Название: Краткий курс элементарной теории музыки. Справочное пособие для учащихся ДМШ.
Автор: Дамира Шайхутдинова
Скачать
Издательство: НПП "Кристалл"
Год издания: 1993
Работа представляет собой попытку обобщения педо-
г0гического опыта автора 8 области изучения основ
теории музыки 8 обычной детской музыкальной школе,
начиная с первого класса, где дети не имеют предвори-
тельной музыкальной подготовки и не проходят конкур-
сного отбора.
Данное учебное пособие является проктическим пре-
творением некоторых положений методики
Г.И. Шатковского, которые переосмысливоются авто-
ром сообразно с конкретными методическими задачоми
и целями.
Предлагаемый краткий курс элементарной теории
музыки по своему объему Вполне соотВетствует про-
грамме ДМШ и позволяет педагогу В последующие годы
обучения заниматься углублением знаний учащихся, Всес-
торонним развитием музыкального слуха, основ импро-
визоции и других форм музицирования.
Как показывает учебная практика, ни одна система
обучения не может избовить педогога от необходимос-
ти записывать но доске Всевозможные тоблицы, схемы,
примеры, в учащихся - от необходимости Вести конспек-
ты по теории музыки. Такая робота отнимает дрогоцен-
ное Время урока и является к тому же неэффективной,
т.к. учащиеся чосто забывоют, либо теряют свои
записи...
«Краткий курс элементарной теории музыки» может
быть использован В качестве вспомогательного учебно-
20 пособия непосредственно для учощится, заменяя им
конспекты, а также поможет педагогом по сольфеджио
сосредоточивать больше Внимания на практических
формах работы, зокрепляющих пройденный теорети-
ческий матерьал.
Автор выражает глубокую благодарность заведующему кафедрой
теоретического и прикладного музыкознания `УГИИ, доценту Е.Л.
Танкелевичу за участие в дискуссии по поводу работы и высказанные
ценные замечания.
Скачать
ПРЕДИСЛОВИЕ
Педагоги детских музыкальных школ в той или иной мере знакомы
с методикой Г.И.Шатковского.' Выпущенная в свет в 1986 году, она
явилась сенсацией в области профессиснального обучения детей
сольфеджио, теории музыки, а также в вопросах развития творческих
навыков учащихся.
Новые подходы Шатковского к объяснению таких понятий, как
интервалы, тональности, аккорды убедили педагогов-теоретиков в
противоречивости, запутанности и нелогичности распределения теоре-
тического материала по классам в общепринятой Программе по
сольфеджио для ДМШ.?
Главный принцип методики Шатковского - движение от общего к
частному и при этом - от простого к сложному. Любое явление сначала
характеризуется в целом, а затем изучается какой-то конкретный вид.
Например, знакомство со всеми видами аккордов происходит сразу от
трезвучия до терцдецимаккорда - на основеединого (терцового} принци-
па строения и зависимости их названий от интервала между крайними
звуками. Затем всесторонне изучается один вид аккорда, к примеру,
трезвучие. Для сравнения: в Программе упоминание о мажорном и
минорном трезвучиях дается в первом классе, об уменьшенном трезвучии
- в шестом, об увеличенном - в седьмом (для «подвинутых» групп).
Г.И.Шатковский безболезненно объясняет все 4 вида трезвучия в 1
классе; учащиеся быстро овладева‘от игрой и восприятием на слух
трезвучий сначала от разных звуков вне тональности, а затем внутри лада.
Или другой пример: изучение простых интервалов (составные не
даются вообще) и тональностей в Программе растянуто вплоть до
седьмого класса, тогда как у Шатковского и интервалы (как простые,
так и составные}, и все тональности объясняются уже в первом классе
с тем, чтобы учащиеся могли свободно оперировать этими знаниями в
процессе дальнейшего развития музыкально-теоретических навыков.
В 1991 году Г.И.Шатковский издает «Календарные планы по сольфед-
жио» - методическое пособие для преподавателей ДМШ. В соответст-
вии с ними, заканчивая семилетний курс обучения, каждый ученик
должен уметь:
1. Читать с листа примеры различной степени трудности - ссопровож-
дением и без него.
2. Анализировать на слух отрывки из музыкальных произведений с
различных точек зрения: характер музыки, форма, тональный план,
фактура, гармония, фигурация и т.д. и т.п.
3. Записывать одноголосные и многоголосные построения - диктанты.
4. Свободно гармонизовать мелодии за инструментом, делать аран-
жировки для различных (вокальных, инструментальных, вокально-
инструментальных} составов...
Скачать
Автор: Дамира Шайхутдинова
Скачать
Издательство: НПП "Кристалл"
Год издания: 1993
Работа представляет собой попытку обобщения педо-
г0гического опыта автора 8 области изучения основ
теории музыки 8 обычной детской музыкальной школе,
начиная с первого класса, где дети не имеют предвори-
тельной музыкальной подготовки и не проходят конкур-
сного отбора.
Данное учебное пособие является проктическим пре-
творением некоторых положений методики
Г.И. Шатковского, которые переосмысливоются авто-
ром сообразно с конкретными методическими задачоми
и целями.
Предлагаемый краткий курс элементарной теории
музыки по своему объему Вполне соотВетствует про-
грамме ДМШ и позволяет педагогу В последующие годы
обучения заниматься углублением знаний учащихся, Всес-
торонним развитием музыкального слуха, основ импро-
визоции и других форм музицирования.
Как показывает учебная практика, ни одна система
обучения не может избовить педогога от необходимос-
ти записывать но доске Всевозможные тоблицы, схемы,
примеры, в учащихся - от необходимости Вести конспек-
ты по теории музыки. Такая робота отнимает дрогоцен-
ное Время урока и является к тому же неэффективной,
т.к. учащиеся чосто забывоют, либо теряют свои
записи...
«Краткий курс элементарной теории музыки» может
быть использован В качестве вспомогательного учебно-
20 пособия непосредственно для учощится, заменяя им
конспекты, а также поможет педагогом по сольфеджио
сосредоточивать больше Внимания на практических
формах работы, зокрепляющих пройденный теорети-
ческий матерьал.
Автор выражает глубокую благодарность заведующему кафедрой
теоретического и прикладного музыкознания `УГИИ, доценту Е.Л.
Танкелевичу за участие в дискуссии по поводу работы и высказанные
ценные замечания.
Скачать
ПРЕДИСЛОВИЕ
Педагоги детских музыкальных школ в той или иной мере знакомы
с методикой Г.И.Шатковского.' Выпущенная в свет в 1986 году, она
явилась сенсацией в области профессиснального обучения детей
сольфеджио, теории музыки, а также в вопросах развития творческих
навыков учащихся.
Новые подходы Шатковского к объяснению таких понятий, как
интервалы, тональности, аккорды убедили педагогов-теоретиков в
противоречивости, запутанности и нелогичности распределения теоре-
тического материала по классам в общепринятой Программе по
сольфеджио для ДМШ.?
Главный принцип методики Шатковского - движение от общего к
частному и при этом - от простого к сложному. Любое явление сначала
характеризуется в целом, а затем изучается какой-то конкретный вид.
Например, знакомство со всеми видами аккордов происходит сразу от
трезвучия до терцдецимаккорда - на основеединого (терцового} принци-
па строения и зависимости их названий от интервала между крайними
звуками. Затем всесторонне изучается один вид аккорда, к примеру,
трезвучие. Для сравнения: в Программе упоминание о мажорном и
минорном трезвучиях дается в первом классе, об уменьшенном трезвучии
- в шестом, об увеличенном - в седьмом (для «подвинутых» групп).
Г.И.Шатковский безболезненно объясняет все 4 вида трезвучия в 1
классе; учащиеся быстро овладева‘от игрой и восприятием на слух
трезвучий сначала от разных звуков вне тональности, а затем внутри лада.
Или другой пример: изучение простых интервалов (составные не
даются вообще) и тональностей в Программе растянуто вплоть до
седьмого класса, тогда как у Шатковского и интервалы (как простые,
так и составные}, и все тональности объясняются уже в первом классе
с тем, чтобы учащиеся могли свободно оперировать этими знаниями в
процессе дальнейшего развития музыкально-теоретических навыков.
В 1991 году Г.И.Шатковский издает «Календарные планы по сольфед-
жио» - методическое пособие для преподавателей ДМШ. В соответст-
вии с ними, заканчивая семилетний курс обучения, каждый ученик
должен уметь:
1. Читать с листа примеры различной степени трудности - ссопровож-
дением и без него.
2. Анализировать на слух отрывки из музыкальных произведений с
различных точек зрения: характер музыки, форма, тональный план,
фактура, гармония, фигурация и т.д. и т.п.
3. Записывать одноголосные и многоголосные построения - диктанты.
4. Свободно гармонизовать мелодии за инструментом, делать аран-
жировки для различных (вокальных, инструментальных, вокально-
инструментальных} составов...
Скачать
Последнее редактирование: