Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Ю. Доманский. Русская рок-поэзия. Текст и контекст

Елена Григорьевна

Елена Григорьевна

Member
16 Июл 2022
58
3
Автор: Ю. Доманский
Год: 2010
Издательство: Intrada — Издательство Кулагиной
Страниц: 230
Формат: PDF
Размер: 1,8 МВ
Язык: русский


Скачать
В монографии русская рок-поэзия рассматривается в нескольких филологических аспектах: от сугубо текстуальных и контекстуальных, связанных с традициями русской литературы (Пушкин, Чехов, Блок, Вен. Ерофеев, Высоцкий), и до аспектов, порождённых спецификой бытования русского рока в форме альбома и в многообразии вариантов той или иной песни. Анализируются рок-произведения Александра Башлачёва, Янки Дягилевой, Бориса Гребенщикова, Майка Науменко, Виктора Цоя, Юрия Шевчука и многих других представителей русского рок-искусства. Предназначена как для специалистов-филологов, так и для всех, кто интересуется русским роком.
Предисловие
Под рок-поэзией в русской культуре новейшего времени традиционно понимают словесный компонент рок-композиции, в которой,
кроме этого, есть компоненты музыкальный и, условно говоря, перформативный, связанный с особенностями исполнения. Крупнейший историк русского рока И. Смирнов отмечал: «...позволю себе сравнение рок-композиции с трёхглавым драконом. Три его головы - это собственно рок-МУЗЫКА, рок-поэзия и рок-театр»1; «Для него характерно заимствование выразительных средств традиционных жанров: музыкального, поэтического (текст) и театрального (шоу), которые образуют единое и неделимое на составные элементы целое -РОК-КОМПОЗИЦИЮ»2. Разумеется, адекватное рассмотрение рок-поэзии невозможно вне рассмотрения прочих составляющих рок-композиции, но по ряду причин (логоцентричность русского рока, отсутствие полноценной методологии для анализа синтетических произведений) объектом филологического анализа чаще всего становится именно словесный компонент рока. Но даже в этом случае весь массив русской рок-поэзии не поддаётся какому-либо единому и
целостному описанию (хотя попытки такого рода предпринимались и предпринимаются3). Связано это с очевидной разноплановостью того, что принято называть русским роком. Если в англоязычной традиции рок - это, в первую очередь, течение музыкальное с поддающимися описанию типологическими характеристиками и музы-
1 Смирнов И. Вторая голова рок-дракона // Альтернатива. Опыт антологии рок-
поэзии. М., 1991. С. 5.
2 Смирнов И. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока. М., 1994. С. 7-
3 Укажем на наиболее значительные статьи: Березовчук Л. Проблема аналитического описания произведения в рок-музыке: соотношение текста и контекста // Молодежь и культура. Л., 1990; Константинова С.Л., Константинов А.В. Дырка
от бублика как предмет «русской рокологии» // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999; Свириденко Е.В. Текст и музыка в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000; Свиридов С.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. Тверь, 2002; Свиридов С. В. Альбом и проблема вариативности синтетического текста //
Русская рок-поэзия: текст и контекст 7. Тверь, 2003; Свиридов С.В. Русский рок в контексте авторской песенности // Русская рок-поэзия: текст и контекст 9. Тверь; Екатеринбург, 2007; Гавриков В.А. Рок-искусство в контексте исторической по-
этики // Там же; Иванов Д.И. «Героическая» эпоха русского рока // Там же. Русская рок-поэзия: текст и контекст
кального и словесного компонентов1, то в русской культуре под роком понимается весьма широкий спектр явлений. Однако о некоторых тенденциях в специфике развития русского рока поговорить
имеет смысл.
* * *
Началом формирования русского рока следует признать вторую половину 1970-х гг. Хотя попытки создания и даже успешного суще-
ствования рок-групп предпринимались и ранее (достаточно указать на группу Владимира Рекшана «Санкт-Петербург»), подлинными
родоначальниками рока в СССР следует признать Андрея Макаревича в Москве и Бориса Гребенщикова и Майка Науменко в Ленинграде. С конца семидесятых центром русского рока становится Ленинград, где уже в начале восьмидесятых создается первый в стране рок-клуб. Тогда же появляется так называемый магнитиздат - на катушках и кассетах по СССР расходятся записи таких групп, как «Зоопарк», «Аквариум», а с середины 1980-х - «Кино», «Алиса», «Телевизор»... Рок-культура появляется и в провинции: в Уфе Юрий Шевчук создает группу «ДДТ», в Свердловске появляется «Урфин Джюс», а затем и «ЫАЩ’ШПЗ РОМР1ЫП8», в Архангельске - «Облачный край», за Уралом заявляет о себе сибирский рок: «Калинов мост» в Новосибирске и «Гражданская оборона» в Омске. Все более заметным становится так называемый «бард-рок», наиболее яркими представителями которого принято считать Александра Башлачёва и Янку Дягилеву.
Скачать
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Вера Романовна 43
Вера Романовна 41
Вера Романовна 61
Вера Романовна 43
Вера Романовна 39
Вера Романовна 37
Инна Кирилловна 101
Инна Кирилловна 88
Инна Кирилловна 141
Инна Кирилловна 84

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу