Инна Леонидовна
Member
- 16 Июл 2022
- 192
- 0
Автор: Е. Подшивалова
Год: 2015
Издательство: Омск: ОмГУ
Страниц: 88
Формат: PDF
Размер: 9,0 МВ
Язык: русский
В пособии обобщен многолетний исполнительский и педагогический опыт автора, рассмотренный сквозь призму педагогики, теории исполнительства, методики преподавания.
Рассматривается целый ряд актуальных проблем исполнительства барочной музыки на щипковом инструменте, среди которых формирование художественной техники домриста, воспитание художественного мышления, искусство фразировки и орнаментики.
Материал пособия может быть также полезен учащимся музыкальных училищ искусств и культуры, концертным исполнителям и преподавателям музыкального обучения домровому искусству.
скачать
СОДЕРЖАНИЕ:
От автора
Глава 1. Эстетика эпохи барокко
1.1. Стиль барочной музыки
1.2. Периоды развития музыки барокко
Музыка раннего барокко (1600–1654)
Музыка зрелого барокко (1654–1707)
Музыка позднего барокко (1707–1760)
1.3. Биография и творческое наследие И.С. Баха
Хронология жизни Баха
Вопросы для обсуждения
Список рекомендуемой литературы
Глава 2. Жанр инструментальной музыки
2.1. Музыкальный язык и религия И.С. Баха
2.2. Баховская орнаментика
2.3. Баховская система символов
2.4. Концертный принцип развития в творчестве И.С. Баха
Вопросы для обсуждения
Список рекомендуемой литературы
Глава 3. Концерты И.С. Баха
3.1. Исполнительский анализ баховских концертов
Концерт для клавира с оркестром (ре-минор) BWV 1059
3.2. Концерт ре-минор, I часть (переложение для 3-струнной домры)
3.3. Концерт ля-минор, III часть (переложение для 3-струнной домры)
3.4. Значение переложений в народной инструментальной музыке
Вопросы для обсуждения
Список рекомендуемой литературы
Глава 4. «Страсти по Матфею» И.С. Баха
4.1. Историческое значение произведения
4.2. Анализ произведения Ария альта h–moll, № 47 «Erbarme dich» из II части
«Страстей по Матфею»
Вопросы для обсуждения
Список рекомендуемой литературы
Библиографический список
ПРЕДИСЛОВИЕ
Отечественное исполнительство на народных инструментах выделилось в самостоятельную область художественной деятельности и стало важным компонентом профессиональной культуры, по-этому обращение к данной теме вполне оправдано.
В настоящий период времени домровое исполнительство достигло значительных успехов, отчетливо заметных в самых различных своих проявлениях. Широко известны имена исполнителей — лауреатов престижных Международных конкурсов: А. Цыганкова, Т. Вольской, М. Уляшкина, Т. Дубянской, С. Мусафина, В. Роммель, В. Соломина, Б. Ворон, М. Горобцова, А. Руденко. Триумфально проходят гастроли домристов в крупнейших концертных залах мира. Композиторы, пишущие для щипкового инструмента (3-струнной домры), работая в жанре оригинальной музыки, создают большое количество высокохудожественных произведений, пользующихся большим спросом не только у нас в России, но и за рубежом.
Исполнительство на народных инструментах, и в частности на домре, следует рассматривать как процесс, который имеет свои закономерности и специфические особенности. Вместе с тем ситуация в музыкальном мире, культуре в ХХ! веке существенно изменились, многое уходит в прошлое, многое переосмысливается. Теория и методика преподавания на этом инструменте сегодня находится в стадии становления и активного поиска. Идет освоение нового концертного репертуара для домры. Таким образом, это учебно-методическое пособие представляет собой попытку дать систематическое изложение ряда важных вопросов по исполнению и интерпретации музыки Барокко в переложении для З3-струнной домры.
Тем не менее осмысление этих достижений исполнительского искусства письменной традиции, коим является домровое исполнительство, существенно отстает от завоеваний практики, не отвечая на запросы и потребности российского общества. Это касается прежде всего музыкального образования и профессионального обучения — в вузах, колледжах, школах искусств.
Все это требует активизации научно-методической деятельности музыкантов-практиков, опытных методистов.
Методическая литература по домровому исполнительству должна иметь свою направленность на сближение науки с жизнью, практикой, где сквозной идеей методической мысли должна быть мысль о том, что применение к жизни общих психологических и педагогических закономерностей всегда согласуется со знаниями индивидуальных различий. Именно сегодня методика преподавания игры на З3-струнной домре на любом этапе обучения нуждается в дифференциальном подходе к каждому исполнителю. Актуальной проблемой становится рождение нового репертуара, появление концертных транскрипций и переложений классического наследия, которые способны расширять музыкальное сознание и воспитывать музыкальный вкус исполнителя.
Но, несмотря на стремительное развитие и популяризацию исконно русского народного инструмента — домры, стремление улучшить воспитание студентов-инструменталистов в высших учебных заведениях, система педагогической подготовки далеки от совершенства и требуют модернизации.
Это пособие предназначено для исполнителей среднего и высшего звена обучения исполнителей на щипковых инструментах (домре). Затрагивается целый ряд актуальных проблем по исполнению и интерпретации музыки эпохи барокко.
Работа состоит из четырех глав и музыкальных иллюстраций баховских сочинений в переложении и исполнительской редакции автора работы.
Автор весьма глубоко проанализировал круг вопросов, относящихся к пониманию стиля позднего барокко. Именно в этот исторический период расцветает творчество И.С. Баха, Д. Скарлатти, Т. Альбинони, Ж.Ф. Рамо, Д. Фрескобальди, А. Виальди, Г.Ф. Телемана, Ф. Куперена.
В первой главе рассматривается эстетика эпохи барокко, затрагиваются вопросы стиля барочной музыки, творчество И.С.Баха.
Во второй главе анализируются жанры инструментальной барочной музыки, концертный принцип развития крупномасштабных произведений, особенности музыкального языка, затрагиваются вопросы, связанные с орнаментикой баховских опусов, упоминается баховская система символов.
Третья глава посвящена исполнительскому анализу концертов И.С. Баха с методическими комментариями: Концерт d — moll I часть (переложение для 3-струнной домры), Концерт а — moll III часть (переложение для 3-струнной домры), подчеркивается значение переложений и транскрипций музыкальных произведений эпохи барокко для щипковых инструментов.
Четвертая глава посвящена шедевральному произведению в творчестве И.С. Баха - Арии альта
№ 47 «Erbarmedich» (переложение для 3-струнной домры) из «Страстей по Матфею».
Материал пособия апробирован автором в работе со студентами-домристами, обучающимися в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на факультете культуры и искусств.
В работе обобщен многолетний исполнительский и педагогический опыт автора, рассмотренный сквозь призму истории музыкального искусства, теории исполнительства, методики преподавания на домре.
Детальный теоретический, интерпретативный и функциональный анализ произведений И.С. Баха позволяет надеяться, что данная работа займет достойное место среди учебно-методических изданий.
Пособие подготовлено прежде всего для студентов вузов культуры и искусства, обучающихся по направлению 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство», профиль подготовки 073100_ 05.62 «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» и специальности 073201.65 «Искусство концертного исполнительства», специализация 073201_ 05. 65 «Концертные народные инструменты».
В то же время оно может вызвать определенный интерес широкого круга читателей, студентов, учащихся музыкальных училищ искусств и культуры, а также преподавателей всех звеньев музыкального обучения домровому искусству.
Кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой инструментального исполнительства и музыкознания факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, лауреат Международного конкурса Т.И. Чупахина.
Год: 2015
Издательство: Омск: ОмГУ
Страниц: 88
Формат: PDF
Размер: 9,0 МВ
Язык: русский
В пособии обобщен многолетний исполнительский и педагогический опыт автора, рассмотренный сквозь призму педагогики, теории исполнительства, методики преподавания.
Рассматривается целый ряд актуальных проблем исполнительства барочной музыки на щипковом инструменте, среди которых формирование художественной техники домриста, воспитание художественного мышления, искусство фразировки и орнаментики.
Материал пособия может быть также полезен учащимся музыкальных училищ искусств и культуры, концертным исполнителям и преподавателям музыкального обучения домровому искусству.
скачать
СОДЕРЖАНИЕ:
От автора
Глава 1. Эстетика эпохи барокко
1.1. Стиль барочной музыки
1.2. Периоды развития музыки барокко
Музыка раннего барокко (1600–1654)
Музыка зрелого барокко (1654–1707)
Музыка позднего барокко (1707–1760)
1.3. Биография и творческое наследие И.С. Баха
Хронология жизни Баха
Вопросы для обсуждения
Список рекомендуемой литературы
Глава 2. Жанр инструментальной музыки
2.1. Музыкальный язык и религия И.С. Баха
2.2. Баховская орнаментика
2.3. Баховская система символов
2.4. Концертный принцип развития в творчестве И.С. Баха
Вопросы для обсуждения
Список рекомендуемой литературы
Глава 3. Концерты И.С. Баха
3.1. Исполнительский анализ баховских концертов
Концерт для клавира с оркестром (ре-минор) BWV 1059
3.2. Концерт ре-минор, I часть (переложение для 3-струнной домры)
3.3. Концерт ля-минор, III часть (переложение для 3-струнной домры)
3.4. Значение переложений в народной инструментальной музыке
Вопросы для обсуждения
Список рекомендуемой литературы
Глава 4. «Страсти по Матфею» И.С. Баха
4.1. Историческое значение произведения
4.2. Анализ произведения Ария альта h–moll, № 47 «Erbarme dich» из II части
«Страстей по Матфею»
Вопросы для обсуждения
Список рекомендуемой литературы
Библиографический список
ПРЕДИСЛОВИЕ
Отечественное исполнительство на народных инструментах выделилось в самостоятельную область художественной деятельности и стало важным компонентом профессиональной культуры, по-этому обращение к данной теме вполне оправдано.
В настоящий период времени домровое исполнительство достигло значительных успехов, отчетливо заметных в самых различных своих проявлениях. Широко известны имена исполнителей — лауреатов престижных Международных конкурсов: А. Цыганкова, Т. Вольской, М. Уляшкина, Т. Дубянской, С. Мусафина, В. Роммель, В. Соломина, Б. Ворон, М. Горобцова, А. Руденко. Триумфально проходят гастроли домристов в крупнейших концертных залах мира. Композиторы, пишущие для щипкового инструмента (3-струнной домры), работая в жанре оригинальной музыки, создают большое количество высокохудожественных произведений, пользующихся большим спросом не только у нас в России, но и за рубежом.
Исполнительство на народных инструментах, и в частности на домре, следует рассматривать как процесс, который имеет свои закономерности и специфические особенности. Вместе с тем ситуация в музыкальном мире, культуре в ХХ! веке существенно изменились, многое уходит в прошлое, многое переосмысливается. Теория и методика преподавания на этом инструменте сегодня находится в стадии становления и активного поиска. Идет освоение нового концертного репертуара для домры. Таким образом, это учебно-методическое пособие представляет собой попытку дать систематическое изложение ряда важных вопросов по исполнению и интерпретации музыки Барокко в переложении для З3-струнной домры.
Тем не менее осмысление этих достижений исполнительского искусства письменной традиции, коим является домровое исполнительство, существенно отстает от завоеваний практики, не отвечая на запросы и потребности российского общества. Это касается прежде всего музыкального образования и профессионального обучения — в вузах, колледжах, школах искусств.
Все это требует активизации научно-методической деятельности музыкантов-практиков, опытных методистов.
Методическая литература по домровому исполнительству должна иметь свою направленность на сближение науки с жизнью, практикой, где сквозной идеей методической мысли должна быть мысль о том, что применение к жизни общих психологических и педагогических закономерностей всегда согласуется со знаниями индивидуальных различий. Именно сегодня методика преподавания игры на З3-струнной домре на любом этапе обучения нуждается в дифференциальном подходе к каждому исполнителю. Актуальной проблемой становится рождение нового репертуара, появление концертных транскрипций и переложений классического наследия, которые способны расширять музыкальное сознание и воспитывать музыкальный вкус исполнителя.
Но, несмотря на стремительное развитие и популяризацию исконно русского народного инструмента — домры, стремление улучшить воспитание студентов-инструменталистов в высших учебных заведениях, система педагогической подготовки далеки от совершенства и требуют модернизации.
Это пособие предназначено для исполнителей среднего и высшего звена обучения исполнителей на щипковых инструментах (домре). Затрагивается целый ряд актуальных проблем по исполнению и интерпретации музыки эпохи барокко.
Работа состоит из четырех глав и музыкальных иллюстраций баховских сочинений в переложении и исполнительской редакции автора работы.
Автор весьма глубоко проанализировал круг вопросов, относящихся к пониманию стиля позднего барокко. Именно в этот исторический период расцветает творчество И.С. Баха, Д. Скарлатти, Т. Альбинони, Ж.Ф. Рамо, Д. Фрескобальди, А. Виальди, Г.Ф. Телемана, Ф. Куперена.
В первой главе рассматривается эстетика эпохи барокко, затрагиваются вопросы стиля барочной музыки, творчество И.С.Баха.
Во второй главе анализируются жанры инструментальной барочной музыки, концертный принцип развития крупномасштабных произведений, особенности музыкального языка, затрагиваются вопросы, связанные с орнаментикой баховских опусов, упоминается баховская система символов.
Третья глава посвящена исполнительскому анализу концертов И.С. Баха с методическими комментариями: Концерт d — moll I часть (переложение для 3-струнной домры), Концерт а — moll III часть (переложение для 3-струнной домры), подчеркивается значение переложений и транскрипций музыкальных произведений эпохи барокко для щипковых инструментов.
Четвертая глава посвящена шедевральному произведению в творчестве И.С. Баха - Арии альта
№ 47 «Erbarmedich» (переложение для 3-струнной домры) из «Страстей по Матфею».
Материал пособия апробирован автором в работе со студентами-домристами, обучающимися в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на факультете культуры и искусств.
В работе обобщен многолетний исполнительский и педагогический опыт автора, рассмотренный сквозь призму истории музыкального искусства, теории исполнительства, методики преподавания на домре.
Детальный теоретический, интерпретативный и функциональный анализ произведений И.С. Баха позволяет надеяться, что данная работа займет достойное место среди учебно-методических изданий.
Пособие подготовлено прежде всего для студентов вузов культуры и искусства, обучающихся по направлению 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство», профиль подготовки 073100_ 05.62 «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» и специальности 073201.65 «Искусство концертного исполнительства», специализация 073201_ 05. 65 «Концертные народные инструменты».
В то же время оно может вызвать определенный интерес широкого круга читателей, студентов, учащихся музыкальных училищ искусств и культуры, а также преподавателей всех звеньев музыкального обучения домровому искусству.
Кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой инструментального исполнительства и музыкознания факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, лауреат Международного конкурса Т.И. Чупахина.
Последнее редактирование модератором: