Композитор Аркадий Ильич Островский (1914 – 1967)
Солнцу и ветру навстречу,
На битву и радостный труд,
Расправив упрямые плечи,
Вперед комсомольцы идут!
Комсомольцы — беспокойные сердца.
Комсомольцы все доводят до конца.
Друзья, вперед.
Нас жизнь зовет,
Наша Родина кругом цветет.
Прекрасна судьба этой песни. Созданная в 1948 г. к 30-летию ВЛКСМ песня «Комсомольцы — беспокойные сердца» сразу же после выхода в эфир была подхвачена всей страной. Любовь к Родине, мечта о подвиге, готовность выполнить любое задание партии прозвучали в ней как-то по особому вдохновенно, искренне и убежденно. И именно эта песня принесла всенародную известность ее автору - композитору Аркадию Ильичу Островскому.
Творческое наследие заслуженного деятеля искусств РСФСР композитора А. И. Островского разнообразно. Это - музыка к кинофильмам («Девушка с гитарой», «Айна»), драматическим спектаклям («Солдат и Ева», «Свиные хвостики», «Если в сердце весна»), вокально-оркестровые сочинения, музыка к радиопостановкам и телепередачам, фантазии, пьесы для эстрадного оркестра и песни. Но прежде всего - песни. Это сотни песен, в которых отразился богатый и сложный внутренний мир художника большого таланта и пытливого ума, жившего интересами страны, судьбами миллионов людей, мыслями и чувствами каждого человека. «В песне, как в зеркале, в художественной форме отражается история нашей страны»,- говорил Островский. В своем творчестве он постоянно стремился откликнуться на самые важные, значительные события, которые происходили в стране. Им созданы песни о борьбе за мир и дружбе молодежи разных стран, о революции и героической юности отцов, о покорении космоса и романтике труда, о любви молодых людей, об увлекательном мире детства.
Диапазон песен Островского очень широк: от проникновенно-лирических до шуточных, от глубоко драматических до призывно-гимнических, маршевых. Им свойственна какая-то особая приподнятость, жизнерадостность, оптимизм.
«Он умел радоваться, умел удивляться жизни как чуду, остро реагировал на все, что встречалось на его пути... В нем самом было что- то лучшее от юности, от мальчишества... Если бы он жил еще много-много лет, все равно он никогда бы не был старым. Недаром так любили его и малыши, и пионеры, и комсомольцы - все наше юное поколение, с которым его связывала верная дружба»,- вспоминает А. Пахмутова.
Со своими юными друзьями из многих городов нашей страны Аркадий Ильич вел обширную переписку. Октябрята, пионеры, комсомольцы писали ему о самом сокровенном, советовались. Он часто выступал перед ними с концертами. И конечно, ребята восторженно встречали каждую новую песню, которую композитор посвящал им. А песни для детей и юношества в творчестве Островского занимают такое же важное место, как и песни для взрослых. И вклад композитора в создание музыки для детей трудно переоценить. Октябрята, пионеры, комсомольцы - ребята всех возрастов и сейчас узнают себя в чудесных песнях композитора. На «вооружении» самых маленьких находятся песни Островского - «Начинаем передачу для ребят», «Угадай-ка», «Спят усталые игрушки», «Галоши», «До, ре, ми, фа, соль...», «Пусть всегда будет солнце», «Новогодняя хороводная», «Кролик», «Про носы». Пионеры гордятся, что им Аркадий Ильич посвятил песни «Дружба», «Пионер», «Мальчишки и девчонки», «Школьная полька», «Песенка юных читателей», «Мальчишки», «Нам открыты все пути», «Марш советских пионеров». А лучшие молодежные и комсомольские песни Островского - «Комсомольцы - беспокойные сердца», «Так нам сердце велело», «Далекий гарнизон», «Лесорубы» вошли в музыкальную летопись героической истории советской молодежи послевоенных лет.
Островский обладал редким и счастливым даром создавать высокохудожественные песни, которые в течение нескольких дней завоевывали всенародную популярность, а затем прочно входили в жизнь миллионов людей, становились их близкими и добрыми друзьями.
Музыка Островского покоряет мелодической щедростью. Мелодии его песен очень выразительны, пластичны, рельефны; они быстро и легко запоминаются.
Ранний Островский испытал сильное влияние могучего таланта И. Дунаевского. Оба композитора прошли отличную школу в джаз-оркестре Л. Утесова: Дунаевский в качестве композитора - автора концертных программ, Островский как аранжировщик и исполнитель. Песенный дар «подлинного» Дунаевского и «подлинного» Островского раскрылся довольно поздно, но зато сразу и необычайно ярко. Островский, как и Дунаевский, стремился воспевать радостную счастливую жизнь советских людей, и особенно советской молодежи. Он пользовался определенным кругом излюбленных музыкальных жанров. Многие его песни 40-50-х гг. - «Комсомольцы - беспокойные сердца», «Зори московские», «Так нам сердце велело», - написанные в форме четко ритмованного марша и привлекающие жизнерадостностью, энергией, задором, близки атмосфере молодежных маршей Дунаевского довоенного периода: «Марша веселых ребят», «Спой нам, ветер», «Спортивного» марша».
В 60-е гг. Островский создает свои лучшие песни: это пора расцвета таланта композитора, достигшего творческой зрелости.
Аркадий Ильич Островский родился 25 февраля 1914 г. в Сызрани в семье музыкального мастера-настройщика. В доме Островских постоянно звучала музыка, которую маленький мальчик мог слушать часами. Аркадий любил подбирать на рояле мелодии популярных романсов, песен и танцев, импровизировать. В семь лет начались систематические занятия с педагогом по фортепиано. С 1927 г. семья Островских живет в Ленинграде. Аркадий посещает оперные спектакли и симфонические концерты, занимается частным образом по фортепиано и одновременно становится учащимся кузнечного отделения фабрично-заводского училища при заводе «Электросила». В 1930 г. поступает в Первый музыкальный техникум в класс талантливого пианиста, теоретика и композитора И. М. Белоземцева. Одновременно с занятиями в техникуме он работает в кинотеатре в качестве пианиста- иллюстратора, проявляя незаурядный дар импровизатора. Освоив аккордеон, Островский выступает в эстрадных оркестрах и концертных бригадах, пишет небольшие эстрадные пьесы, аранжирует для инструментальных ансамблей произведения других композиторов. Много ездит по стране.
В мае 1940 г. Островского приглашают на работу в джаз-оркестр Л. Утесова в качестве аккордеониста, второго пианиста и оркестровщика. Работа в оркестре принесла молодому музыканту несомненную пользу. Здесь он прошел настоящую профессиональную исполнительскую школу, в совершенстве овладел сложным и интересным искусством аранжировщика. За семь лет работы в оркестре Островский написал много инструментальных миниатюр и фантазий на темы русских народных песен, песен советских композиторов, популярных мелодий из классических оперетт. Особенно удалась ему джаз-фантазия «Салют», посвященная Советской Армии.
В годы Великой Отечественной войны Островский в составе оркестра и небольших концертных бригад выступает в военно-шефских концертах на фронте и в тылу.
Леонид Осипович Утесов поддерживал творческие поиски молодого музыканта, его стремление создавать оригинальные музыкальные произведения. Именно в исполнении Утесова прозвучала первая песня Островского «Я демобилизованный» (1945 г.). А вскоре Островский сочинил на стихи С. Михалкова песню «Сторонка родная», получившую широкую известность. В этой песне нашла яркое воплощение близкая каждому советскому человеку тема фронтовых дорог, разлуки и тоски по родному краю.
Желание целиком посвятить себя композиторскому творчеству предопределило решение Островского уйти из оркестра. С 1947 г. начинается новый этап в жизни композитора - период самостоятельной творческой деятельности, которая продолжалась вплоть до его смерти (А. И. Островский умер в 1967 г.). Эти годы были заполнены напряженной композиторской работой и общественной деятельностью в Союзе композиторов СССР, концертными выступлениями в разных городах нашей страны и за рубежом, участием во всесоюзных и международных конкурсах и фестивалях.
Творческая дружба Островского с детьми началась со встречи в 1947 г. с Ансамблем песни и пляски Московского городского Дома пионеров, возглавляемого талантливым музыкантом В. С Локтевым. Первым произведением, которое Аркадий Ильич написал для локтевцев, была веселая, жизнерадостная «Школьная полька» (стихи Л. Ошанина), в исполнении которой принял участие весь ансамбль: хор, оркестр и танцевальная группа. Впоследствии ансамбль Локтева неоднократно исполнял «Школьную польку» на торжественных концертах в Большом театре и Кремлевском Дворце съездов.
Островский постоянно сотрудничал с детскими молодежными редакциями Всесоюзного радио и Центрального телевидения. В радиопостановке «Мальчишки и девчонки» (И. Дик, 1956 г.), прозвучала песня о дружбе, завоевавшая огромную популярность среди ребят. В этой песне, искрящейся весельем, радостью, есть и проникновенный лиризм.
Ко многим радио- и телепередачам Островский сочинил песни, которые стали музыкальными заставками. Это и «Угадай-ка» к одноименной радиопередаче (С. Богомазов, 1961 г.), и «Начинаем передачи для ребят» (3. Петрова) и «Спят усталые игрушки» (3. Петрова) из самой популярной телепередачи «Спокойной ночи, малыши». Музыкальными позывными юных книголюбов стала «Песенка юных читателей», написанная Островским на стихи С. Михалкова. Особенно часто эта песня звучит ранней весной, когда празднуются «Книжкины именины».
Знаток детской психологии, Аркадий Ильич создавал для детей разнообразные по содержанию песни, чаще всего сюжетные, игровые.
Лучшие песни для малышей Островский написал в содружестве с поэтессой Зоей Петровой. Все они вошли в сборник «Веселые песенки» для детей младшего возраста. Из этого сборника особой популярностью у ребят пользуются две песенки: «Галоши» (1956 г.) и «До, ре, ми, фа, соль...» (1961 г.). «Галоши» - веселая история-шутка о том, как добрый мальчик Леша, пожалевший кошку, которая в любую погоду ходит босиком, отдал ей одну «настоящую, красивую, блестящую» галошу и никак не может понять, за что его ругает мама. Задорная, энергичная мелодия, идущая на фоне маршевого сопровождения, придает музыке радостный характер. После выхода в эфир этой песни дети работников московского завода «Красный богатырь», выпускающего резиновые изделия, подарили Аркадию Ильичу крошечные резиновые галоши, которые и сейчас хранятся в семье композитора. У песни «До, ре, ми, фа, соль...» из телепередач «Урок пения» интересная предыстория. Однажды Аркадий Ильич рассказал создателям детских телевизионных передач о том, как во время одного концерта ребята не смогли назвать звуки гаммы, когда он их попросил об этом. Тогда было решено в музыкально-педагогических целях осуществить постановку кукольного спектакля «Урок пения» при участии артистов театра кукол Образцова, в котором Кот был учителем пения, а Тяпа, Кролик и Буратино - учениками. К этой постановке Аркадий Ильич написал песню, в которой вверх и вниз последовательно идут все семь ступеней мажорной гаммы.
Юный задор, стремление к преодолению любых препятствий, непоколебимая уверенность в завтрашнем дне замечательно выражены во многих песнях Островского, посвященных пионерам: «Чудесно живется», «Пионерская праздничная» (Г. Рублев, 1952 г.), «Песенка о школьном звонке» (3. Петрова, 1960 г.), «Нам открыты все пути» (Г. Рублев, 1961 г.), «Пионеры идут» (И. Шаферан, 1960 г.), «Ленинские внуки» (Л. Ошанин, 1962 г.), «Дружба» (С. Гребенников, Н. Добронравов, 1964 г.).
Однажды в день рождения В. И. Ленина, 22 апреля, Островского как почетного гостя пригласили на Красную площадь, где он стал свидетелем приема октябрят в пионеры у Мавзолея Ленина. Особенно взволновала Аркадия Ильича клятва и парад юных пионеров. Через некоторое время композитор сочинил песни, в которых отразились его впечатления от встреч с пионерами на Красной площади. Это «Марш советских пионеров» (1961 г.) и «Пионер» (1962 г.), созданные на стихи Л. Ошанина. В песне «Пионер» Островский сумел передать весеннюю звонкость ребячьих голосов. Радость, упоение жизнью ощущается и в напевной мелодии запева, и в фанфарных возгласах припева: «Пионер, ты ровесник весны. Пионер, ты надежда страны».
Есть у Островского прекрасные песни о юности, о том, как, взрослея, юноши и девушки не теряют романтической увлеченности. Это написанная для Ансамбля трудовых резервов, светлая, лирическая «Дайте трудное дело - (Л. Ошанин, 1951 г.), суровая, мужественная, романтическая песня «Мальчишки» (И. Шаферан, 1962 г.) и бодрая, энергичная «На то нам юность дана» (О. Фадеева, 1960 г.).
Осенью 1947 г. ЦК ВЛКСМ и Союз композиторов СССР объявили открытый конкурс на лучшую комсомольскую песню, посвященную 30-летию комсомола. После некоторых раздумий Островский решил принять участие в конкурсе. Он начал сочинять песню, еще не имея поэтического текста. Когда музыка была написана, Аркадий Ильич попросил написать стихи Льва Ивановича Ошанина.
На первом же показе песни в ЦК ВЛКСМ она получила единодушное одобрение - весь зал подпевал со второго куплета припев: «Комсомольцы - беспокойные сердца! Комсомольцы все доводят до конца!» Песня была награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Первым ее исполнителем был Ансамбль Московского городского Дворца пионеров под управлением В. Локтева.
Спустя десять лет Островский и Ошанин снова обратились к Комсомольской теме и написали песню «Так нам сердце велело». Она получила премию ЦК ВЛКСМ на конкурсе на лучшую песню к 40-летию комсомола. В этой песне привлекает прежде всего ее задорный, радостный характер. Очень выразителен четкий, маршевый ритм, подчеркивающий волю, решимость комсомольцев довести дело отцов до конца, до победы.
В 50-е гг. Островский принимал участие во многих всемирных фестивалях молодежи и студентов, где его песни были отмечены премиями и медалями.
Песня «Зори московские», отмеченная второй премией и серебряной медалью на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957 г.) принадлежит к числу лучших фестивальных песен. В ней воспевается столица Советской страны - город дружбы, где встречается молодежь из разных стран. В яркой, броской мелодии, в бодром ритме марша Островский передал оптимизм, жизнерадостность советской молодежи, ее горячую любовь к родной Москве.
Под впечатлением поездки на Алтай осенью 1961 г. была написана песня «Лесорубы» (М. Танич). Островскому особенно запомнилась встреча с рабочими Тягунского леспромхоза. Мужественные люди, несмотря на тяжелый труд и неустроенный быт, покорили композитора своей одержимостью и чувством юмора. В «Лесорубах» слышны интонации и ритмы трудовых песен с их удалью, размахом и силой, задором и энергией.
В лирическом песенном цикле «Песни нашего двора» рассказана история любви юноши и девушки, развивающаяся в сегодняшней реальной жизни. Место действия - двор, где звучит одна и та же пластинка, где пенсионеры играют в домино. Зарождение чувства, признание в любви, взаимная любовь, разлука, грусть воспоминаний - так развивается сюжетная линия цикла. Каждая из пяти песен раскрывает определенный лирический момент. Цикл создавался для мужского и женского голосов.
«Песня любви» (Л. Ошанин, 1965 г.) по жанру - песня-монолог. Музыка полна романтического пафоса, а порой и напряженного драматизма. Эта песня о любви могучей, преодолевающей на своем пути все препятствия.
В 1966 г. Островский сочинил песню «Атомный век». Спустя год песня получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе советской песни. «Атомный век» - это философское размышление о любви, о людях, сохраняющих способность любить.
О песне, как о верном друге, композиторами и поэтами создано много прекрасных песен. К их числу относится и одна из лучших песен А. Островского - «Песня остается с человеком», созданная им в содружестве с поэтом С. Островым в 1964 г. Не случайно она стала музыкальной эмблемой телевизионного конкурса советской песни.
Песне ты не скажешь: «До свиданья!»
Песня не прощается с тобой!
«…Красная гвоздика в петлице. Красная гвоздика в руке. Красная гвоздика на могиле героя… Красные гвоздики – подарок французских коммунистов делегатам XXIII съезда КПСС. И красная гвоздика как дар возлюбленной… Вот почему нам захотелось написать песню о красной гвоздике», - вспоминал Л. Ошанин.
«Красная гвоздика» (1965 г.) – песня-манифест, раскрывающая героическое прошлое России глазами современного человека. В припеве, звучащем величаво, торжественно и в то же время проникновенно, душевно, воспроизводятся характерные интонации старой рабочей массовой революционной песни.
Песня «Голос земли» была создана в 1965 г. После поездки Островского в Англию, Францию, Италию, Швецию, где композитор стал свидетелем мощного размаха движения сторонников мира. Вскоре «Голос земли» стал победителем на конкурсе, проведенном Советским комитетом защиты мира в честь Всемирного конгресса в Хельсинки. Эта песня – призыв к человечеству сохранить мир на Земле.
Песня «Время» (Л. Ошанин) создавалась Островским в 1967 г. К 50-летию Великого Октября. Это «лебединая1 песня» композитора. Опубликованная посмертно, она получила третью премию на Втором Международном фестивале молодежной песни в Сочи. «Время» - песня-размышление об ответственности людей перед историей, перед теми, кто будет жить в XXI веке.
«Однажды мальчик прибежал к маме и спросил:
- Что такое всегда?
- Ну, как тебе объяснить? - ответила она. – Всегда – это вечно. Понимаешь, вечно – значит и сегодня, и завтра, и через месяц, через год, через сто, двести лет и через тысячу. Вот как небо – оно всегда. Или солнце. Оно тоже всегда. Только вот люди не всегда…
- А-а... – сказал мальчик… Он взглянул вверх и увидел синее небо и плывущие по нему белые облака. Тогда мальчик крикнул:
- Пусть всегда будет небо!
Он хотел посмотреть на солнце, но не смог. Солнце ослепило его.
Малыш зажмурился и сказал:
- Пусть всегда будет солнце!
А потом он задумался. Почему солнце всегда, небо всегда, а мама нет?
- Пусть и мама будет всегда! - решит мальчик.- И я всегда!
Так появились эти добрые слова».
В 1928 г. о мальчике рассказал журнал «Родной язык и литература в трудовой школе». Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» в главе «Как дети слагают стихи» привел слова мальчика как образец великолепного детского стихосложения: «Стихи замечательные, едва ли не лучшие из напечатанных в настоящей главе. С огромной энергией выражается в них несокрушимая вера ребенка в бессмертие всего, что он любит. Так и слышишь мажорный мальчишеский голос, прославляющий жизнь, которой не будет конца».
Четверостишие, сочиненное пятилетним ребенком, Л. Ошанин вмонтировал в качестве припева в свои остропублицистические стихи, в которых выразил раздумья взрослых о мире. Прославление жизни, вера в счастливое будущее и страстный призыв к миру, услышанные из уст ребенка, подхвачены взрослыми, которые клянутся сохранить мир. Эта песня о детях и о взрослых, для детей и для взрослых.
Отмечая необычность этой песни, поэт С. Островой заметил: «Надо было соединить в одно песню ребенка, и песню народного гнева, и песню-призыв. Люди проголосовали за эту песню сердцем».
Здесь есть и сосредоточенное раздумье:
Милый мой друг,
Добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
Есть и суровое предостережение:
Тише, солдат,
Слышишь, солдат,
Люди пугаются взрывов.
И страстный призыв:
Против беды,
Против войны
Встанем за наших мальчишек.
Сурово сдержанный, с короткими тревожными возгласами запев песни естественно и органично переходит в жизнеутверждающий, радостно приподнятый припев гимнического склада.
На Международном конкурсе эстрадной песни в Сопоте в 1963 г. песня «Пусть всегда будет солнце!» получила главный приз.
На Всемирном конгрессе женщин, проходившем в Москве, она звучала как песнь материнства: все делегаты пели ее на разных языках. В Почетной грамоте Советского комитета защиты мира, которую композитор получил за эту песню, на сорока языках начертано слово «мир».
В одной из песен композитора есть такие слова:
Только песня остается с человеком,
Песня - верный друг твой навсегда.
Песни замечательного советского композитора Аркадия Ильича Островского останутся с нами. Они расскажут будущим поколениям о нашем времени, о нашей жизни и борьбе, о наших свершениях и мечтах. Они - верный друг наш навсегда.
А. Ю. ЛЮБИЦКИЙ
«Начальная школа» № 2, 1985 год
Солнцу и ветру навстречу,
На битву и радостный труд,
Расправив упрямые плечи,
Вперед комсомольцы идут!
Комсомольцы — беспокойные сердца.
Комсомольцы все доводят до конца.
Друзья, вперед.
Нас жизнь зовет,
Наша Родина кругом цветет.
Прекрасна судьба этой песни. Созданная в 1948 г. к 30-летию ВЛКСМ песня «Комсомольцы — беспокойные сердца» сразу же после выхода в эфир была подхвачена всей страной. Любовь к Родине, мечта о подвиге, готовность выполнить любое задание партии прозвучали в ней как-то по особому вдохновенно, искренне и убежденно. И именно эта песня принесла всенародную известность ее автору - композитору Аркадию Ильичу Островскому.
Творческое наследие заслуженного деятеля искусств РСФСР композитора А. И. Островского разнообразно. Это - музыка к кинофильмам («Девушка с гитарой», «Айна»), драматическим спектаклям («Солдат и Ева», «Свиные хвостики», «Если в сердце весна»), вокально-оркестровые сочинения, музыка к радиопостановкам и телепередачам, фантазии, пьесы для эстрадного оркестра и песни. Но прежде всего - песни. Это сотни песен, в которых отразился богатый и сложный внутренний мир художника большого таланта и пытливого ума, жившего интересами страны, судьбами миллионов людей, мыслями и чувствами каждого человека. «В песне, как в зеркале, в художественной форме отражается история нашей страны»,- говорил Островский. В своем творчестве он постоянно стремился откликнуться на самые важные, значительные события, которые происходили в стране. Им созданы песни о борьбе за мир и дружбе молодежи разных стран, о революции и героической юности отцов, о покорении космоса и романтике труда, о любви молодых людей, об увлекательном мире детства.
Диапазон песен Островского очень широк: от проникновенно-лирических до шуточных, от глубоко драматических до призывно-гимнических, маршевых. Им свойственна какая-то особая приподнятость, жизнерадостность, оптимизм.
«Он умел радоваться, умел удивляться жизни как чуду, остро реагировал на все, что встречалось на его пути... В нем самом было что- то лучшее от юности, от мальчишества... Если бы он жил еще много-много лет, все равно он никогда бы не был старым. Недаром так любили его и малыши, и пионеры, и комсомольцы - все наше юное поколение, с которым его связывала верная дружба»,- вспоминает А. Пахмутова.
Со своими юными друзьями из многих городов нашей страны Аркадий Ильич вел обширную переписку. Октябрята, пионеры, комсомольцы писали ему о самом сокровенном, советовались. Он часто выступал перед ними с концертами. И конечно, ребята восторженно встречали каждую новую песню, которую композитор посвящал им. А песни для детей и юношества в творчестве Островского занимают такое же важное место, как и песни для взрослых. И вклад композитора в создание музыки для детей трудно переоценить. Октябрята, пионеры, комсомольцы - ребята всех возрастов и сейчас узнают себя в чудесных песнях композитора. На «вооружении» самых маленьких находятся песни Островского - «Начинаем передачу для ребят», «Угадай-ка», «Спят усталые игрушки», «Галоши», «До, ре, ми, фа, соль...», «Пусть всегда будет солнце», «Новогодняя хороводная», «Кролик», «Про носы». Пионеры гордятся, что им Аркадий Ильич посвятил песни «Дружба», «Пионер», «Мальчишки и девчонки», «Школьная полька», «Песенка юных читателей», «Мальчишки», «Нам открыты все пути», «Марш советских пионеров». А лучшие молодежные и комсомольские песни Островского - «Комсомольцы - беспокойные сердца», «Так нам сердце велело», «Далекий гарнизон», «Лесорубы» вошли в музыкальную летопись героической истории советской молодежи послевоенных лет.
Островский обладал редким и счастливым даром создавать высокохудожественные песни, которые в течение нескольких дней завоевывали всенародную популярность, а затем прочно входили в жизнь миллионов людей, становились их близкими и добрыми друзьями.
Музыка Островского покоряет мелодической щедростью. Мелодии его песен очень выразительны, пластичны, рельефны; они быстро и легко запоминаются.
Ранний Островский испытал сильное влияние могучего таланта И. Дунаевского. Оба композитора прошли отличную школу в джаз-оркестре Л. Утесова: Дунаевский в качестве композитора - автора концертных программ, Островский как аранжировщик и исполнитель. Песенный дар «подлинного» Дунаевского и «подлинного» Островского раскрылся довольно поздно, но зато сразу и необычайно ярко. Островский, как и Дунаевский, стремился воспевать радостную счастливую жизнь советских людей, и особенно советской молодежи. Он пользовался определенным кругом излюбленных музыкальных жанров. Многие его песни 40-50-х гг. - «Комсомольцы - беспокойные сердца», «Зори московские», «Так нам сердце велело», - написанные в форме четко ритмованного марша и привлекающие жизнерадостностью, энергией, задором, близки атмосфере молодежных маршей Дунаевского довоенного периода: «Марша веселых ребят», «Спой нам, ветер», «Спортивного» марша».
В 60-е гг. Островский создает свои лучшие песни: это пора расцвета таланта композитора, достигшего творческой зрелости.
Аркадий Ильич Островский родился 25 февраля 1914 г. в Сызрани в семье музыкального мастера-настройщика. В доме Островских постоянно звучала музыка, которую маленький мальчик мог слушать часами. Аркадий любил подбирать на рояле мелодии популярных романсов, песен и танцев, импровизировать. В семь лет начались систематические занятия с педагогом по фортепиано. С 1927 г. семья Островских живет в Ленинграде. Аркадий посещает оперные спектакли и симфонические концерты, занимается частным образом по фортепиано и одновременно становится учащимся кузнечного отделения фабрично-заводского училища при заводе «Электросила». В 1930 г. поступает в Первый музыкальный техникум в класс талантливого пианиста, теоретика и композитора И. М. Белоземцева. Одновременно с занятиями в техникуме он работает в кинотеатре в качестве пианиста- иллюстратора, проявляя незаурядный дар импровизатора. Освоив аккордеон, Островский выступает в эстрадных оркестрах и концертных бригадах, пишет небольшие эстрадные пьесы, аранжирует для инструментальных ансамблей произведения других композиторов. Много ездит по стране.
В мае 1940 г. Островского приглашают на работу в джаз-оркестр Л. Утесова в качестве аккордеониста, второго пианиста и оркестровщика. Работа в оркестре принесла молодому музыканту несомненную пользу. Здесь он прошел настоящую профессиональную исполнительскую школу, в совершенстве овладел сложным и интересным искусством аранжировщика. За семь лет работы в оркестре Островский написал много инструментальных миниатюр и фантазий на темы русских народных песен, песен советских композиторов, популярных мелодий из классических оперетт. Особенно удалась ему джаз-фантазия «Салют», посвященная Советской Армии.
В годы Великой Отечественной войны Островский в составе оркестра и небольших концертных бригад выступает в военно-шефских концертах на фронте и в тылу.
Леонид Осипович Утесов поддерживал творческие поиски молодого музыканта, его стремление создавать оригинальные музыкальные произведения. Именно в исполнении Утесова прозвучала первая песня Островского «Я демобилизованный» (1945 г.). А вскоре Островский сочинил на стихи С. Михалкова песню «Сторонка родная», получившую широкую известность. В этой песне нашла яркое воплощение близкая каждому советскому человеку тема фронтовых дорог, разлуки и тоски по родному краю.
Желание целиком посвятить себя композиторскому творчеству предопределило решение Островского уйти из оркестра. С 1947 г. начинается новый этап в жизни композитора - период самостоятельной творческой деятельности, которая продолжалась вплоть до его смерти (А. И. Островский умер в 1967 г.). Эти годы были заполнены напряженной композиторской работой и общественной деятельностью в Союзе композиторов СССР, концертными выступлениями в разных городах нашей страны и за рубежом, участием во всесоюзных и международных конкурсах и фестивалях.
Творческая дружба Островского с детьми началась со встречи в 1947 г. с Ансамблем песни и пляски Московского городского Дома пионеров, возглавляемого талантливым музыкантом В. С Локтевым. Первым произведением, которое Аркадий Ильич написал для локтевцев, была веселая, жизнерадостная «Школьная полька» (стихи Л. Ошанина), в исполнении которой принял участие весь ансамбль: хор, оркестр и танцевальная группа. Впоследствии ансамбль Локтева неоднократно исполнял «Школьную польку» на торжественных концертах в Большом театре и Кремлевском Дворце съездов.
Островский постоянно сотрудничал с детскими молодежными редакциями Всесоюзного радио и Центрального телевидения. В радиопостановке «Мальчишки и девчонки» (И. Дик, 1956 г.), прозвучала песня о дружбе, завоевавшая огромную популярность среди ребят. В этой песне, искрящейся весельем, радостью, есть и проникновенный лиризм.
Ко многим радио- и телепередачам Островский сочинил песни, которые стали музыкальными заставками. Это и «Угадай-ка» к одноименной радиопередаче (С. Богомазов, 1961 г.), и «Начинаем передачи для ребят» (3. Петрова) и «Спят усталые игрушки» (3. Петрова) из самой популярной телепередачи «Спокойной ночи, малыши». Музыкальными позывными юных книголюбов стала «Песенка юных читателей», написанная Островским на стихи С. Михалкова. Особенно часто эта песня звучит ранней весной, когда празднуются «Книжкины именины».
Знаток детской психологии, Аркадий Ильич создавал для детей разнообразные по содержанию песни, чаще всего сюжетные, игровые.
Лучшие песни для малышей Островский написал в содружестве с поэтессой Зоей Петровой. Все они вошли в сборник «Веселые песенки» для детей младшего возраста. Из этого сборника особой популярностью у ребят пользуются две песенки: «Галоши» (1956 г.) и «До, ре, ми, фа, соль...» (1961 г.). «Галоши» - веселая история-шутка о том, как добрый мальчик Леша, пожалевший кошку, которая в любую погоду ходит босиком, отдал ей одну «настоящую, красивую, блестящую» галошу и никак не может понять, за что его ругает мама. Задорная, энергичная мелодия, идущая на фоне маршевого сопровождения, придает музыке радостный характер. После выхода в эфир этой песни дети работников московского завода «Красный богатырь», выпускающего резиновые изделия, подарили Аркадию Ильичу крошечные резиновые галоши, которые и сейчас хранятся в семье композитора. У песни «До, ре, ми, фа, соль...» из телепередач «Урок пения» интересная предыстория. Однажды Аркадий Ильич рассказал создателям детских телевизионных передач о том, как во время одного концерта ребята не смогли назвать звуки гаммы, когда он их попросил об этом. Тогда было решено в музыкально-педагогических целях осуществить постановку кукольного спектакля «Урок пения» при участии артистов театра кукол Образцова, в котором Кот был учителем пения, а Тяпа, Кролик и Буратино - учениками. К этой постановке Аркадий Ильич написал песню, в которой вверх и вниз последовательно идут все семь ступеней мажорной гаммы.
Юный задор, стремление к преодолению любых препятствий, непоколебимая уверенность в завтрашнем дне замечательно выражены во многих песнях Островского, посвященных пионерам: «Чудесно живется», «Пионерская праздничная» (Г. Рублев, 1952 г.), «Песенка о школьном звонке» (3. Петрова, 1960 г.), «Нам открыты все пути» (Г. Рублев, 1961 г.), «Пионеры идут» (И. Шаферан, 1960 г.), «Ленинские внуки» (Л. Ошанин, 1962 г.), «Дружба» (С. Гребенников, Н. Добронравов, 1964 г.).
Однажды в день рождения В. И. Ленина, 22 апреля, Островского как почетного гостя пригласили на Красную площадь, где он стал свидетелем приема октябрят в пионеры у Мавзолея Ленина. Особенно взволновала Аркадия Ильича клятва и парад юных пионеров. Через некоторое время композитор сочинил песни, в которых отразились его впечатления от встреч с пионерами на Красной площади. Это «Марш советских пионеров» (1961 г.) и «Пионер» (1962 г.), созданные на стихи Л. Ошанина. В песне «Пионер» Островский сумел передать весеннюю звонкость ребячьих голосов. Радость, упоение жизнью ощущается и в напевной мелодии запева, и в фанфарных возгласах припева: «Пионер, ты ровесник весны. Пионер, ты надежда страны».
Есть у Островского прекрасные песни о юности, о том, как, взрослея, юноши и девушки не теряют романтической увлеченности. Это написанная для Ансамбля трудовых резервов, светлая, лирическая «Дайте трудное дело - (Л. Ошанин, 1951 г.), суровая, мужественная, романтическая песня «Мальчишки» (И. Шаферан, 1962 г.) и бодрая, энергичная «На то нам юность дана» (О. Фадеева, 1960 г.).
Осенью 1947 г. ЦК ВЛКСМ и Союз композиторов СССР объявили открытый конкурс на лучшую комсомольскую песню, посвященную 30-летию комсомола. После некоторых раздумий Островский решил принять участие в конкурсе. Он начал сочинять песню, еще не имея поэтического текста. Когда музыка была написана, Аркадий Ильич попросил написать стихи Льва Ивановича Ошанина.
На первом же показе песни в ЦК ВЛКСМ она получила единодушное одобрение - весь зал подпевал со второго куплета припев: «Комсомольцы - беспокойные сердца! Комсомольцы все доводят до конца!» Песня была награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Первым ее исполнителем был Ансамбль Московского городского Дворца пионеров под управлением В. Локтева.
Спустя десять лет Островский и Ошанин снова обратились к Комсомольской теме и написали песню «Так нам сердце велело». Она получила премию ЦК ВЛКСМ на конкурсе на лучшую песню к 40-летию комсомола. В этой песне привлекает прежде всего ее задорный, радостный характер. Очень выразителен четкий, маршевый ритм, подчеркивающий волю, решимость комсомольцев довести дело отцов до конца, до победы.
В 50-е гг. Островский принимал участие во многих всемирных фестивалях молодежи и студентов, где его песни были отмечены премиями и медалями.
Песня «Зори московские», отмеченная второй премией и серебряной медалью на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957 г.) принадлежит к числу лучших фестивальных песен. В ней воспевается столица Советской страны - город дружбы, где встречается молодежь из разных стран. В яркой, броской мелодии, в бодром ритме марша Островский передал оптимизм, жизнерадостность советской молодежи, ее горячую любовь к родной Москве.
Под впечатлением поездки на Алтай осенью 1961 г. была написана песня «Лесорубы» (М. Танич). Островскому особенно запомнилась встреча с рабочими Тягунского леспромхоза. Мужественные люди, несмотря на тяжелый труд и неустроенный быт, покорили композитора своей одержимостью и чувством юмора. В «Лесорубах» слышны интонации и ритмы трудовых песен с их удалью, размахом и силой, задором и энергией.
В лирическом песенном цикле «Песни нашего двора» рассказана история любви юноши и девушки, развивающаяся в сегодняшней реальной жизни. Место действия - двор, где звучит одна и та же пластинка, где пенсионеры играют в домино. Зарождение чувства, признание в любви, взаимная любовь, разлука, грусть воспоминаний - так развивается сюжетная линия цикла. Каждая из пяти песен раскрывает определенный лирический момент. Цикл создавался для мужского и женского голосов.
«Песня любви» (Л. Ошанин, 1965 г.) по жанру - песня-монолог. Музыка полна романтического пафоса, а порой и напряженного драматизма. Эта песня о любви могучей, преодолевающей на своем пути все препятствия.
В 1966 г. Островский сочинил песню «Атомный век». Спустя год песня получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе советской песни. «Атомный век» - это философское размышление о любви, о людях, сохраняющих способность любить.
О песне, как о верном друге, композиторами и поэтами создано много прекрасных песен. К их числу относится и одна из лучших песен А. Островского - «Песня остается с человеком», созданная им в содружестве с поэтом С. Островым в 1964 г. Не случайно она стала музыкальной эмблемой телевизионного конкурса советской песни.
Песне ты не скажешь: «До свиданья!»
Песня не прощается с тобой!
«…Красная гвоздика в петлице. Красная гвоздика в руке. Красная гвоздика на могиле героя… Красные гвоздики – подарок французских коммунистов делегатам XXIII съезда КПСС. И красная гвоздика как дар возлюбленной… Вот почему нам захотелось написать песню о красной гвоздике», - вспоминал Л. Ошанин.
«Красная гвоздика» (1965 г.) – песня-манифест, раскрывающая героическое прошлое России глазами современного человека. В припеве, звучащем величаво, торжественно и в то же время проникновенно, душевно, воспроизводятся характерные интонации старой рабочей массовой революционной песни.
Песня «Голос земли» была создана в 1965 г. После поездки Островского в Англию, Францию, Италию, Швецию, где композитор стал свидетелем мощного размаха движения сторонников мира. Вскоре «Голос земли» стал победителем на конкурсе, проведенном Советским комитетом защиты мира в честь Всемирного конгресса в Хельсинки. Эта песня – призыв к человечеству сохранить мир на Земле.
Песня «Время» (Л. Ошанин) создавалась Островским в 1967 г. К 50-летию Великого Октября. Это «лебединая1 песня» композитора. Опубликованная посмертно, она получила третью премию на Втором Международном фестивале молодежной песни в Сочи. «Время» - песня-размышление об ответственности людей перед историей, перед теми, кто будет жить в XXI веке.
«Однажды мальчик прибежал к маме и спросил:
- Что такое всегда?
- Ну, как тебе объяснить? - ответила она. – Всегда – это вечно. Понимаешь, вечно – значит и сегодня, и завтра, и через месяц, через год, через сто, двести лет и через тысячу. Вот как небо – оно всегда. Или солнце. Оно тоже всегда. Только вот люди не всегда…
- А-а... – сказал мальчик… Он взглянул вверх и увидел синее небо и плывущие по нему белые облака. Тогда мальчик крикнул:
- Пусть всегда будет небо!
Он хотел посмотреть на солнце, но не смог. Солнце ослепило его.
Малыш зажмурился и сказал:
- Пусть всегда будет солнце!
А потом он задумался. Почему солнце всегда, небо всегда, а мама нет?
- Пусть и мама будет всегда! - решит мальчик.- И я всегда!
Так появились эти добрые слова».
В 1928 г. о мальчике рассказал журнал «Родной язык и литература в трудовой школе». Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» в главе «Как дети слагают стихи» привел слова мальчика как образец великолепного детского стихосложения: «Стихи замечательные, едва ли не лучшие из напечатанных в настоящей главе. С огромной энергией выражается в них несокрушимая вера ребенка в бессмертие всего, что он любит. Так и слышишь мажорный мальчишеский голос, прославляющий жизнь, которой не будет конца».
Четверостишие, сочиненное пятилетним ребенком, Л. Ошанин вмонтировал в качестве припева в свои остропублицистические стихи, в которых выразил раздумья взрослых о мире. Прославление жизни, вера в счастливое будущее и страстный призыв к миру, услышанные из уст ребенка, подхвачены взрослыми, которые клянутся сохранить мир. Эта песня о детях и о взрослых, для детей и для взрослых.
Отмечая необычность этой песни, поэт С. Островой заметил: «Надо было соединить в одно песню ребенка, и песню народного гнева, и песню-призыв. Люди проголосовали за эту песню сердцем».
Здесь есть и сосредоточенное раздумье:
Милый мой друг,
Добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
Есть и суровое предостережение:
Тише, солдат,
Слышишь, солдат,
Люди пугаются взрывов.
И страстный призыв:
Против беды,
Против войны
Встанем за наших мальчишек.
Сурово сдержанный, с короткими тревожными возгласами запев песни естественно и органично переходит в жизнеутверждающий, радостно приподнятый припев гимнического склада.
На Международном конкурсе эстрадной песни в Сопоте в 1963 г. песня «Пусть всегда будет солнце!» получила главный приз.
На Всемирном конгрессе женщин, проходившем в Москве, она звучала как песнь материнства: все делегаты пели ее на разных языках. В Почетной грамоте Советского комитета защиты мира, которую композитор получил за эту песню, на сорока языках начертано слово «мир».
В одной из песен композитора есть такие слова:
Только песня остается с человеком,
Песня - верный друг твой навсегда.
Песни замечательного советского композитора Аркадия Ильича Островского останутся с нами. Они расскажут будущим поколениям о нашем времени, о нашей жизни и борьбе, о наших свершениях и мечтах. Они - верный друг наш навсегда.
А. Ю. ЛЮБИЦКИЙ
«Начальная школа» № 2, 1985 год