Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Консультация для воспитателей на тему: «Методы и технологии использования пластического интонирования на музыкальных занятиях в работе с детьми»

Введение

Пластическое интонирование считается более простым видом деятельности в формировании природной музыкальности ребенка, его эмоционального отклика

на музыку с помощью двигательных реакций, возможности осознанно

и сознательно исполнять и воспринимать музыкальные произведения.

Таким образом, опора музыки на «двигательно-пластический жизненный опыт»,

нахождение взаимосвязи музыки с пластикой, стало значимым положением, развиваемым в музыковедении. Теоретические положения, поясняющие связь музыки и движения, разрабатывались искусствоведами, отталкиваясь от неоспоримого факта:

пластическое движение заложено в самом естестве музыки.

Желание показать пластикой тенденции и жизненное содержание музыки,

понимание музыки при помощи жеста, движения, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы деятельность (прослушивание) в активную - называется пластическим интонированием.

Ещё на заре истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей,

эмоций через движения. В танце не звучит речь, однако, выразительность пластики

человеческого тела настолько могущественна, что язык танца ясен абсолютно

всем, он интернационален.

На истоке XX столетия швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак-Далькроз

продолжил идею синтеза музыки и пластики в собственной системе музыкально-ритмического воспитания детей. В России последователями системы Далькроза

стали Н.Г.Александрова, В.А.Гринер и др. В советский и постсоветский периоды

программы музыкального воспитания, методика работы с дошкольниками и музыкально-ритмический репертуар разрабатывались С.Д.Рудневой, Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенеман, Т.П.Ломовой, А. И. Бурениной, Т. И. Суворовой,

Т. Тютюнниковой и др. педагогами.
Все нынешние программы по ритмике и пластике объединяет одна общая цель – гармоничное развитие личности, духовного и физического единства.

Технология ритмических движений и пластического интонирования

на музыкальных занятиях с дошкольниками, как и различная технология

обучения, в первую очередь, взаимодействие педагога и детей, их совместная деятельность, направленная на достижение поставленной цели.



Актуальность работы в ДОУ по ритмопластике

Особенно важная стадия в жизни каждого человека – это дошкольный возраст. В эти годы закладываются основные принципы здоровья, умственного, гармонического, нравственного и физического развития детей, формируется

личность человека.

Преобладающей задачей музыкального руководителя является поиск инноваторских действенных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на базе развития у них необходимости в перемещении,

правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции

отклонений в состоянии здоровья.

Дети сегодня малоподвижны и ощущают "двигательный дефицит", потому что значительную долю времени они проводят за столами, телевизорами, компьютерами. Из – за этого возникает

утомленность некоторых мышечных групп, и, несомненно это влечет за собой

искривленность позвоночника, плоскостопие, нарушение осанки, задержку

возрастного формирования основополагающих физических качеств: ловкости, быстроты, координации движений. Развитие двигательной активности ребёнка -является основной целью ритмопластики.
Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством

специально подобранных методов и методик, нацеленных на преодалевание

недостатков двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей,

средствами музыкально - ритмической деятельности , построенных на

соединении движений, музыки и слова.

Своеобразной характерной чертой этой методики является органическая взаимосвязь языка движений с языком музыки, сопоставление пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт далеко не только лишь темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и способна быть основой образного содержания. Влияние музыки на

развитие воображения происходит, прежде всего, в ходе её восприятия,

которому присущ творческий характер.

Основными её целями считаются профилактика, лечение и коррекция

имеющихся отклонений в развитии ребёнка. На занятиях по ритмопластике можно

подчеркнуть четыре основополагающих направления:

оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее.

Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета,

формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки

правильной осанки, походки, грации движений, что способствует

оздоровлению организма в целом.



Принципы обучения ритмопластики в ДОУ



Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела,

активизированное музыкой и выражающее её образ. Свобода, естественность,

отсутствие всякого напряжения – вот- то что является свойственным

при исполнении ребенком музыкально-ритмических движений. Ради решения

данной задачи должны учитываться следующие принципы: единое решение основных задач музыкального воспитания, систематичность, поэтапность, последовательность,

повторность, доступность и индивидуализация, сознательность и активность,

наглядность.



Методы обучения музыкально-ритмическим движениям.



В работе применяются следующие методические приемы: метод показа, словесный метод, импровизационный метод, игровой метод, концентрический метод.


1. Наглядно-зрительный–Метод показа.
Прежде чем приступить разучивание нового движения, позы педагог демонстрирует

его. В исполнении педагога движение предстает пред ребенком в завершенном виде, и ребята видят художественное воплощение образа, то что пробуждает их фантазию.


2. Словесный метод.
В процессе разучивания игры, танцы и иного вида музыкально-двигательного

упражнения необходимо обширно применять художественное слово: разговор,

объяснение, стих. Словесные разъяснения обязаны быть сжатыми, точны, образны и конкретны.


3. Практический–Импровизационный метод.

Педагог нередко встречается с мышечной зажатостью ребенка, стеснительностью. И только лишь посредством разных упражнений, этюдов, игр он может помочь

ребятам вырваться на свободу, получить внутреннюю и наружную свободу

и уверенность.


4. Игровой метод.
Психика ребенка, в особенности в раннем возрасте, устроена таким образом,

что его, почти, нельзя принудить целенаправленно выполнять какие-либо

упражнения. Ребятам должно быть увлекательно это выполнять не вследствие того что данное «необходимо» и «полезно», а вследствие того что данное ему нравится.



5. Концентрический метод (циклический).
Этот метод заключается в том, что педагог возвращается к выученному и освоенному материалу, только уже намного более усложняет его. И, безусловно, отнюдь не настолько важно тот или иной способ, прием подобрал педагог, главное,

чтобы дошкольник занимался с удовольствием, и уходил с занятия довольным и с нетерпением ожидал встречи с музыкой и танцем.


Роль музыкального сопровождения.
Музыка стимулирует детей к движению. От того, как исполнено музыкальное произведение педагогом, зависит понимание музыки и восприятие музыкального образа, и в окончательном итоге - качество исполняемых движений. Грамотно подобранная

музыка несет в себе все без исключения чувства, которые далее маленькие исполнители

показывают в танце. Музыка может быть различного жанра, главное чтобы она

была мелодичной, красивой в обработке и понятной для детей.

Сопоставление контрастных музыкальных образов обогащает эмоциональный

мир детей.


Научно-методическая база (перечень современных программ и технологий)



Пример по программе А. И. Бурениной: Основная мысль программы

«Ритмическая мозаика» — использование музыкально-ритмических движений,

как средства психологического раскрепощения детей. Программа нацелена

не только на развитие ритмической пластики ребенка, но и на совершенствование

профессионализма педагога. Особенностью программы представляет собой

акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей

музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе тех внутренних процессов,

которые являются регулирующей основой движений под музыку.
Программа включает планирование содержания работы в области ритмопластики,

описание музыкально-ритмических композиций с перечнем музыкального

репертуара, материалы к развитию импровизации в ходе театрализованной

деятельности ребенка, карту диагностики уровня музыкального и психомоторного

развития детей.



Еще один пример по программе О.Киенко:

Развитие креативных способностей у детей состоит в том, что следует продолжать

совершенствовать у дошкольников музыкально-ритмические

и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое

творчество может благополучно развиться только при условии целенаправленного

руководства со стороны педагога, а точная организация и осуществление

этого вида творчества могут помочь ребятам развить личные творческие способности.
Программа разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными

особенностями детей и представляет собой актуальной для педагогов ДОУ

в хореографической работе с детьми, так как сопутствует физическому развитию и

повышению уровня общего образования и культуры детей вне зависимости

от наличия у них специальных физических данных. Система упражнений выстроена

от элементарного к непростому, с учетом абсолютно всех необходимых

музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Обучение детей по этой программе, предполагает изучение основ танцевальной

культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики,

элементы танца осуществляются под музыкальное сопровождение. Образность,

различный характер музыки, разнообразие её жанров повышает чувствительность

ребенка, питает фантазию. Занимательно, в ходе игры, исполняя разнообразные

движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, создается

правильная осанка, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.



Методы пластического интонирования включают:
• игровые методы: игры «Зеркало» и «Эхо»;
• звукоподражание;
• пластическое рисование музыки;
• моделирование жестами ритмической выразительности музыки;
• ритмизацию поэтических текстов;
• «Танец сидя» (Т.Белый гриб);
• участие в пластической импровизации музыкального руководителя

(Прием «Зеркало»);
• самостоятельную пластическую импровизацию (свободные движения, передающие индивидуальное слышание художественного

образа).


Приемы пластического интонирования:
• Свободное дирижирование
Дети учатся дирижировать собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни – штрихи, динамику, особенности метра
• Имитационные игры на музыкальных инструментах
Дети сопровождают звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов выразительными движениями
• Пластические этюды
Интонационно-образный строй музыки, имеющей яркий выразительный характер

ребята передают с помощью пластических этюдов (вступление к опере «Садко» Н.Римского-Корсакова они могут изображать картину моря волнообразными

движениями рук)
• Инсценирование песен
Использование музыкального фольклора для «разыгрывания» песен, имеющих

изобразительную основу («Пошла млада из-за водою», «Как у наших у ворот» и .д.)
• Танцевальные движения
Исполнение музыки танцевального характера способствует овладению

танцевальных движений – кружение в вальсе, шага польки, изящных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков и дробного шага в народных плясках,

характерных движений рук, головы, корпуса и т.д.

Результативность занятий по пластическому интонированию с детьми дошкольного возраста.

Использование пластического интонирования на музыкальных занятиях направлено на развитие ловкости, координации движений, гибкости; укрепление здоровья ребенка;

формирование красивых манер, осанки, походки, выразительности телодвижений;

избавление от стеснительности, комплексов, зажатости.
Эмоциональность в исполнении достигается не только лишь музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения пластического интонирования,

но и образными упражнениями, сюжетными композициями, копированию действий человека и животных. С подражания образу наступает

познание детьми техники движений спортивных и танцевальных игр, упражнений, театрализованной деятельности и т.д.
Необходимо не забывать и о том, что занятия пластикой окажутся полезными

и занимательными, лишь при условии использования в главной роли музыки.

Владея танцевальной техникой, двигаясь легко, естественно, выразительно, ребята

способны без помощи других придумывать простые ритмопластические спектакли.
Приобщение ребенка к творчеству - одна из важнейших задач ритмопластики.

Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности,

чтобы стало больше радости в его жизни.
 
Похожие темы История
M 31
Ирина Худякова 46
Ирина Худякова 34
Анна Кирилловна 84
Анна Кирилловна 76
Анна Кирилловна 80
Анна Кирилловна 77
Анна Кирилловна 51
Анна Кирилловна 63
Анна Кирилловна 49

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу