Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Хлеб — всей жизни голова. Сценарий праздника с родителями для старшего дошкольного возраста

Хлеб — всей жизни голова
Старшая группа

Автор: ?

Оформление:

  • На центральной стене музыкального зала — цветная аппликация: каравай, колосья пшеницы, солнце.
  • На полу стоят снопы.
  • На полках-витринах и столе — хлебобулочные изделия.
Костюмы:
  • Дети одеты в русские народные костюмы.
  • Часть детей одеты в зелёные костюмы всходов.
Материал:
  • Запись народных песен.
  • Каравай на расшитом полотенце.
  • Зерно.
  • Канат для игры «Перетягивание каната».
  • Миска с водой и 4 ложки для игры «Не пролей воду!».
  • Проектор и экран для показа слайдов «Хлебные поля».
  • Пословицы о хлебе.
  • Большая кастрюля для теста.
Действующие лица:
  • Хозяйка (ведущий).
  • Труд.
  • Безделица.
  • Человек.
  • Мороз-красный нос.
  • Мороз-синий нос.
  • Ветры-суховеи.
  • 5 девочек-жниц.
  • Тит.
  • 5 девочек, исполняющих частушки.
  • 6 детей-чтецов.
  • Дед.
  • Баба.
  • Тесто.
  • Свинка.

📋 Скачать сценарий


Ход праздника

Под народную мелодию входит Хозяйка с караваем на расшитом полотенце. Дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем!
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим!

Хозяйка с поклоном подходит к гостям с караваем и просит отведать хлеб-соль.

Ребёнок: Этот наш обычай вечный —
Из далёкой старины:
Честь гостям и радость встречи
Словно символ доброты!

Хозяйка: В старину хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей — это считалось символом благополучия и гостеприимства. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли — хлеб. В честь хлеба слагали гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники.

Ребёнок: У народа есть слова:
«Хлеб — всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.

Хозяйка: Сегодня мы будем много говорить о хлебе, но сначала я хочу подарить вам сказку. И эта сказка не простая. Хотите послушать и увидеть её?

Жили-были на свете Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, Труд оберегал. Но вдруг, откуда ни возьмись…

Входит Безделица.

Безделица: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?

Появляется Труд, в руках он несёт зерно.

Труд: Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зёрнышко.

Безделица: Всё-равно я стану владычицей Земли!

Труд: Владыкой мира будет Труд!

Безделица: Ха! Давай позовём человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, трудиться, то ли ему ничего не делать, полёживая в тени!

Труд: Будь по-твоему.

Появляется Человек.

Труд: Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай, значит, принесёшь всем радость.

Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать, да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек: Спасибо, тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.

Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерно. На каждый взмах руки выбегают дети-всходы и водят хоровод.

___***___Хоровод «Всходы»___***

Безделица: Ну, надо же! Труд верх берёт! Эх, была, не была! Позову-ка я морозы, пусть заморозят всходы. Эй, Морозы лютые! Сюда, сюда!

Под музыку влетают Морозы: Красный нос и Синий нос и бегают по залу.

Труд: Беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим морозам погубить зелёные всходы хлеба!

Дети окружают всходы.

Морозы: Я Мороз-Красный нос, а я Мороз — Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат — наши всходы.

___***___Игра «Перетягивание каната»___***
Дети побеждают. Морозы убегают.

Безделица: Ох, и бездельники эти Морозы. Ну да у меня есть ещё ветры-суховеи. Отзовитесь! Появитесь!

Вбегают ветры, бегают вокруг всходов.

Безделица: Ну, сушите! Ну, губите!

Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасенье. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги. Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь!

___***___Игра «Не пролей воду!»___***
На середине зала миска с водой. Это озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести её в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьём стакане окажется больше воды?

Всходы: Спасибо, ребята, напоили нас!

Безделица: Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная сказка! И здесь мне не удалось повеселиться!

Безделица уходит.

Всходы: Поднимаются ростки,
Зеленеют стебельки.
Скоро будут колоски.
Станет поле щедрой нивой:
Сильной, рослой, златогривой.

Дети исполняют песню «Слава урожаю» (музыка и слова Е. Шаламоновой).

Хозяйка: Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

1 ребёнок: За лесами, за лугами
Раздаётся в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут лёгкий чернозём.

2 ребёнок: На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно —
Сеют сеялки зерно.

3 ребёнок: Сколько в это зёрнышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.

4 ребёнок: Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

5 ребёнок: Зреет тучей золотой
Новый урожай.
Каждый колос налитой
Крепко уважай!

Хозяйка: Силою державы
Его звали встарь.
Хлебушек по праву
В государстве — царь!

Взрослые исполняют песню «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф). На экране слайды на тему «Хлебные поля».

Хозяйка: Вот и созрели колосья. Наступает пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины. А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатвой.

6 ребёнок: Солнце поднимается,
Заря загорается,
А наши жницы на поле идут,
Поют, заливаются.

Исполняется песня с движениями: «А мы жито жали…»

А мы жито жали,
Во снопочки вязали,
На ток возили,
Цепами молотили.
Будем тесто месить,
Пирогами всех кормить.

Выходит Тит с большой ложкой, к нему подходят девочки-жницы.

Тит: Где баранки, калачи?

1 жница: Не колода-лодырь, не пень
Пролежал целый день!

2 жница: Не жнёт, не косит,
А обедать просит!

3 жница: Тит, иди молотить!

Тит: У меня живот болит!

4 жница: Тит, иди колотить!

Тит: У меня спина болит!

5 жница: Тит, иди мёд пить!

Тит: Дай скорее ложку схватить!

Все жницы: Хочешь есть калачи —
Не сиди на печи!

Хозяйка: У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с древних времён и складывали о нём мудрые изречения, пословицы. Сейчас мы проведём игру с взрослыми.

___***___Игра с взрослыми «Угадай-ка»___***
Хозяйка читает начало пословицы, а взрослые должны сказать концовку.

Горька работа — … (взрослые: да хлеб сладок).
Пироги не растут… (взрослые: на кустах).
В землю не положишь — … (взрослые: с земли не возьмёшь).
На чужой каравай…. (взрослые: рта не разевай).
Доплясались…. (взрослые: что без хлеба остались).

Хозяйка: Молодцы, порадовали вы нас своими знаниями.
А что нужно для того, чтобы замесить тесто?

Дети: Мука и вода.

Хозяйка: Ох, захотелось пирожка!
У нас есть масло и мука.
Вы бы тесто замесили,
Да гостей бы пригласили.

Девочки исполняют частушки.

1 девочка: Тесто я месить пойду,
Отходите далее.
Неужели вы меня
Раньше не видали?

2 девочка: Замешу я тесто,
Чем вам не невеста?
Головой вот так качну,
Завлекать парней начну!

3 девочка: Хоть месить мне тесто лень,
Всё же потружуся,
А когда я подрасту,
Бизнесом займуся!

4 девочка: Помесить мне разрешите.
Я работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь!

5 девочка: Меня мама бережёт,
Месить тесто не даёт.
Жарит рыбки — окуньки,
Чтоб любили пареньки!

Хозяйка: А сейчас предлагаем вашему вниманию сценку «Тесто».

___***___Сценка-сюрприз «Тесто»___***
Входят Дед и Баба, несут кастрюлю, ставят её на пол, начинают «месить» тесто. Затем вытирают пот со лба и садятся на скамеечку.

Хозяйка: Замесили Бабка и Дедка тесто и сели ждать, когда тесто поднимется. Было тесто бело, дулось и пыхтело, фыркало, шипело, тесто песню пело…

Тесто вылезает из кастрюли.

Тесто: Уползу я из кастрюли,
Я не буду пирогом!
Не хочу я быть ватрушкой
Иль пампушкой с творогом!

Бабка пытается запихнуть тесто обратно в кастрюлю.

Бабка: Стой, стой, не беги!
Я спеку пироги.
Будешь ты с начинкой,
С ягодкой — малинкой.
Будешь кулебякой
И коврижкой с маком!

Хозяйка: Отвечает бабке тесто.

Тесто: Мне в кастрюльке мало места.
Мне в кастрюльке стало тесно!
В печку лезть неинтересно.

Хозяйка: На пороге свинка —
Розовая спинка.
Свинка хрюкает, визжит,
К тесту белому спешит.

Свинка подбегает к тесту.

Тесто: Ты меня не трогай, подожди немного.
Буду я с начинкой, ягодкой-малинкой,
Буду кулебякой и коврижкой с маком.

Свинка: Мне не нужен мак, съем тебя и так!

Свинка бегает за тестом, тесто убегает.

Тесто: Ой, спасите, пропаду!
Ой, спасите, караул!

Баба и Дед: Будешь кулебякой и коврижкой с маком?

Тесто: Буду! Я хочу быть пирогом,
Вкусным, ароматным!
Угостите всех детей
Булочками с маком!

Дед с Бабкой «уводят» тесто.

1 ребёнок: Каравай земли и неба на твоём столе.
Ничего сильнее хлеба нету на Земле.

2 ребёнок: В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля.
И на каждом колосочке
Держится земля.

3 ребёнок: В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила зернышка хранится
Из земли родной.

Дети водят хоровод «Колосок».

Хозяйка: Нелёгок труд землепашца. Вырастить хлеб — святое дело. С детства учитесь ценить труд хлебороба и бережно относитесь к хлебу. Вы запомните, дети, золотые слова:
«Хлеб — всему голова! Хлеб всему голова!
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!»

4 ребёнок: Людям — хлеб, детям — мир.
Пусть начнётся дружный пир.
Крикнуть нам сейчас пора:
Все вместе: Хлебу — дружное «Ура»!

Хозяйка приглашает гостей и детей на чаепитие у самовара с пирогами, пряниками, сушками, ватрушками!

Литература:

  • Емельянова Э.Л. — Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет.
  • Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. — 205 с.
  • Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
  • Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. — 41 с.

Интернет-ресурсы:

 

Вложения

Похожие темы

Сверху Снизу