Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников
Автор: Гурбанова Анастасия Николаевна - музыкальный руководитель, МБДОУ №15 г.Оленегорск, Мурманская область
Презентация: Яндекс
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду. Семья. Общество. Государство – вызовы времени.
И чтобы принять эти вызовы хорошо мотивированный и компетентный педагог, который совершенствует своё педагогическое мастерство в использовании интерактивных форм в своей работе - обязательно должен повышать уровень педагогических компетенций у родителей воспитанников по вопросам музыкального развития детей.
В рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Для детей – это возможность приобрести социальный опыт, повысить качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформировать активно-познавательную позицию;
Для музыкальных руководителей - оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, сформировать партнерские, доверительные отношения между участниками образовательного процесса;
Для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы - стать активными участниками и партнерами образовательного процесса, получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка.
Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.
Хочется обратить внимание на основные принципы новой системы инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьей по музыкальному развитию: (они представлены на слайде)
- открытость детского сада для семьи (каждый родитель имеет возможность знать и видеть, как развивается его ребенок, его успехи в музыкальном развитии);
- сотрудничество педагогов и родителей в музыкальном воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых в образовательном процессе по музыкальному воспитанию, на досуговых мероприятиях, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в музыкальном развитии ребенка.
А я расскажу о формах взаимодействия с родителями, которые использую в своей педагогической деятельности.
Информационно-аналитическое направление:
анкетирование, тестирование
Информационно-познавательное направление:
Его цель - обогащение родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выступления на родительских собраниях; использование сети Интернет для обсуждения вопросов и распространения информации, консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей.
И более подробно остановлюсь на музыкально-досуговом направлении, которое включает в себя открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные. Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное.
В сентябре 2022 года на общем собрании родителей инициативные педагоги учреждения предложили создать Творческую группу из заинтересованных родителей, педагогов, администрации для разработки плана совместных общесадовских мероприятий для всех участников образовательных отношений. Так был придуман и создан «Календарь интересных событий». «Календарь интересных событий» включает в себя традиционные мероприятия, которые проводятся в учреждение ежегодно, в определенные месяцы,
Один раз в квартал творческая группа собирается для того, чтобы определить тему мероприятия, собрать материал, информацию. Состав творческих групп родителей меняется. «Календарь интересных событий» начинается с «Осенней ярмарки» «Осенняя ярмарка» отмечается с размахом в сентябре. Это – гордость детского сада. Такая форма организации детской деятельности, где участвуют и взрослые и дети, наиболее интересна. Вся подготовка к празднику сопровождается непосредственным включением в воспитательную деятельность и режимные моменты элементов народного творчества: знакомство с особенностями русского народного костюма, быта, традиционными ремеслами русского народа, традициями и обычаями. Развлечение включает народные игры, выступления с песнями и танцами. Широко на ярмарке используется фольклор во всех его проявлениях. На праздник приходят русские народные герои, работают творческие мастерские по созданию народных оберегов, осенних поделок. Организуется благотворительная акция «Территория добра» - помощь приюту для животных. Дети, родители и педагоги погружаются в атмосферу русского народного гуляния с его обычаями и традициями. На Ярмарку приносят творческие осенние поделки, в конце праздника вручаются грамоты и дипломы всем участникам.
Продолжает «Календарь интересных событий» военно – патриотическая игра «Зарничка» - проведение которой давняя и важная традиция учреждения. Мероприятие способствует формированию у подрастающего поколения личности гражданина, патриота, ответственного за судьбу своего Отечества. Музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре совместно с родителями - организаторы и участники игры. В период подготовки и проведения «Зарнички» родителями были изготовлены и сшиты атрибуты к игре, оформлены тематические фотоальбомы, создана мобильная библиотека детской литературы патриотического содержания, подобрана фототека «Ты, Россия, моя!» Музыкальные руководители разучивают военно – патриотические песни, учат детей простейшим маршам.
Весенний «Календарь интересных событий» открывает организация праздника «Масленица». Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья силами педагогов, родителей и воспитанников. Идея организации праздника - полноценное погружение детей в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа.
На протяжении трех лет дети, родители и педагоги 15 мая отмечают международный День семьи, который стал майским общесадовским событием. Яркий семейный праздник оформляется фотозоной, работают творческие мастерские по созданию семейных оберегов. Дети и родители совместно участвуют в играх, развлечениях. Этим семейным добрым праздником детский сад еще раз обращает внимание родителей как это важно быть вместе, ставить единые цели, добиваться решений общих задач в воспитании детей.
В учреждении организован Театр «Талантвиль», который придерживается цели - развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников; возрождение традиций совместного проведения семейного досуга и лучших традиций домашнего театра; развитие воспитательного потенциала семьи. Музыкальные руководители организаторы и непосредственные участники этого направления. В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами образовательных учреждений. Для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. Ребенку театральная деятельность в семейном детско-взрослом объединении дает возможность удовлетворить потребности, имеющие важное значение для его развития.
Преимущества новой системы инновационных форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей неоспоримы и многочисленны:
- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- это учет индивидуальности ребенка.
- это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
- это возможность реализации единой программы музыкального развития ребенка в ДОУ и семье.
Опыт показывает, что использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками мероприятий детского сада.
Автор: Гурбанова Анастасия Николаевна - музыкальный руководитель, МБДОУ №15 г.Оленегорск, Мурманская область
Презентация: Яндекс
Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.
В.А.Сухомлинский.
В.А.Сухомлинский.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду. Семья. Общество. Государство – вызовы времени.
И чтобы принять эти вызовы хорошо мотивированный и компетентный педагог, который совершенствует своё педагогическое мастерство в использовании интерактивных форм в своей работе - обязательно должен повышать уровень педагогических компетенций у родителей воспитанников по вопросам музыкального развития детей.
В рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Для детей – это возможность приобрести социальный опыт, повысить качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформировать активно-познавательную позицию;
Для музыкальных руководителей - оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, сформировать партнерские, доверительные отношения между участниками образовательного процесса;
Для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы - стать активными участниками и партнерами образовательного процесса, получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка.
Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.
Хочется обратить внимание на основные принципы новой системы инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьей по музыкальному развитию: (они представлены на слайде)
- открытость детского сада для семьи (каждый родитель имеет возможность знать и видеть, как развивается его ребенок, его успехи в музыкальном развитии);
- сотрудничество педагогов и родителей в музыкальном воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых в образовательном процессе по музыкальному воспитанию, на досуговых мероприятиях, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в музыкальном развитии ребенка.
А я расскажу о формах взаимодействия с родителями, которые использую в своей педагогической деятельности.
Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями:
Информационно-аналитическое направление:
анкетирование, тестирование
Информационно-познавательное направление:
Его цель - обогащение родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выступления на родительских собраниях; использование сети Интернет для обсуждения вопросов и распространения информации, консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей.
И более подробно остановлюсь на музыкально-досуговом направлении, которое включает в себя открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные. Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное.
В сентябре 2022 года на общем собрании родителей инициативные педагоги учреждения предложили создать Творческую группу из заинтересованных родителей, педагогов, администрации для разработки плана совместных общесадовских мероприятий для всех участников образовательных отношений. Так был придуман и создан «Календарь интересных событий». «Календарь интересных событий» включает в себя традиционные мероприятия, которые проводятся в учреждение ежегодно, в определенные месяцы,
Один раз в квартал творческая группа собирается для того, чтобы определить тему мероприятия, собрать материал, информацию. Состав творческих групп родителей меняется. «Календарь интересных событий» начинается с «Осенней ярмарки» «Осенняя ярмарка» отмечается с размахом в сентябре. Это – гордость детского сада. Такая форма организации детской деятельности, где участвуют и взрослые и дети, наиболее интересна. Вся подготовка к празднику сопровождается непосредственным включением в воспитательную деятельность и режимные моменты элементов народного творчества: знакомство с особенностями русского народного костюма, быта, традиционными ремеслами русского народа, традициями и обычаями. Развлечение включает народные игры, выступления с песнями и танцами. Широко на ярмарке используется фольклор во всех его проявлениях. На праздник приходят русские народные герои, работают творческие мастерские по созданию народных оберегов, осенних поделок. Организуется благотворительная акция «Территория добра» - помощь приюту для животных. Дети, родители и педагоги погружаются в атмосферу русского народного гуляния с его обычаями и традициями. На Ярмарку приносят творческие осенние поделки, в конце праздника вручаются грамоты и дипломы всем участникам.
Продолжает «Календарь интересных событий» военно – патриотическая игра «Зарничка» - проведение которой давняя и важная традиция учреждения. Мероприятие способствует формированию у подрастающего поколения личности гражданина, патриота, ответственного за судьбу своего Отечества. Музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре совместно с родителями - организаторы и участники игры. В период подготовки и проведения «Зарнички» родителями были изготовлены и сшиты атрибуты к игре, оформлены тематические фотоальбомы, создана мобильная библиотека детской литературы патриотического содержания, подобрана фототека «Ты, Россия, моя!» Музыкальные руководители разучивают военно – патриотические песни, учат детей простейшим маршам.
Весенний «Календарь интересных событий» открывает организация праздника «Масленица». Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья силами педагогов, родителей и воспитанников. Идея организации праздника - полноценное погружение детей в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа.
На протяжении трех лет дети, родители и педагоги 15 мая отмечают международный День семьи, который стал майским общесадовским событием. Яркий семейный праздник оформляется фотозоной, работают творческие мастерские по созданию семейных оберегов. Дети и родители совместно участвуют в играх, развлечениях. Этим семейным добрым праздником детский сад еще раз обращает внимание родителей как это важно быть вместе, ставить единые цели, добиваться решений общих задач в воспитании детей.
В учреждении организован Театр «Талантвиль», который придерживается цели - развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников; возрождение традиций совместного проведения семейного досуга и лучших традиций домашнего театра; развитие воспитательного потенциала семьи. Музыкальные руководители организаторы и непосредственные участники этого направления. В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами образовательных учреждений. Для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. Ребенку театральная деятельность в семейном детско-взрослом объединении дает возможность удовлетворить потребности, имеющие важное значение для его развития.
Преимущества новой системы инновационных форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей неоспоримы и многочисленны:
- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- это учет индивидуальности ребенка.
- это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
- это возможность реализации единой программы музыкального развития ребенка в ДОУ и семье.
Опыт показывает, что использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками мероприятий детского сада.