Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Как у наших у ворот... Русские народные песни в детском саду. 2003 год

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Как у наших у ворот... Русские народные песни в детском саду. 2003 год​

 И.М., Новоскольцева И.А. Как у наших у ворот... Русские народные песни в детском саду. 2003 г...png



Данный сборник является приложением к программе по музыкальному воспитанию
детей дошкольного возраста «Ладушки».

В культурной жизни России наблюдается подъём интереса к народному творчеству — музыкальному, устному, прикладному.

В данном сборнике помещены народные песни для детей с вариантами различных
игровых и сюрпризных моментов. Интересная и доступная для детского понимания
информация подтолкнёт ребёнка к более осмысленному восприятию или исполнению
песен.

Большое значение авторы придают выступлениям взрослых перед детьми (не меха-
ническое заучивание, а эмоциональное слушание, подпевание и только потом самостоятельное пение).

В конце книги предлагаются планы вечеров досуга по теме «Знакомство с русской
народной песней».

Пусть наш девиз станет вашим: «Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и
улыбкой».

© И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, 2003
Гос № 3543 © Издательство "Композитор * Санкт-Петербург", 2003



О РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ
Народное поэтическое и музыкальное творчество — это наследие многих поколений безвестных
народных певцов, сказителей, а также искусных мастеров-инструменталистов. Народное песенное творчество — одно из проявлений общественного сознания, и поэтому для него характерно отражение
жизни народа, его труда, борьбы, надежд на лучшее
будущее.
Народно-песенное искусство возникло еще при
первобьггно-общинном строе. Издавна музыкально-
поэтические произведения распространялись изустным
путём, переходя от одного певца к другому, из поколения в поколение, из одной местности в другую.
На много тысячелетий раньше, чем появились
первые признаки письменности, древние народы
имели уже свои песни и пляски, поверья и сказки.
Устные рассказы, бывальщины, пословицы, загадки,
поговорки, заговоры, трудовые припевки, заклички
стихийных сил природы сопровождали труд и быт
первобытных охотников и земледельцев. Из этого
источника развились дошедшие до нас древнейшие
мифологические сказания, сказки, разнообразные
виды песен. В XVIII веке в России с ростом грамотности городского населения получили распространение рукописные тетради и альбомы с записями на-
родных песен. Сыграли роль в деле популяризации
народной поэзии и песенной культуры лубочные
издания сказок и сборников песен, так называемых
«песенников», которые систематически выпускались
с конца XVIII века и большей частью составлялись
из народных песенных текстов. К этому же времени
относятся и первые нотные сборники народных русских песен с напевами.
Одна из характерных особенностей народного
искусства — многовариантность: распространение
отдельных произведений народного искусства в разнообразных словесно-поэтических и мелодических
вариантах. Передаваясь из поколения в поколение,
распространяясь на большой территории на протяжении десятилетий и даже столетий, поэтические
и музыкальные произведения народного искусства
в той или иной мере всегда меняют свой первоначальный облик. Каждая песня имела когда-то своего создателя, имя которого затерялось в глубине веков. И в конечном итоге всякая старинная песня
представляет собой результат длительной творческой работы многих народных певцов, а многообразие местных певческих традиций определило мелодические варианты народных песен.
Русская народная песенная культура включает
в себя календарные песни годового земледельческого круга, семейно-бытовые (колыбельные, свадебные), эпические, исторические, лирические песни,
а также хороводные, вечёрошные, плясовые, шуточные и гостевые песни.
Из всего многообразия русских народных песен
в фольклорный репертуар детей дошкольного возраста органично вписываются календарные, хороводные, плясовые, шуточные песни, отражающие жизнерадостное мироощущение и неиссякаемый оптимизм.
Центральная тема календарных песен — земледельческий труд, а также те явления природы, от которых зависели результаты этого труда. Тема труда
входит также в величальные, весенние хороводные,
игровые, лирические песни и в обрядовые заклички
(«Посеяли девки лен», «А мы просо сеяли», «Дождик», «Земелюшка-чернозём», «Во кузнице», «Тетушка-деленка»),
В отличие от календарных, семейно-бытовые
песни не имели приуроченности к определенным
датам. Это были родинные и крестильные песни
(исполнялись по случаю появления на свет нового
члена семьи), колыбельные, а также свадебные песни и похоронные плачи и причитания.
Любимы народом различные виды скорых песен:
плясовые, хороводные, шуточные. Они часто сопровождались движением, пляской, хороводным шествием, игрой, разыгрыванием содержания песни в лицах.
Русский хоровод — это своего рода гулянье на
открытом воздухе с пением, инструментальной музыкой, с различными видами народной хореографии
или же театрализованным действием. Хороводы водили на протяжении почти всего тёплого времени
года, а по большим праздникам даже зимой.
Хороводная песня-игра — массовый жанр, и в
первую очередь молодёжный. В одних областях хороводы водила только холостая молодёжь и недавно
поженившиеся молодые пары. В других местностях
в хороводах принимали участие и старшие возрастные группы. Ведущая роль в драматизированном разыгрывании песен в основном принадлежала молодёжи. Хороводы были для молодых как бы «школой
хороших манер». В них вырабатывалась высокая
культура движения, красивого жеста, плавной посту-
пи, умения держать себя на людях, кланяться, приветствовать друг друга.
По характеру движения хороводы можно разделить на две основные группы: хороводы-игры (круговые и некруговые) и хороводы-шествия (иногда с
элементами пляски).
Круговые хороводы сопровождались драматизированным разыгрыванием сюжета песни. В центре
неподвижного круга один, два или несколько солистов-актеров представляли песню в лицах. Иногда
хороводная игра была своеобразным действом без
слов, разыгрываемым с помощью жестикуляции и
мимики при хоровом исполнении песни («Как на
тоненький ледок»),
К хороводам-играм примыкают некоторые некру-
говые формы с разделением участников на два хора
(обычно парней и девушек) и движением «стенка на
стенку» («А мы просто сеяли», «Бояре»),
В хороводах-шествиях движение разнообразно:
ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой», прохождение «через воротца». Обычно хоровод-шествие возглавлялся особой хороводницей, лучшей запевалой и затейницей, которая вела хороводную
цепь замысловатыми зигзагами, красивыми извивами («Заплетися, плетень», «Милый мой хоровод»).
В текстах хороводных лирических песен большую роль играют образы родной природы: кудрявой
берёзоньки, травушки-муравушки. Наиболее ярким
примером является песня «Во поле берёза стояла».
У этой песни большая и славная история. С незапамятных времён «Во поле берёза стояла» была непременной участницей девичьих хороводов. По весне,
когда зеленью одевались леса и луга, в праздничный
день народ выходил на гулянье, а от толпы отделялись девушки-певуньи и, взявшись за руки, заводи-
ли хороводы, и звучали тогда хороводные песни, и
среди них — ласковая и весёлая «Во поле берёза
стояла».
Но не только у деревенских околиц в народных
хороводах пели про берёзоньку. Напев песни подхватили и в городах. Нередко можно было услышать на
улицах Москвы и Петербурга, как через раскрытые
окна неслась мелодия этой песни, которую играли на
старинных клавикордах или на скрипке.
Большая группа — шуточные и сатирические
хороводные песни. Для них характерен оживлённый
темп, комически преувеличенная жестикуляция, традиционная припляска, озорная выходка, лукавый
юмор («Ой, утушка моя луговая», «Из-под дуба, из-
под вяза»). Шуточные песни не составляют в творчестве русского народа особого жанра. Шуточная
тематика характерна для самых разных видов песенного творчества: для колыбельных, баек, многих
календарных песен (колядки, масленичные, весенние игровые), для хороводных, плясовых и пр.
К шуточным песням принадлежат также детские
песни-прибаутки, «дразнилки», «считалки», «молчанки», традиционные «небылицы», «небывальщины», побасёнки и песни, действующими лицами которых являются животные, птицы, насекомые.
Проникнутые лукавым юмором, добродушной
усмешкой, шуточные песни по своему содержанию
и образам тесно связаны с повседневной жизнью и
трудовой деятельностью.
Плясовые песни — это весёлые песни быстрого
темпа, исполняемые под пляску. В народных плясках воплощён идеальный образ человека. Так, например, мужество, смелость, удальство, ловкость,
собственное достоинство — черты мужчин в молодецких плясках. В старину существовало различие
между плавными девичьими и женскими плясками,
с одной стороны, и молодецкими мужскими —
с другой. Традиционная русская женская пляска,
степенная, строгая, сдержанная, заключалась в плавном скольжении на мелком шаге, иногда с припрыжкой на месте. Использовались и мерные «дроби». В пляске женщина «плывёт лебёдушкой», чуть
заметно переступая с ноги на ногу. Исключительно
выразительная пластика рук подчёркивает грациозную женственность танцующей. Плавной и сдержанной женской пляске можно противопоставить
подвижную, стремительную, удалую мужскую пляску с подскоком и вприсядку, с резкими и сильными
телодвижениями, виртуозной техникой ног. В плясовых песнях преобладает шуточная тематика, иногда
любовная, они приближаются к частушке.
Со второй половины XIX века одним из ведущих
народно-песенных жанров как в городе, так и в деревне становится частушка. Частушки — однострофные лирические, шуточные и сатирические
песенки. Каждая представляет собой задорную
«дразнилку». Ей свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и
рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация. Название «частушки» не единственное, наряду с ним в народном быту встречаются и другие
наименования: «мелкие песни», «коротуппси», «скоморошные», «припевки». Характерной чертой частушек является обособленность напева и текста. На
отдельные частушечные напевы поются различные
по содержанию тексты. При этом каждой местности свойственны свои излюбленные напевы; по месту происхождения они называются «волжские», «саратовские», «уральские», «рязаночгси», «бряночки».
Лирической разновидностью частушек являются
страдания. Их тематика исключительно любовная —
встречи, расставания, измены и т. д. Истоки страданий восходят к крестьянской протяжной песне и
городскому бытовому романсу. По форме, так же
как и частушка, это однострофная песня с различным количеством стихов. Исполняются страдания в
медленном темпе и напевно-речитативной манере.
Русский фольклор включает и рекрутские песни.
Они напоминают причитания и по своему характеру близки к похоронным, так как отражают тяжесть
воинской службы, которая в старое время продолжалась всю жизнь, а позднее, начиная с ХУШ века,
длилась 25 лет. Проводы в солдаты, или в рекруты,
означали почти проводы в могилу, ибо служба отличалась чрезвычайно тяжёлыми условиями, а солдаты подвергались самым унизительным и жестоким
наказаниям.
Фольклор занимает большое место в жизни до-
школьников. Приобщая детей к русской народно-
традиционной культуре, воспитатели знакомят их с
разными видами фольклора: с народными песнями,
с народными играми, обрядами.
В этом сборнике предлагается интересный и доступный для детей материал, который может быть
по-разному обыгран и включен в вечер досуга или
праздник. Предусматривается активное участие
взрослых: это могут быть воспитатели и родители,
которые организуют игры, заводят хороводы, инсценируют песни, поют частушки, готовят сюрпризные
моменты. Это даёт возможность не заучивать с деть-
ми все песни, но в то же время делать их активны-
ми участниками праздничного действия.
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу