Название: Коммуникативные танцы для детей. Учебное пособие.
Автор: Буренина Анна Иосифовна
Издательство: Музыкальная палитра, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2004
Удалено по просьбе правообладателей.
Учебное пособие является сборником коммуникативных танцев-игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый материал может найти широкое применение в практике работы различных образовательных учреждений: как массовых детских садов, школ, так и коррекционных учреждений.
Автор обращает внимание на реализацию важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр: социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств.
Первая часть пособия включает авторский материал, впервые подготовленный к печати. Во второй части даны игры-танцы народов мира, апробированные на семинарах по методике К. Орфа и опубликованные ранее в работе Н. Г. Куприной «Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей» (Екатеринбург, 2002) и в журналах «Музыкальная палитра» №3 и №4 за 2003 г.
К пособию прилагается аудиоприложение с оригинальными аранжировками музыки к танцам-играм.
Адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, инструкторам по физическому воспитанию ДОУ, а также учителям начальных классов, учителям музыки, педагогам дополнительного образования.
| ОТАВТОРА |
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный ре-
пертуар: упражпиения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего
этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, пос-
кольку они и развивают, и развлекают. Иесли следовать формуле, что «учиться надо весе-
ло...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.
Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии
использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило
множество вариаций. Некоторые из приведенных здесь танцев использовались на семина-
рах по методу К. Орфа*.
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы
невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Дви-
жения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким
детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запо-
минание.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразитель-
ности движений, ориептировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы
следующие направления воспитательной работы:
* развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициа-
тивности, готовности к общению;
* развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности не-
вербальных средств общения;
* развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности,
уверенности в себе, опущением собственного эмоционального благополучия, своей
значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движе-
ниях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей
друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный
контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отно-
шений междлу детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей,
а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот мо-
* См. сборник Н. Г. Куприной «Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей» — Екатеринбург, 2002, а также публикации в журнале «Музыкальная палитра» №3 и №4 за
2003 г.
мент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскре-
пощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно
в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — и на занятиях,
и на праздниках, и на развлечениях.
Несмотря на то, что материал сборника адресован детям, мы полагаем, что его с успе-
хом можно использовать для совместных игр-танцев детей с Родителями или детей разного
возраста на праздниках и развлечениях.
Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники
и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праз-
дниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие
участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Кроме того, предлагаемый материал
можно использовать и на праздниках, где собраны дети разных возрастов (дошкольники,
учащиеся младших, средних и старших классов).
Еще одно важнейшее направление использования подобного материала — это коррек-
ционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время
привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно вклю-
чать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как
правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).
Как известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими от-
клонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как
следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети
получают радость от самого процесса лвижения под музыку, от того, что у них все получает-
ся, от возможности себя выразить, проявить, получить приз ит. д. Все это дает прекрасный
эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных ре-
комендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждо-
му конкретному случаю).
Данный сборник зключает две части:
1-я часть — авторские танцы-игры на известные мелодии, на которых воспитывались
многие поколения дошкольников. Удобные по темпо-ритму, с четкими фразами,
эти мелодии удобны в качестве музыкального сопровождения для ритмических
движений. Каждый танец имеет свой особый игровой образ, свою направленность
и конкретные игровые задания.
2-я часть — материал, собранный Н. Г. Куприной (отредактированный А. И. Бурени-
ной) и опубликованный ранее в журналах «Музыкальная палитра» (№3 и №4 за
2003).
Музыкальное сопровождение к танцам-играм специально аранжировано и дано на
аудиоприложениях к данному сборнику (аудиокассете или компакт-диске).
Итак, предлагаемый материал является универсальным в педагогической работе, и мы на-
деемся, что он будет эффективно использоваться в повседневных занятиях и развлечениях
с детьми.
<
|Танцы для детей. ЧАСТЬ 1 |
Г А И. БУРЕНИНА
ЧАСТЬ 1
| ПОИГРАЕМ ВЕСЕЛЕЙ! |
„Для детей 6-8 лет
Музыкальное сопровождение — р. н. м. «Тень-тенъ, потетень»
Задачи: развитие слухозого внимания, умения сльипать музыкальные фразы.
Участвует вся группа. Ведущий — взрослый или ребенок.
Реквизиты: 10 карточек с изображением музыкальных инс-
трументов, колокольчик.
Вступление
Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплета-
ют «корзиночкой».
1 часть
1-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противопо-
ложной теренте (6 гпагов), в конце фразы делают 3 при-
топа, в этот момент кланяются — кивок головой. (Рис. 1).
2-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад
(возвраптаются на свои места), в конце фразы также де- ри:.1
лают 3 притопа на месте.
ыы
3-8-я фразы — те же движения повторяют дети, стоящие тт
`.
в других шеренгах. д"” .° °.^
“
Проигрыш ° `
роигр . .\
Дети идут и перестраиваются в общий круг, берутся за ру- '
ки. В этот момент в центр круга входит Ведущий. У Ведущего в . }
вруках 10 карточек с изображением народных музыкальных .,
инструментов (балалайка, ложки, гармошка, дудочка, дрова, .’
трешотка, бубенцы и др.). В этот же момент Ведущий передает .. „
одному из детей, стоящих в общем круге, колокольчик.
2 часть Рис. 2
И. н. Дети стоят в общем кругу. В центре — Ведущий.
Ведущий показывает карточку с музыкальным инструмен-
том, и остальные дети, стоящие в кругу, имитируют движениями игру на данном инструмен-
те. Ведущий меняет карточку с каждой новой фразой (соответственно меняются и движения:
10 фраз — 10 инструментов).
В это время ребенок с колокольчиком бежит за кругом (Рис. 2) и с концом фразы ос-
танавливается позади другого ребенка, позвонив колокольчиком у него за спиной. Затем
дети меняются местами. Теперь другой ребенок бежит с колокольчиком за кругом и также
с окончанием музыкальной фразы останавливается позади кого-либо из детей. Так проис-
ходит до окончания всей музыки. В самом конце, на замедление, ребенок с колокольчиком
забегает в центр крута и звенит колокольчиком............
Сборники
Книги музыкальных руководителей
Автор: Буренина Анна Иосифовна
Издательство: Музыкальная палитра, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2004
Удалено по просьбе правообладателей.
Учебное пособие является сборником коммуникативных танцев-игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый материал может найти широкое применение в практике работы различных образовательных учреждений: как массовых детских садов, школ, так и коррекционных учреждений.
Автор обращает внимание на реализацию важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр: социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств.
Первая часть пособия включает авторский материал, впервые подготовленный к печати. Во второй части даны игры-танцы народов мира, апробированные на семинарах по методике К. Орфа и опубликованные ранее в работе Н. Г. Куприной «Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей» (Екатеринбург, 2002) и в журналах «Музыкальная палитра» №3 и №4 за 2003 г.
К пособию прилагается аудиоприложение с оригинальными аранжировками музыки к танцам-играм.
Адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, инструкторам по физическому воспитанию ДОУ, а также учителям начальных классов, учителям музыки, педагогам дополнительного образования.
| ОТАВТОРА |
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный ре-
пертуар: упражпиения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего
этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, пос-
кольку они и развивают, и развлекают. Иесли следовать формуле, что «учиться надо весе-
ло...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.
Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии
использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило
множество вариаций. Некоторые из приведенных здесь танцев использовались на семина-
рах по методу К. Орфа*.
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы
невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Дви-
жения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким
детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запо-
минание.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразитель-
ности движений, ориептировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы
следующие направления воспитательной работы:
* развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициа-
тивности, готовности к общению;
* развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности не-
вербальных средств общения;
* развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности,
уверенности в себе, опущением собственного эмоционального благополучия, своей
значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движе-
ниях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей
друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный
контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отно-
шений междлу детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей,
а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот мо-
* См. сборник Н. Г. Куприной «Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей» — Екатеринбург, 2002, а также публикации в журнале «Музыкальная палитра» №3 и №4 за
2003 г.
мент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскре-
пощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно
в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — и на занятиях,
и на праздниках, и на развлечениях.
Несмотря на то, что материал сборника адресован детям, мы полагаем, что его с успе-
хом можно использовать для совместных игр-танцев детей с Родителями или детей разного
возраста на праздниках и развлечениях.
Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники
и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праз-
дниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие
участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Кроме того, предлагаемый материал
можно использовать и на праздниках, где собраны дети разных возрастов (дошкольники,
учащиеся младших, средних и старших классов).
Еще одно важнейшее направление использования подобного материала — это коррек-
ционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время
привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно вклю-
чать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как
правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).
Как известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими от-
клонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как
следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети
получают радость от самого процесса лвижения под музыку, от того, что у них все получает-
ся, от возможности себя выразить, проявить, получить приз ит. д. Все это дает прекрасный
эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных ре-
комендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждо-
му конкретному случаю).
Данный сборник зключает две части:
1-я часть — авторские танцы-игры на известные мелодии, на которых воспитывались
многие поколения дошкольников. Удобные по темпо-ритму, с четкими фразами,
эти мелодии удобны в качестве музыкального сопровождения для ритмических
движений. Каждый танец имеет свой особый игровой образ, свою направленность
и конкретные игровые задания.
2-я часть — материал, собранный Н. Г. Куприной (отредактированный А. И. Бурени-
ной) и опубликованный ранее в журналах «Музыкальная палитра» (№3 и №4 за
2003).
Музыкальное сопровождение к танцам-играм специально аранжировано и дано на
аудиоприложениях к данному сборнику (аудиокассете или компакт-диске).
Итак, предлагаемый материал является универсальным в педагогической работе, и мы на-
деемся, что он будет эффективно использоваться в повседневных занятиях и развлечениях
с детьми.
<
|Танцы для детей. ЧАСТЬ 1 |
Г А И. БУРЕНИНА
ЧАСТЬ 1
| ПОИГРАЕМ ВЕСЕЛЕЙ! |
„Для детей 6-8 лет
Музыкальное сопровождение — р. н. м. «Тень-тенъ, потетень»
Задачи: развитие слухозого внимания, умения сльипать музыкальные фразы.
Участвует вся группа. Ведущий — взрослый или ребенок.
Реквизиты: 10 карточек с изображением музыкальных инс-
трументов, колокольчик.
Вступление
Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплета-
ют «корзиночкой».
1 часть
1-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противопо-
ложной теренте (6 гпагов), в конце фразы делают 3 при-
топа, в этот момент кланяются — кивок головой. (Рис. 1).
2-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад
(возвраптаются на свои места), в конце фразы также де- ри:.1
лают 3 притопа на месте.
ыы
3-8-я фразы — те же движения повторяют дети, стоящие тт
`.
в других шеренгах. д"” .° °.^
“
Проигрыш ° `
роигр . .\
Дети идут и перестраиваются в общий круг, берутся за ру- '
ки. В этот момент в центр круга входит Ведущий. У Ведущего в . }
вруках 10 карточек с изображением народных музыкальных .,
инструментов (балалайка, ложки, гармошка, дудочка, дрова, .’
трешотка, бубенцы и др.). В этот же момент Ведущий передает .. „
одному из детей, стоящих в общем круге, колокольчик.
2 часть Рис. 2
И. н. Дети стоят в общем кругу. В центре — Ведущий.
Ведущий показывает карточку с музыкальным инструмен-
том, и остальные дети, стоящие в кругу, имитируют движениями игру на данном инструмен-
те. Ведущий меняет карточку с каждой новой фразой (соответственно меняются и движения:
10 фраз — 10 инструментов).
В это время ребенок с колокольчиком бежит за кругом (Рис. 2) и с концом фразы ос-
танавливается позади другого ребенка, позвонив колокольчиком у него за спиной. Затем
дети меняются местами. Теперь другой ребенок бежит с колокольчиком за кругом и также
с окончанием музыкальной фразы останавливается позади кого-либо из детей. Так проис-
ходит до окончания всей музыки. В самом конце, на замедление, ребенок с колокольчиком
забегает в центр крута и звенит колокольчиком............
Сборники
Книги музыкальных руководителей
Последнее редактирование модератором: