Елена Григорьевна
Member
- 16 Июл 2022
- 58
- 3
Автор: Ю. Доманский
Год: 2010
Издательство: Intrada — Издательство Кулагиной
Страниц: 230
Формат: PDF
Размер: 1,8 МВ
Язык: русский
Скачать
В монографии русская рок-поэзия рассматривается в нескольких филологических аспектах: от сугубо текстуальных и контекстуальных, связанных с традициями русской литературы (Пушкин, Чехов, Блок, Вен. Ерофеев, Высоцкий), и до аспектов, порождённых спецификой бытования русского рока в форме альбома и в многообразии вариантов той или иной песни. Анализируются рок-произведения Александра Башлачёва, Янки Дягилевой, Бориса Гребенщикова, Майка Науменко, Виктора Цоя, Юрия Шевчука и многих других представителей русского рок-искусства. Предназначена как для специалистов-филологов, так и для всех, кто интересуется русским роком.
Предисловие
Под рок-поэзией в русской культуре новейшего времени традиционно понимают словесный компонент рок-композиции, в которой,
кроме этого, есть компоненты музыкальный и, условно говоря, перформативный, связанный с особенностями исполнения. Крупнейший историк русского рока И. Смирнов отмечал: «...позволю себе сравнение рок-композиции с трёхглавым драконом. Три его головы - это собственно рок-МУЗЫКА, рок-поэзия и рок-театр»1; «Для него характерно заимствование выразительных средств традиционных жанров: музыкального, поэтического (текст) и театрального (шоу), которые образуют единое и неделимое на составные элементы целое -РОК-КОМПОЗИЦИЮ»2. Разумеется, адекватное рассмотрение рок-поэзии невозможно вне рассмотрения прочих составляющих рок-композиции, но по ряду причин (логоцентричность русского рока, отсутствие полноценной методологии для анализа синтетических произведений) объектом филологического анализа чаще всего становится именно словесный компонент рока. Но даже в этом случае весь массив русской рок-поэзии не поддаётся какому-либо единому и
целостному описанию (хотя попытки такого рода предпринимались и предпринимаются3). Связано это с очевидной разноплановостью того, что принято называть русским роком. Если в англоязычной традиции рок - это, в первую очередь, течение музыкальное с поддающимися описанию типологическими характеристиками и музы-
1 Смирнов И. Вторая голова рок-дракона // Альтернатива. Опыт антологии рок-
поэзии. М., 1991. С. 5.
2 Смирнов И. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока. М., 1994. С. 7-
3 Укажем на наиболее значительные статьи: Березовчук Л. Проблема аналитического описания произведения в рок-музыке: соотношение текста и контекста // Молодежь и культура. Л., 1990; Константинова С.Л., Константинов А.В. Дырка
от бублика как предмет «русской рокологии» // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999; Свириденко Е.В. Текст и музыка в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000; Свиридов С.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. Тверь, 2002; Свиридов С. В. Альбом и проблема вариативности синтетического текста //
Русская рок-поэзия: текст и контекст 7. Тверь, 2003; Свиридов С.В. Русский рок в контексте авторской песенности // Русская рок-поэзия: текст и контекст 9. Тверь; Екатеринбург, 2007; Гавриков В.А. Рок-искусство в контексте исторической по-
этики // Там же; Иванов Д.И. «Героическая» эпоха русского рока // Там же. Русская рок-поэзия: текст и контекст
кального и словесного компонентов1, то в русской культуре под роком понимается весьма широкий спектр явлений. Однако о некоторых тенденциях в специфике развития русского рока поговорить
имеет смысл.
* * *
Началом формирования русского рока следует признать вторую половину 1970-х гг. Хотя попытки создания и даже успешного суще-
ствования рок-групп предпринимались и ранее (достаточно указать на группу Владимира Рекшана «Санкт-Петербург»), подлинными
родоначальниками рока в СССР следует признать Андрея Макаревича в Москве и Бориса Гребенщикова и Майка Науменко в Ленинграде. С конца семидесятых центром русского рока становится Ленинград, где уже в начале восьмидесятых создается первый в стране рок-клуб. Тогда же появляется так называемый магнитиздат - на катушках и кассетах по СССР расходятся записи таких групп, как «Зоопарк», «Аквариум», а с середины 1980-х - «Кино», «Алиса», «Телевизор»... Рок-культура появляется и в провинции: в Уфе Юрий Шевчук создает группу «ДДТ», в Свердловске появляется «Урфин Джюс», а затем и «ЫАЩ’ШПЗ РОМР1ЫП8», в Архангельске - «Облачный край», за Уралом заявляет о себе сибирский рок: «Калинов мост» в Новосибирске и «Гражданская оборона» в Омске. Все более заметным становится так называемый «бард-рок», наиболее яркими представителями которого принято считать Александра Башлачёва и Янку Дягилеву.
Скачать
Год: 2010
Издательство: Intrada — Издательство Кулагиной
Страниц: 230
Формат: PDF
Размер: 1,8 МВ
Язык: русский
Скачать
В монографии русская рок-поэзия рассматривается в нескольких филологических аспектах: от сугубо текстуальных и контекстуальных, связанных с традициями русской литературы (Пушкин, Чехов, Блок, Вен. Ерофеев, Высоцкий), и до аспектов, порождённых спецификой бытования русского рока в форме альбома и в многообразии вариантов той или иной песни. Анализируются рок-произведения Александра Башлачёва, Янки Дягилевой, Бориса Гребенщикова, Майка Науменко, Виктора Цоя, Юрия Шевчука и многих других представителей русского рок-искусства. Предназначена как для специалистов-филологов, так и для всех, кто интересуется русским роком.
Предисловие
Под рок-поэзией в русской культуре новейшего времени традиционно понимают словесный компонент рок-композиции, в которой,
кроме этого, есть компоненты музыкальный и, условно говоря, перформативный, связанный с особенностями исполнения. Крупнейший историк русского рока И. Смирнов отмечал: «...позволю себе сравнение рок-композиции с трёхглавым драконом. Три его головы - это собственно рок-МУЗЫКА, рок-поэзия и рок-театр»1; «Для него характерно заимствование выразительных средств традиционных жанров: музыкального, поэтического (текст) и театрального (шоу), которые образуют единое и неделимое на составные элементы целое -РОК-КОМПОЗИЦИЮ»2. Разумеется, адекватное рассмотрение рок-поэзии невозможно вне рассмотрения прочих составляющих рок-композиции, но по ряду причин (логоцентричность русского рока, отсутствие полноценной методологии для анализа синтетических произведений) объектом филологического анализа чаще всего становится именно словесный компонент рока. Но даже в этом случае весь массив русской рок-поэзии не поддаётся какому-либо единому и
целостному описанию (хотя попытки такого рода предпринимались и предпринимаются3). Связано это с очевидной разноплановостью того, что принято называть русским роком. Если в англоязычной традиции рок - это, в первую очередь, течение музыкальное с поддающимися описанию типологическими характеристиками и музы-
1 Смирнов И. Вторая голова рок-дракона // Альтернатива. Опыт антологии рок-
поэзии. М., 1991. С. 5.
2 Смирнов И. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока. М., 1994. С. 7-
3 Укажем на наиболее значительные статьи: Березовчук Л. Проблема аналитического описания произведения в рок-музыке: соотношение текста и контекста // Молодежь и культура. Л., 1990; Константинова С.Л., Константинов А.В. Дырка
от бублика как предмет «русской рокологии» // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999; Свириденко Е.В. Текст и музыка в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000; Свиридов С.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. Тверь, 2002; Свиридов С. В. Альбом и проблема вариативности синтетического текста //
Русская рок-поэзия: текст и контекст 7. Тверь, 2003; Свиридов С.В. Русский рок в контексте авторской песенности // Русская рок-поэзия: текст и контекст 9. Тверь; Екатеринбург, 2007; Гавриков В.А. Рок-искусство в контексте исторической по-
этики // Там же; Иванов Д.И. «Героическая» эпоха русского рока // Там же. Русская рок-поэзия: текст и контекст
кального и словесного компонентов1, то в русской культуре под роком понимается весьма широкий спектр явлений. Однако о некоторых тенденциях в специфике развития русского рока поговорить
имеет смысл.
* * *
Началом формирования русского рока следует признать вторую половину 1970-х гг. Хотя попытки создания и даже успешного суще-
ствования рок-групп предпринимались и ранее (достаточно указать на группу Владимира Рекшана «Санкт-Петербург»), подлинными
родоначальниками рока в СССР следует признать Андрея Макаревича в Москве и Бориса Гребенщикова и Майка Науменко в Ленинграде. С конца семидесятых центром русского рока становится Ленинград, где уже в начале восьмидесятых создается первый в стране рок-клуб. Тогда же появляется так называемый магнитиздат - на катушках и кассетах по СССР расходятся записи таких групп, как «Зоопарк», «Аквариум», а с середины 1980-х - «Кино», «Алиса», «Телевизор»... Рок-культура появляется и в провинции: в Уфе Юрий Шевчук создает группу «ДДТ», в Свердловске появляется «Урфин Джюс», а затем и «ЫАЩ’ШПЗ РОМР1ЫП8», в Архангельске - «Облачный край», за Уралом заявляет о себе сибирский рок: «Калинов мост» в Новосибирске и «Гражданская оборона» в Омске. Все более заметным становится так называемый «бард-рок», наиболее яркими представителями которого принято считать Александра Башлачёва и Янку Дягилеву.
Скачать
Последнее редактирование модератором: