Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

История русской музыки. От Древней Руси до Серебряного века. Рапацкая Людмила Александровна

Название: История русской музыки. От Древней Руси до Серебряного века.

Автор: Рапацкая Людмила Александровна


1657927449282.png


Издательство: ВЛАДОС, г. Москва

Год издания: 2001


Скачать

Учебник - первый фундаментальный труд, охватывающий историю музыки России от древности до «серебряного века». Предлагается емкая информация об этапах развития отечественной музыки, анализ ее основных стилевых направлений.

Представлены творческие портреты выдающихся композиторов, проанализированы их отдельные музыкальные произведения.

Адресован студентам музыкальных факультете в педагогических учебных заведений, учителям музыки, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей культуры нашего Отечества.


Скачать

Курс «История русской музыки» является неотъемлемой частью профессионального музыкального образования. Его преподавание началось во второй половине ХХ в. с момента рождения первых русских консерваторий. Правда, долгое время этот предмет не был самостоятельной дисциплиной, и творчество русских композиторов изучалось в контексте всеобщей истории музыки. Лишь начиная с 40-х гг. ХХ в. «История русской музыки» становится отдельным предметом, чему немало способствовали многообразные музыковедческие исследования и сформировавшаяся научная школа, завоевавшая мировое признание.

Исторические труды, посвященные отечественному музыкальному искусству, появились во второй половине Х[Х в. Важную роль в становлении исторического музыкознания сыграл в то время В.В. Стасов, критическая деятельность которого способствовала развитие научных взглядов па русскую музыку. Ценными и сегодня являются статьи и исследования многих выдающихся его современников-публицистов и композиторов А.Н. Серова, Ц.А. Кюи, Г.А. Лароша и др. Большой вклад в расширение представлений о временных границах развития русского музыкального профессионализма внесли работы по истории церковной музыки Д.В. Разумовского, С.В. Смоленского, В.М, Металлова, А.В. Преображенского и др. В начале ХХ в. Н.Ф. Финдейзен создал капитальный труд «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца ХУШ века», который подытожил достижения русской музыкальной историографии ХХ в. После 1917 г. музыкально-историческая наука развивалась в русле новых общественных и мировоззренческих установок. Наибольший вклад в развитие исторического музыкознания и, в частности, истории русской музыки внесли фундаментальные исследования Б.В. Асафьева о творчестве Бортпяиского, Глинки, Чайковского и других композиторов. Эрой расцвета этой области науки стала вторая половина ХХ в. Именно тогда история русской музыки пополнилась трудами М.С. Пекелиса и Т.Н. Ливановой, Ю.В. Келдышаи А.И. Кандинского, О.Е. Левашевойи В.В. Протопопова, В.А. Цуккермана и С.С. Скребкова, Н.А. Герасимовой-Персидской и Л.3. Корабельзиковой. Среди более молодых ученых выделяются имена Т.Ф. Владышевской, М.П. Рахмановой, М.Г. Рыцаревой, Е.М. Левашева, Т.Ч. Левой и др. Их трудами была восстановлена связь времен в истории русской музыки, извлечены из небытия имена композиторов прошлых эпох, воссоздана очищенная от временных наслоений историческая преемственность в развитии музыки России от древности до современности.

Немаловажную роль в формировании целостной картины исторической эволюции русского музыкального искусства сыграли исследователи-медиевисты, обогатившие пауку работами о самых древних истоках храмового пения — Н.Д. Успенский, М.В. Бражников, И.Л. Гарднер, В.И. Мартынов. Обобщил полуторавековую работу отечественных ученых первый в истории нашей страны десятитомный труд «История русской музыки» (М., 1983-1999), в котором наиболее полно отразились положения современного музыкознания. Гораздо более скромными являются достижения в области учебной литературы по одноименному курсу. Как правило, большинство учебников и учебных пособий ориентировано на студентов консерваторий будущих музыкантов или исполнителей. Признавая высокий научный уровень этой литературы, следует отметить, что для будущих учителей общеобразовательной школы такие учебники являются сложными вследствие их перегруженности специальными музыковедческими знаниями. Это соображение послужило главной причиной создания настоящего учебника. Но были и другие причины.

Автору хотелось написать работу, где в компактной и достаточно популярной форме была бы представлена вся история отечественного музыкального искусства в соответствии с новым образовательным стандартом и в связи с изменившимися научными, общественными и культурными реалиями России начала нового тысячелетия. В тексте учебника сняты исторические неточности, имевшие место в публикациях советского времени вследствие цензурных соображений. Достаточно новой для учебной литературы является постановка вопроса о исконных национальных духовных ценностях русского музыкального искусства в их тесной взаимосвязи с православными традициями. Автор имел возможность отказаться от идеологических штампов прошлого и более широко показать противоречивые явления русской культуры, отразившиеся в творчестве композиторов-классиков и мастеров «серебряного века».

Теоретическую основу учебника составил культурологический подход к содержанию музыкально-педагогического образования, т. е. изучение истории музыки во взаимодействии с общими культурными процессами. Такой подход лает возможность представить многоликие факты истории музыки и отдельные творческие школы как органическую часть всей российской культуры. В русле данного подхода курс истории музыки рассматривается как междисциплинарный предмет, содержание которого локализуется на стыке музыковедения, религиоведения, философии, теории художественной культуры и собственно истории.

Культурологическое видение музыкально-исторического процесса позволит учителю в своей профессиональной деятельности опереться не только на знание конкретных музыкальных произведений и биографий композиторов, но и на представления о менталитете русского народа, его верованиях, традициях, мировосприятии, взлетах национальной гениальности и заблуждениях, чем так богата отечественная история. Подобный расширенный взгляд на содержание учебного курса пессимист его внутренних задач осмыслить эволюцию и вершинные достижения музыкального искусства России с древности до «серебряного века», проанализировать творчество крупнейших русских композиторов. Решению этих задач соответствует структура учебника, состоящего из пяти разделов. Каждый раздел раскрывает особенности конкретного исторического периода, основой периодизации является историко-стилевое обобщение явлений музыкального искусства. Первая часть посвящена эпохе Древней Руси, поэтому богослужебная музыка рассматривается в ней во взаимосвязи с христианским вероучением. Вторая часть раскрывает феномен «русской европейскости» в музыке эпохи Просвещения, проблему освоения классицизма композиторами санкт-петербургской школы. Третья часть посвящена музыке первой половины ХХ в., становлению национального музыкального мышления, развитию романтизма. Четвертая часть обобщает достижения композиторов пореформенной эпохи. В последней, пятой, части рассматривается музыка «серебряного века», отличительной чертой которой является многообразие стилевых направлений. * Учитывая, что учебник рассчитан на будущего учителя музыки, в него включены элементы музыкальной литературы, в том числе краткие анализы отдельных музыкальных произведений с указанием их формы. Автор рассматривает курс «История русской музыки» как методологически значимый предмет в профессиональной подготовке учителя российской школы и надеется, что данный учебник будет полезен не только музыкантам, по и студентам других педагогических специальностей.
 

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу