Введение
Пластическое интонирование считается более простым видом деятельности в формировании природной музыкальности ребенка, его эмоционального отклика
на музыку с помощью двигательных реакций, возможности осознанно
и сознательно исполнять и воспринимать музыкальные произведения.
Таким образом, опора музыки на «двигательно-пластический жизненный опыт»,
нахождение взаимосвязи музыки с пластикой, стало значимым положением, развиваемым в музыковедении. Теоретические положения, поясняющие связь музыки и движения, разрабатывались искусствоведами, отталкиваясь от неоспоримого факта:
пластическое движение заложено в самом естестве музыки.
Желание показать пластикой тенденции и жизненное содержание музыки,
понимание музыки при помощи жеста, движения, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы деятельность (прослушивание) в активную - называется пластическим интонированием.
Ещё на заре истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей,
эмоций через движения. В танце не звучит речь, однако, выразительность пластики
человеческого тела настолько могущественна, что язык танца ясен абсолютно
всем, он интернационален.
На истоке XX столетия швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак-Далькроз
продолжил идею синтеза музыки и пластики в собственной системе музыкально-ритмического воспитания детей. В России последователями системы Далькроза
стали Н.Г.Александрова, В.А.Гринер и др. В советский и постсоветский периоды
программы музыкального воспитания, методика работы с дошкольниками и музыкально-ритмический репертуар разрабатывались С.Д.Рудневой, Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенеман, Т.П.Ломовой, А. И. Бурениной, Т. И. Суворовой,
Т. Тютюнниковой и др. педагогами.
Все нынешние программы по ритмике и пластике объединяет одна общая цель – гармоничное развитие личности, духовного и физического единства.
Технология ритмических движений и пластического интонирования
на музыкальных занятиях с дошкольниками, как и различная технология
обучения, в первую очередь, взаимодействие педагога и детей, их совместная деятельность, направленная на достижение поставленной цели.
Актуальность работы в ДОУ по ритмопластике
Особенно важная стадия в жизни каждого человека – это дошкольный возраст. В эти годы закладываются основные принципы здоровья, умственного, гармонического, нравственного и физического развития детей, формируется
личность человека.
Преобладающей задачей музыкального руководителя является поиск инноваторских действенных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на базе развития у них необходимости в перемещении,
правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции
отклонений в состоянии здоровья.
Дети сегодня малоподвижны и ощущают "двигательный дефицит", потому что значительную долю времени они проводят за столами, телевизорами, компьютерами. Из – за этого возникает
утомленность некоторых мышечных групп, и, несомненно это влечет за собой
искривленность позвоночника, плоскостопие, нарушение осанки, задержку
возрастного формирования основополагающих физических качеств: ловкости, быстроты, координации движений. Развитие двигательной активности ребёнка -является основной целью ритмопластики.
Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством
специально подобранных методов и методик, нацеленных на преодалевание
недостатков двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей,
средствами музыкально - ритмической деятельности , построенных на
соединении движений, музыки и слова.
Своеобразной характерной чертой этой методики является органическая взаимосвязь языка движений с языком музыки, сопоставление пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт далеко не только лишь темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и способна быть основой образного содержания. Влияние музыки на
развитие воображения происходит, прежде всего, в ходе её восприятия,
которому присущ творческий характер.
Основными её целями считаются профилактика, лечение и коррекция
имеющихся отклонений в развитии ребёнка. На занятиях по ритмопластике можно
подчеркнуть четыре основополагающих направления:
оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее.
Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета,
формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки
правильной осанки, походки, грации движений, что способствует
оздоровлению организма в целом.
Принципы обучения ритмопластики в ДОУ
Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела,
активизированное музыкой и выражающее её образ. Свобода, естественность,
отсутствие всякого напряжения – вот- то что является свойственным
при исполнении ребенком музыкально-ритмических движений. Ради решения
данной задачи должны учитываться следующие принципы: единое решение основных задач музыкального воспитания, систематичность, поэтапность, последовательность,
повторность, доступность и индивидуализация, сознательность и активность,
наглядность.
Методы обучения музыкально-ритмическим движениям.
В работе применяются следующие методические приемы: метод показа, словесный метод, импровизационный метод, игровой метод, концентрический метод.
1. Наглядно-зрительный–Метод показа.
Прежде чем приступить разучивание нового движения, позы педагог демонстрирует
его. В исполнении педагога движение предстает пред ребенком в завершенном виде, и ребята видят художественное воплощение образа, то что пробуждает их фантазию.
2. Словесный метод.
В процессе разучивания игры, танцы и иного вида музыкально-двигательного
упражнения необходимо обширно применять художественное слово: разговор,
объяснение, стих. Словесные разъяснения обязаны быть сжатыми, точны, образны и конкретны.
3. Практический–Импровизационный метод.
Педагог нередко встречается с мышечной зажатостью ребенка, стеснительностью. И только лишь посредством разных упражнений, этюдов, игр он может помочь
ребятам вырваться на свободу, получить внутреннюю и наружную свободу
и уверенность.
4. Игровой метод.
Психика ребенка, в особенности в раннем возрасте, устроена таким образом,
что его, почти, нельзя принудить целенаправленно выполнять какие-либо
упражнения. Ребятам должно быть увлекательно это выполнять не вследствие того что данное «необходимо» и «полезно», а вследствие того что данное ему нравится.
5. Концентрический метод (циклический).
Этот метод заключается в том, что педагог возвращается к выученному и освоенному материалу, только уже намного более усложняет его. И, безусловно, отнюдь не настолько важно тот или иной способ, прием подобрал педагог, главное,
чтобы дошкольник занимался с удовольствием, и уходил с занятия довольным и с нетерпением ожидал встречи с музыкой и танцем.
Роль музыкального сопровождения.
Музыка стимулирует детей к движению. От того, как исполнено музыкальное произведение педагогом, зависит понимание музыки и восприятие музыкального образа, и в окончательном итоге - качество исполняемых движений. Грамотно подобранная
музыка несет в себе все без исключения чувства, которые далее маленькие исполнители
показывают в танце. Музыка может быть различного жанра, главное чтобы она
была мелодичной, красивой в обработке и понятной для детей.
Сопоставление контрастных музыкальных образов обогащает эмоциональный
мир детей.
Научно-методическая база (перечень современных программ и технологий)
Пример по программе А. И. Бурениной: Основная мысль программы
«Ритмическая мозаика» — использование музыкально-ритмических движений,
как средства психологического раскрепощения детей. Программа нацелена
не только на развитие ритмической пластики ребенка, но и на совершенствование
профессионализма педагога. Особенностью программы представляет собой
акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей
музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе тех внутренних процессов,
которые являются регулирующей основой движений под музыку.
Программа включает планирование содержания работы в области ритмопластики,
описание музыкально-ритмических композиций с перечнем музыкального
репертуара, материалы к развитию импровизации в ходе театрализованной
деятельности ребенка, карту диагностики уровня музыкального и психомоторного
развития детей.
Еще один пример по программе О.Киенко:
Развитие креативных способностей у детей состоит в том, что следует продолжать
совершенствовать у дошкольников музыкально-ритмические
и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое
творчество может благополучно развиться только при условии целенаправленного
руководства со стороны педагога, а точная организация и осуществление
этого вида творчества могут помочь ребятам развить личные творческие способности.
Программа разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей и представляет собой актуальной для педагогов ДОУ
в хореографической работе с детьми, так как сопутствует физическому развитию и
повышению уровня общего образования и культуры детей вне зависимости
от наличия у них специальных физических данных. Система упражнений выстроена
от элементарного к непростому, с учетом абсолютно всех необходимых
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Обучение детей по этой программе, предполагает изучение основ танцевальной
культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики,
элементы танца осуществляются под музыкальное сопровождение. Образность,
различный характер музыки, разнообразие её жанров повышает чувствительность
ребенка, питает фантазию. Занимательно, в ходе игры, исполняя разнообразные
движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, создается
правильная осанка, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.
Методы пластического интонирования включают:
• игровые методы: игры «Зеркало» и «Эхо»;
• звукоподражание;
• пластическое рисование музыки;
• моделирование жестами ритмической выразительности музыки;
• ритмизацию поэтических текстов;
• «Танец сидя» (Т.Белый гриб);
• участие в пластической импровизации музыкального руководителя
(Прием «Зеркало»);
• самостоятельную пластическую импровизацию (свободные движения, передающие индивидуальное слышание художественного
образа).
Приемы пластического интонирования:
• Свободное дирижирование
Дети учатся дирижировать собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни – штрихи, динамику, особенности метра
• Имитационные игры на музыкальных инструментах
Дети сопровождают звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов выразительными движениями
• Пластические этюды
Интонационно-образный строй музыки, имеющей яркий выразительный характер
ребята передают с помощью пластических этюдов (вступление к опере «Садко» Н.Римского-Корсакова они могут изображать картину моря волнообразными
движениями рук)
• Инсценирование песен
Использование музыкального фольклора для «разыгрывания» песен, имеющих
изобразительную основу («Пошла млада из-за водою», «Как у наших у ворот» и .д.)
• Танцевальные движения
Исполнение музыки танцевального характера способствует овладению
танцевальных движений – кружение в вальсе, шага польки, изящных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков и дробного шага в народных плясках,
характерных движений рук, головы, корпуса и т.д.
Результативность занятий по пластическому интонированию с детьми дошкольного возраста.
Использование пластического интонирования на музыкальных занятиях направлено на развитие ловкости, координации движений, гибкости; укрепление здоровья ребенка;
формирование красивых манер, осанки, походки, выразительности телодвижений;
избавление от стеснительности, комплексов, зажатости.
Эмоциональность в исполнении достигается не только лишь музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения пластического интонирования,
но и образными упражнениями, сюжетными композициями, копированию действий человека и животных. С подражания образу наступает
познание детьми техники движений спортивных и танцевальных игр, упражнений, театрализованной деятельности и т.д.
Необходимо не забывать и о том, что занятия пластикой окажутся полезными
и занимательными, лишь при условии использования в главной роли музыки.
Владея танцевальной техникой, двигаясь легко, естественно, выразительно, ребята
способны без помощи других придумывать простые ритмопластические спектакли.
Приобщение ребенка к творчеству - одна из важнейших задач ритмопластики.
Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности,
чтобы стало больше радости в его жизни.
Пластическое интонирование считается более простым видом деятельности в формировании природной музыкальности ребенка, его эмоционального отклика
на музыку с помощью двигательных реакций, возможности осознанно
и сознательно исполнять и воспринимать музыкальные произведения.
Таким образом, опора музыки на «двигательно-пластический жизненный опыт»,
нахождение взаимосвязи музыки с пластикой, стало значимым положением, развиваемым в музыковедении. Теоретические положения, поясняющие связь музыки и движения, разрабатывались искусствоведами, отталкиваясь от неоспоримого факта:
пластическое движение заложено в самом естестве музыки.
Желание показать пластикой тенденции и жизненное содержание музыки,
понимание музыки при помощи жеста, движения, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы деятельность (прослушивание) в активную - называется пластическим интонированием.
Ещё на заре истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей,
эмоций через движения. В танце не звучит речь, однако, выразительность пластики
человеческого тела настолько могущественна, что язык танца ясен абсолютно
всем, он интернационален.
На истоке XX столетия швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак-Далькроз
продолжил идею синтеза музыки и пластики в собственной системе музыкально-ритмического воспитания детей. В России последователями системы Далькроза
стали Н.Г.Александрова, В.А.Гринер и др. В советский и постсоветский периоды
программы музыкального воспитания, методика работы с дошкольниками и музыкально-ритмический репертуар разрабатывались С.Д.Рудневой, Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенеман, Т.П.Ломовой, А. И. Бурениной, Т. И. Суворовой,
Т. Тютюнниковой и др. педагогами.
Все нынешние программы по ритмике и пластике объединяет одна общая цель – гармоничное развитие личности, духовного и физического единства.
Технология ритмических движений и пластического интонирования
на музыкальных занятиях с дошкольниками, как и различная технология
обучения, в первую очередь, взаимодействие педагога и детей, их совместная деятельность, направленная на достижение поставленной цели.
Актуальность работы в ДОУ по ритмопластике
Особенно важная стадия в жизни каждого человека – это дошкольный возраст. В эти годы закладываются основные принципы здоровья, умственного, гармонического, нравственного и физического развития детей, формируется
личность человека.
Преобладающей задачей музыкального руководителя является поиск инноваторских действенных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на базе развития у них необходимости в перемещении,
правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции
отклонений в состоянии здоровья.
Дети сегодня малоподвижны и ощущают "двигательный дефицит", потому что значительную долю времени они проводят за столами, телевизорами, компьютерами. Из – за этого возникает
утомленность некоторых мышечных групп, и, несомненно это влечет за собой
искривленность позвоночника, плоскостопие, нарушение осанки, задержку
возрастного формирования основополагающих физических качеств: ловкости, быстроты, координации движений. Развитие двигательной активности ребёнка -является основной целью ритмопластики.
Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством
специально подобранных методов и методик, нацеленных на преодалевание
недостатков двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей,
средствами музыкально - ритмической деятельности , построенных на
соединении движений, музыки и слова.
Своеобразной характерной чертой этой методики является органическая взаимосвязь языка движений с языком музыки, сопоставление пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт далеко не только лишь темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и способна быть основой образного содержания. Влияние музыки на
развитие воображения происходит, прежде всего, в ходе её восприятия,
которому присущ творческий характер.
Основными её целями считаются профилактика, лечение и коррекция
имеющихся отклонений в развитии ребёнка. На занятиях по ритмопластике можно
подчеркнуть четыре основополагающих направления:
оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее.
Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета,
формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки
правильной осанки, походки, грации движений, что способствует
оздоровлению организма в целом.
Принципы обучения ритмопластики в ДОУ
Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела,
активизированное музыкой и выражающее её образ. Свобода, естественность,
отсутствие всякого напряжения – вот- то что является свойственным
при исполнении ребенком музыкально-ритмических движений. Ради решения
данной задачи должны учитываться следующие принципы: единое решение основных задач музыкального воспитания, систематичность, поэтапность, последовательность,
повторность, доступность и индивидуализация, сознательность и активность,
наглядность.
Методы обучения музыкально-ритмическим движениям.
В работе применяются следующие методические приемы: метод показа, словесный метод, импровизационный метод, игровой метод, концентрический метод.
1. Наглядно-зрительный–Метод показа.
Прежде чем приступить разучивание нового движения, позы педагог демонстрирует
его. В исполнении педагога движение предстает пред ребенком в завершенном виде, и ребята видят художественное воплощение образа, то что пробуждает их фантазию.
2. Словесный метод.
В процессе разучивания игры, танцы и иного вида музыкально-двигательного
упражнения необходимо обширно применять художественное слово: разговор,
объяснение, стих. Словесные разъяснения обязаны быть сжатыми, точны, образны и конкретны.
3. Практический–Импровизационный метод.
Педагог нередко встречается с мышечной зажатостью ребенка, стеснительностью. И только лишь посредством разных упражнений, этюдов, игр он может помочь
ребятам вырваться на свободу, получить внутреннюю и наружную свободу
и уверенность.
4. Игровой метод.
Психика ребенка, в особенности в раннем возрасте, устроена таким образом,
что его, почти, нельзя принудить целенаправленно выполнять какие-либо
упражнения. Ребятам должно быть увлекательно это выполнять не вследствие того что данное «необходимо» и «полезно», а вследствие того что данное ему нравится.
5. Концентрический метод (циклический).
Этот метод заключается в том, что педагог возвращается к выученному и освоенному материалу, только уже намного более усложняет его. И, безусловно, отнюдь не настолько важно тот или иной способ, прием подобрал педагог, главное,
чтобы дошкольник занимался с удовольствием, и уходил с занятия довольным и с нетерпением ожидал встречи с музыкой и танцем.
Роль музыкального сопровождения.
Музыка стимулирует детей к движению. От того, как исполнено музыкальное произведение педагогом, зависит понимание музыки и восприятие музыкального образа, и в окончательном итоге - качество исполняемых движений. Грамотно подобранная
музыка несет в себе все без исключения чувства, которые далее маленькие исполнители
показывают в танце. Музыка может быть различного жанра, главное чтобы она
была мелодичной, красивой в обработке и понятной для детей.
Сопоставление контрастных музыкальных образов обогащает эмоциональный
мир детей.
Научно-методическая база (перечень современных программ и технологий)
Пример по программе А. И. Бурениной: Основная мысль программы
«Ритмическая мозаика» — использование музыкально-ритмических движений,
как средства психологического раскрепощения детей. Программа нацелена
не только на развитие ритмической пластики ребенка, но и на совершенствование
профессионализма педагога. Особенностью программы представляет собой
акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей
музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе тех внутренних процессов,
которые являются регулирующей основой движений под музыку.
Программа включает планирование содержания работы в области ритмопластики,
описание музыкально-ритмических композиций с перечнем музыкального
репертуара, материалы к развитию импровизации в ходе театрализованной
деятельности ребенка, карту диагностики уровня музыкального и психомоторного
развития детей.
Еще один пример по программе О.Киенко:
Развитие креативных способностей у детей состоит в том, что следует продолжать
совершенствовать у дошкольников музыкально-ритмические
и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое
творчество может благополучно развиться только при условии целенаправленного
руководства со стороны педагога, а точная организация и осуществление
этого вида творчества могут помочь ребятам развить личные творческие способности.
Программа разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей и представляет собой актуальной для педагогов ДОУ
в хореографической работе с детьми, так как сопутствует физическому развитию и
повышению уровня общего образования и культуры детей вне зависимости
от наличия у них специальных физических данных. Система упражнений выстроена
от элементарного к непростому, с учетом абсолютно всех необходимых
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Обучение детей по этой программе, предполагает изучение основ танцевальной
культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики,
элементы танца осуществляются под музыкальное сопровождение. Образность,
различный характер музыки, разнообразие её жанров повышает чувствительность
ребенка, питает фантазию. Занимательно, в ходе игры, исполняя разнообразные
движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, создается
правильная осанка, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.
Методы пластического интонирования включают:
• игровые методы: игры «Зеркало» и «Эхо»;
• звукоподражание;
• пластическое рисование музыки;
• моделирование жестами ритмической выразительности музыки;
• ритмизацию поэтических текстов;
• «Танец сидя» (Т.Белый гриб);
• участие в пластической импровизации музыкального руководителя
(Прием «Зеркало»);
• самостоятельную пластическую импровизацию (свободные движения, передающие индивидуальное слышание художественного
образа).
Приемы пластического интонирования:
• Свободное дирижирование
Дети учатся дирижировать собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни – штрихи, динамику, особенности метра
• Имитационные игры на музыкальных инструментах
Дети сопровождают звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов выразительными движениями
• Пластические этюды
Интонационно-образный строй музыки, имеющей яркий выразительный характер
ребята передают с помощью пластических этюдов (вступление к опере «Садко» Н.Римского-Корсакова они могут изображать картину моря волнообразными
движениями рук)
• Инсценирование песен
Использование музыкального фольклора для «разыгрывания» песен, имеющих
изобразительную основу («Пошла млада из-за водою», «Как у наших у ворот» и .д.)
• Танцевальные движения
Исполнение музыки танцевального характера способствует овладению
танцевальных движений – кружение в вальсе, шага польки, изящных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков и дробного шага в народных плясках,
характерных движений рук, головы, корпуса и т.д.
Результативность занятий по пластическому интонированию с детьми дошкольного возраста.
Использование пластического интонирования на музыкальных занятиях направлено на развитие ловкости, координации движений, гибкости; укрепление здоровья ребенка;
формирование красивых манер, осанки, походки, выразительности телодвижений;
избавление от стеснительности, комплексов, зажатости.
Эмоциональность в исполнении достигается не только лишь музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения пластического интонирования,
но и образными упражнениями, сюжетными композициями, копированию действий человека и животных. С подражания образу наступает
познание детьми техники движений спортивных и танцевальных игр, упражнений, театрализованной деятельности и т.д.
Необходимо не забывать и о том, что занятия пластикой окажутся полезными
и занимательными, лишь при условии использования в главной роли музыки.
Владея танцевальной техникой, двигаясь легко, естественно, выразительно, ребята
способны без помощи других придумывать простые ритмопластические спектакли.
Приобщение ребенка к творчеству - одна из важнейших задач ритмопластики.
Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности,
чтобы стало больше радости в его жизни.