«Крещенские посиделки»
- Методическая разработка «Крещенские посиделки» - итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Алексеева Людмила Леонидовна — музыкальный руководитель, МБДОУ
«Детский сад №125 «Дубок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Скачать материал
Актуальность
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Вот золотые слова академикаД. С. Лихачева.
Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Трудно переоценить значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам неиссякаемый источник народной мудрости. Добавив немного творчества, выдумки, импровизации в старые обрядовые народные гуляния,мы можем получить замечательные праздники для наших детей.
Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность нам, педагогам, необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка. Ведь любой стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, и дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Новизной и отличительной особенностью разработки является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Представленный материал наглядно и последовательно раскрывает педагогам решение проблемы воспитания интереса к традициям русского народа через знакомство с народными праздниками детей старшего дошкольного возрастав детском саду. Автор разработки, соблюдая ключевые положения ФГОС ДО, предлагает вовлекать детей в разнообразные виды детской деятельности: музыкальную, игровую, речевую, двигательную и познавательно-исследовательскую.
Само содержание разработки учитывает принципы ФГОС, например, принцип приобщения детей к традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Методическая значимость
Методическая значимость материала характеризуется его доступностью и логичностью, что позволяет педагогам поэтапно организовать процесс интереса к традициям русской культуры через знакомство с народными праздниками детей старшего дошкольного возрастав условиях дошкольной образовательной организации.Интеграция педагогических технологий, проектнойдеятельностипозволит в полной мере сформировать у старших дошкольников стойкий интерес к теме, расширить их представления о традициях и обычаях русского народа, обобщить пройденный раннее материал. В разработке представлены современные методы и приемы работы с дошкольниками в условиях взаимодействия с социумом и семьями воспитанников.
Цель разработки:
- Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Задачи разработки:
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
- Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров.
- Воспитывать духовно-нравственную личность на основе знакомства с русской народной культурой.
- Вовлечь родителей и педагогов в совместную деятельность по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Этапы работы
В преддверии праздника «Крещение Господне» педагоги детского сада
организуют разнообразные мероприятия в рамках 12 святочных дней.Дети узнают, что это один из главных праздников в народном календаре.
Педагоги с воспитанниками ведут беседы о старинных русских обычаях, традициях, рассказывают историю возникновения этого праздника. С родителями и педагогами проводят мастер-классы по росписи деревянных ложек, изготовлению обрядовых кукол.
В завершениесвяточных дней организуется итоговое мероприятие «Крещенские посиделки». В итоге, используя сочетание разных методов и приемов работы педагоги формируют представления о традициях и обычаях русского народа.
Методы и приемы работы с детьми:
Использование художественного слова. Эффективным средством в процессе формирования интереса детейк русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа является художественное слово. Педагоги знакомят дошкольников с русскими народными сказками, потешками, загадками, поговорками и скороговорками. Чтение хорошо сопровождать рассматриванием иллюстраций, а также слайдов мультимедийныхпрезентаций, созданных самими педагогами. Это позволяет ярче представить образы сказочных персонажей и жизни самого русского народа.
Восприятие музыкальных произведений. Педагоги знакомят детей с русскими народными обрядовыми песнями – колядками, которые исполнялись именно в период святочных гуляний на Руси. Знакомят детей с особенностями быта русского народа. Колядки были посвящены Рождеству Христа. В них пелось о пожелании хозяевам дома богатого урожая и благополучия в новом году. В них средствами музыкального искусства показана простота, доброта и широта русской души. Во время прослушивания дети отмечают такие средства выразительности, как: простота мелодии, веселый характер произведения, легкость исполнения оркестром произведения,спокойный, умеренный темп. Можно взять для прослушивания произведение П. И. Чайковского «Камаринская», где ярко отражается веселье и раздолье русских гуляний.
После прослушивания можно организовать просмотр видеофрагментов с показом народных гуляний, а также видеофрагменты из оперы «Садко». Таким образом, расширяютсяспособы восприятия музыкальных произведений. Педагоги обращают внимание воспитанников на то, что в музыке, как и в полотнах живописцев, народных былинах прослеживается идея прославления силы и мужества русского народа, готовность защищать Родину.
Знакомство с национальной русской одеждой. В процессе восприятия картин, сказок и музыкальных произведений у воспитанников формируется целостный образ русского народа. Для воплощения этого образа немаловажное значение играет и национальная одежда. Воспитанников можнопознакомить с элементами одежды русского народа, материалами для их изготовления, предназначением. В ходе знакомства происходит расширение активного словаря детей, он обогащается понятиями «зипун», «кожух», «тулуп», «кафтан», «лапти», «косоворотка» и др. К этой деятельности можно привлечь семьи. Дети совместно с родителями и педагогами могут изготавливать и шить костюмы или их элементы, готовитьатрибуты и декорации к празднику. Рекомендуется активно использовать прием инсценировки колядования, который позволит воспитанникам почувствовать атмосферу того времени, проявить свои актерские способности. Например, на музыкальных занятиях детям необходимо предлагать изобразить персонаж средствами пантомимы, мимики, жестов. Так же можно давать задание выступить в образе рассказчика – размеренным голосом озвучить присказку, например.
Проектная деятельность. Использование данной технологиив образовательной деятельности позволяет воспитанникам, педагогам и родителям расширитьпредставлениях о традициях и обычаях русского народа. Например, дошкольники вовлекаются в проектную деятельность по темам «Русский народный костюм», «Русская народная обрядовая кукла», «Русские народные музыкальные инструменты», «Русские народные фольклорные праздники» и пр. Дети выполняют проекты под руководством педагогов и родителей, узнают новое, доселе им неизвестное. Таким образом, родители выступают как партнеры по совместной деятельности.
Итоговый праздник.Для закрепления интереса к традициям и обычаям русского народа в канун праздника «Крещение Господне» в детском саду организуется праздник «Крещенские посиделки» с участием воспитанников, родителей и педагогов. Участники праздника обыгрывают сценки, поют колядки, рождественские песни, водят хороводы, играют в народные игры, отгадывают загадки. Красочное оформление праздника, атрибуты и декорации, яркие костюмы, соответствующее музыкальное сопровождение помогают создать атмосферу всеобщего праздничного веселья, сплачивают взрослых и детей в совместном действии, позволяют почувствовать себя перенесенным во времена русской старины.
Эффективность использования в педагогической работе
Данная разработка позволяет в условиях детского садапознакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа. Дети и взрослые погружаются в тему русской народной культуры. Асочетание методов и приемов работы с детьмипозволяет более ярко и познавательно раскрыть тему. Итоговый праздниквызывает у детей яркий, неподдельный интерес, побуждает их на активное стремление узнавать больше, ведет к самостоятельному поиску новой информации по теме совместно с родителями и педагогами.
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и обычаям русской культуры.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с русскими обрядовыми праздниками: Святки и Крещение.
-Воспитывать духовно-нравственную культуру детей.
- Побуждать к активной игровой, танцевальной, вокальной, театральной и музыкальной деятельности.
Атрибуты: деревянные ложки, погремушки, трещотки, свистульки, стукалки мешок с предметами для гадания, валенок.
Персонажи: Хозяйка, Сказительница– взрослые. Колядовщики, Коза, Медведь -дети.
Зал украшен в русском народном стиле: деревянныйдомик, русская печь, стол, самовар с баранками и крендельками.
Под русскую народную мелодию в зал заходят дети в русских народных костюмах, их встречает Хозяйка.
Хозяйка:- Проходите, гости дорогие! Веселья вам да радости!
Давно ждем-поджидаем, пир без вас не начинаем.
Хлебосольством да радушием знаменит родной наш край.
Здесь для вас и песни русские и медовый каравай.
Дети садятся на стульчики.
Открываются ставни в домике, в оконце выглядывает Сказительница.
Сказительница:- Добрый вечер вам, добры молодцы да красны девицы! Собрались мы с вами в теплой деревенской избе. А на улице вьюга да снег, холод да мороз такой, что звери в норы попрятались. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы… А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло печка, потрескивает и горит лучина. В такие длинные зимние вечера любил русский народ устраивать праздники гадания, шуток и прибауток.
Ставни закрываются.
Хозяйка:- Всех зовем на наши посиделки, ждут вас игры да загадки.
Ждут гаданья, пляски, смех. Шуток хватит здесь для всех!
Свет притухает.
Хозяйка:- Ну вот, мои дорогие, старые и молодые, собрались мы с вами для беседушки да для забавушки. Как когда-то собирались наши прадедушки и прабабушки. Отмечали Святки и Крещение. А кто знает, что такое Святки?
Дети:
1. Это праздник самый длинный. Он веселый и старинный.
2. Наши предки пили, ели, веселились две недели.
3. От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили святки.
4. Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
5. Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Хозяйка:-Встретим его весело, с музыкой да с песнею.
Дети исполняют русскую народную песню «Как на тоненький ледок».
Раздается стук в дверь.
Хозяйка:- Вот и еще гости пожаловали. Пора стол накрывать.
Входят дети-колядовщики.
Колядовщики (поочередно):- Добрый вечер тому, кто в этом дому!
Коляда, коляда, а бывает коляда накануне Рождества.
Коляда пришла – нам забавы принесла.
Кто даст пирога, тому рожь густа: с колоска полмешка,
С зернышка – пирог, с полузернышка – блинок!
Наша хозяйка в дому, что оладушек в меду.
А ее деточки, что конфеточки.
А сорить у вас можно?
Хозяйка:- Можно! Сорите сколько хотите. Приберемся.
Колядовщики рассыпают зерно, приговаривая: -
Сеем, сеем, посеваем, мы пшеницей посыпаем.
С Новым годом поздравляем!
Уж как наша Коляда не велика, ни мала.
Она в дверь не идет, через тын подает.
Уж ты, тетушка, подай! Ты, лебедушка, подай!
Подай, не ломай, и начинку не теряй!
Хозяйка:- Будет вам и угощенье, только отгадайте загадки от Сказительницы.
Открывается окно в домике.
Сказительница:- Слушайте мои загадки.
1. Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы).
2. Из воды родится, а воды боится. (Соль).
Дети отгадывают. Ставни закрываются.
Хозяйка:-Что сидеть да скучать, пора пляску начинать!
Дети исполняют танец «Русская зима» Л.Олифировой.
Раздается стук в дверь, входят Коза и Медведь.
Хозяйка:- Проходите, гости дорогие! Повеселите моих ребятушек!
Звери поют частушки.
Коза:- Выходи плясать, медведь, я частушки буду петь.
Мы частушки пропоем, а потом плясать пойдем.
Медведь:- Ты когда поешь, коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь. Не поешь, а блеешь.
Коза:- Ах ты, Мишенька-медведь! Сам ты не умеешь петь!
Ты тугой на ухо. Ни голоса, ни слуха.
Ах, мой Миша дорогой, не ругалась я с тобой.
Мы с тобой шутили, народ мы веселили.
Медведь:- Веселей, коза, пляши, твои ножки хороши!
Коза:- И твои кривые тоже неплохие.
Вместе:- Мы с тобой колядовали, дружно пели и плясали.
Очень утомились, гостям поклонились! (Кланяются и уходят).
Хозяйка:- Время поиграть настало.
Собирайся в хоровод, наш малой честной народ!
Проводится русская народная игра «Золотые ворота».
Хозяйка:-Повеселились, да и ладно. Любил русский народ еще и гадания.
Оконце открывается, из него выглядывает Сказительница.
Сказительница:- Раз в крещенский вечерок девушки гадали,
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
Снег пололи за окном, слушали. Кормили
Счетным курицу зерном, ярый воск топили.
В чашу с чистою водой клали перстень золотой,
И над чашей пели в лад песенки подблюдны.
Окно закрывается, гаснет свет, горят только свечи, либо светящийся шар.
Хозяйка:- Настало время гаданий.
Гадание «Башмачок».
Выбирается считалкой ребенок, ему завязывают платком глаза, дают в руки валенок, раскручивают, он бросает валенок через плечо. Куда укажет валенок, в той стороне и его «суженый живет». И так несколько раз.
Хозяйка:- Понравилось вам гадать, ребята? Тогда продолжаем!!!
Гадание «Волшебный мешочек».
В мешок кладут разные предметы(книги, руль, строительную каску, ножницы, сковороду…), указывающие на определенные профессии. Дети по очереди достают предметы и узнают род своей будущей профессии.
Хозяйка:- А еще я для вас припасла сундучок с музыкальными инструментами. Предлагаю на них сыграть, повеселиться.
Раздает детям русские народные инструменты(деревянные ложки, погремушки, трещотки, свистульки, стукалки).
Дети исполняют русскую народную песню «Как у нашей Дуни» и подыгрывают себе на инструментах.
Колядовщики:- Счастья будет вам горой, урожая воз большой.
Спасибо вам за веселье, нам пора дальше идти.
Уходят.
Хозяйка:- Вот и посмотрели вы как встречают в Крещенский вечерок гостей. Пришла пора прощаться. Не забывайте русских традиций и будьте здоровы!
Дети прощаются и выходят из зала.
- Методическая разработка «Крещенские посиделки» - итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Алексеева Людмила Леонидовна — музыкальный руководитель, МБДОУ
«Детский сад №125 «Дубок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Скачать материал
Актуальность
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Вот золотые слова академикаД. С. Лихачева.
Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Трудно переоценить значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам неиссякаемый источник народной мудрости. Добавив немного творчества, выдумки, импровизации в старые обрядовые народные гуляния,мы можем получить замечательные праздники для наших детей.
Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность нам, педагогам, необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка. Ведь любой стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, и дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Новизной и отличительной особенностью разработки является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Представленный материал наглядно и последовательно раскрывает педагогам решение проблемы воспитания интереса к традициям русского народа через знакомство с народными праздниками детей старшего дошкольного возрастав детском саду. Автор разработки, соблюдая ключевые положения ФГОС ДО, предлагает вовлекать детей в разнообразные виды детской деятельности: музыкальную, игровую, речевую, двигательную и познавательно-исследовательскую.
Само содержание разработки учитывает принципы ФГОС, например, принцип приобщения детей к традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Методическая значимость
Методическая значимость материала характеризуется его доступностью и логичностью, что позволяет педагогам поэтапно организовать процесс интереса к традициям русской культуры через знакомство с народными праздниками детей старшего дошкольного возрастав условиях дошкольной образовательной организации.Интеграция педагогических технологий, проектнойдеятельностипозволит в полной мере сформировать у старших дошкольников стойкий интерес к теме, расширить их представления о традициях и обычаях русского народа, обобщить пройденный раннее материал. В разработке представлены современные методы и приемы работы с дошкольниками в условиях взаимодействия с социумом и семьями воспитанников.
Цель разработки:
- Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Задачи разработки:
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
- Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров.
- Воспитывать духовно-нравственную личность на основе знакомства с русской народной культурой.
- Вовлечь родителей и педагогов в совместную деятельность по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Этапы работы
В преддверии праздника «Крещение Господне» педагоги детского сада
организуют разнообразные мероприятия в рамках 12 святочных дней.Дети узнают, что это один из главных праздников в народном календаре.
Педагоги с воспитанниками ведут беседы о старинных русских обычаях, традициях, рассказывают историю возникновения этого праздника. С родителями и педагогами проводят мастер-классы по росписи деревянных ложек, изготовлению обрядовых кукол.
В завершениесвяточных дней организуется итоговое мероприятие «Крещенские посиделки». В итоге, используя сочетание разных методов и приемов работы педагоги формируют представления о традициях и обычаях русского народа.
Методы и приемы работы с детьми:
Использование художественного слова. Эффективным средством в процессе формирования интереса детейк русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа является художественное слово. Педагоги знакомят дошкольников с русскими народными сказками, потешками, загадками, поговорками и скороговорками. Чтение хорошо сопровождать рассматриванием иллюстраций, а также слайдов мультимедийныхпрезентаций, созданных самими педагогами. Это позволяет ярче представить образы сказочных персонажей и жизни самого русского народа.
Восприятие музыкальных произведений. Педагоги знакомят детей с русскими народными обрядовыми песнями – колядками, которые исполнялись именно в период святочных гуляний на Руси. Знакомят детей с особенностями быта русского народа. Колядки были посвящены Рождеству Христа. В них пелось о пожелании хозяевам дома богатого урожая и благополучия в новом году. В них средствами музыкального искусства показана простота, доброта и широта русской души. Во время прослушивания дети отмечают такие средства выразительности, как: простота мелодии, веселый характер произведения, легкость исполнения оркестром произведения,спокойный, умеренный темп. Можно взять для прослушивания произведение П. И. Чайковского «Камаринская», где ярко отражается веселье и раздолье русских гуляний.
После прослушивания можно организовать просмотр видеофрагментов с показом народных гуляний, а также видеофрагменты из оперы «Садко». Таким образом, расширяютсяспособы восприятия музыкальных произведений. Педагоги обращают внимание воспитанников на то, что в музыке, как и в полотнах живописцев, народных былинах прослеживается идея прославления силы и мужества русского народа, готовность защищать Родину.
Знакомство с национальной русской одеждой. В процессе восприятия картин, сказок и музыкальных произведений у воспитанников формируется целостный образ русского народа. Для воплощения этого образа немаловажное значение играет и национальная одежда. Воспитанников можнопознакомить с элементами одежды русского народа, материалами для их изготовления, предназначением. В ходе знакомства происходит расширение активного словаря детей, он обогащается понятиями «зипун», «кожух», «тулуп», «кафтан», «лапти», «косоворотка» и др. К этой деятельности можно привлечь семьи. Дети совместно с родителями и педагогами могут изготавливать и шить костюмы или их элементы, готовитьатрибуты и декорации к празднику. Рекомендуется активно использовать прием инсценировки колядования, который позволит воспитанникам почувствовать атмосферу того времени, проявить свои актерские способности. Например, на музыкальных занятиях детям необходимо предлагать изобразить персонаж средствами пантомимы, мимики, жестов. Так же можно давать задание выступить в образе рассказчика – размеренным голосом озвучить присказку, например.
Проектная деятельность. Использование данной технологиив образовательной деятельности позволяет воспитанникам, педагогам и родителям расширитьпредставлениях о традициях и обычаях русского народа. Например, дошкольники вовлекаются в проектную деятельность по темам «Русский народный костюм», «Русская народная обрядовая кукла», «Русские народные музыкальные инструменты», «Русские народные фольклорные праздники» и пр. Дети выполняют проекты под руководством педагогов и родителей, узнают новое, доселе им неизвестное. Таким образом, родители выступают как партнеры по совместной деятельности.
Итоговый праздник.Для закрепления интереса к традициям и обычаям русского народа в канун праздника «Крещение Господне» в детском саду организуется праздник «Крещенские посиделки» с участием воспитанников, родителей и педагогов. Участники праздника обыгрывают сценки, поют колядки, рождественские песни, водят хороводы, играют в народные игры, отгадывают загадки. Красочное оформление праздника, атрибуты и декорации, яркие костюмы, соответствующее музыкальное сопровождение помогают создать атмосферу всеобщего праздничного веселья, сплачивают взрослых и детей в совместном действии, позволяют почувствовать себя перенесенным во времена русской старины.
Эффективность использования в педагогической работе
Данная разработка позволяет в условиях детского садапознакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа. Дети и взрослые погружаются в тему русской народной культуры. Асочетание методов и приемов работы с детьмипозволяет более ярко и познавательно раскрыть тему. Итоговый праздниквызывает у детей яркий, неподдельный интерес, побуждает их на активное стремление узнавать больше, ведет к самостоятельному поиску новой информации по теме совместно с родителями и педагогами.
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и обычаям русской культуры.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с русскими обрядовыми праздниками: Святки и Крещение.
-Воспитывать духовно-нравственную культуру детей.
- Побуждать к активной игровой, танцевальной, вокальной, театральной и музыкальной деятельности.
Атрибуты: деревянные ложки, погремушки, трещотки, свистульки, стукалки мешок с предметами для гадания, валенок.
Персонажи: Хозяйка, Сказительница– взрослые. Колядовщики, Коза, Медведь -дети.
Зал украшен в русском народном стиле: деревянныйдомик, русская печь, стол, самовар с баранками и крендельками.
Под русскую народную мелодию в зал заходят дети в русских народных костюмах, их встречает Хозяйка.
Хозяйка:- Проходите, гости дорогие! Веселья вам да радости!
Давно ждем-поджидаем, пир без вас не начинаем.
Хлебосольством да радушием знаменит родной наш край.
Здесь для вас и песни русские и медовый каравай.
Дети садятся на стульчики.
Открываются ставни в домике, в оконце выглядывает Сказительница.
Сказительница:- Добрый вечер вам, добры молодцы да красны девицы! Собрались мы с вами в теплой деревенской избе. А на улице вьюга да снег, холод да мороз такой, что звери в норы попрятались. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы… А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло печка, потрескивает и горит лучина. В такие длинные зимние вечера любил русский народ устраивать праздники гадания, шуток и прибауток.
Ставни закрываются.
Хозяйка:- Всех зовем на наши посиделки, ждут вас игры да загадки.
Ждут гаданья, пляски, смех. Шуток хватит здесь для всех!
Свет притухает.
Хозяйка:- Ну вот, мои дорогие, старые и молодые, собрались мы с вами для беседушки да для забавушки. Как когда-то собирались наши прадедушки и прабабушки. Отмечали Святки и Крещение. А кто знает, что такое Святки?
Дети:
1. Это праздник самый длинный. Он веселый и старинный.
2. Наши предки пили, ели, веселились две недели.
3. От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили святки.
4. Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
5. Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Хозяйка:-Встретим его весело, с музыкой да с песнею.
Дети исполняют русскую народную песню «Как на тоненький ледок».
Раздается стук в дверь.
Хозяйка:- Вот и еще гости пожаловали. Пора стол накрывать.
Входят дети-колядовщики.
Колядовщики (поочередно):- Добрый вечер тому, кто в этом дому!
Коляда, коляда, а бывает коляда накануне Рождества.
Коляда пришла – нам забавы принесла.
Кто даст пирога, тому рожь густа: с колоска полмешка,
С зернышка – пирог, с полузернышка – блинок!
Наша хозяйка в дому, что оладушек в меду.
А ее деточки, что конфеточки.
А сорить у вас можно?
Хозяйка:- Можно! Сорите сколько хотите. Приберемся.
Колядовщики рассыпают зерно, приговаривая: -
Сеем, сеем, посеваем, мы пшеницей посыпаем.
С Новым годом поздравляем!
Уж как наша Коляда не велика, ни мала.
Она в дверь не идет, через тын подает.
Уж ты, тетушка, подай! Ты, лебедушка, подай!
Подай, не ломай, и начинку не теряй!
Хозяйка:- Будет вам и угощенье, только отгадайте загадки от Сказительницы.
Открывается окно в домике.
Сказительница:- Слушайте мои загадки.
1. Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы).
2. Из воды родится, а воды боится. (Соль).
Дети отгадывают. Ставни закрываются.
Хозяйка:-Что сидеть да скучать, пора пляску начинать!
Дети исполняют танец «Русская зима» Л.Олифировой.
Раздается стук в дверь, входят Коза и Медведь.
Хозяйка:- Проходите, гости дорогие! Повеселите моих ребятушек!
Звери поют частушки.
Коза:- Выходи плясать, медведь, я частушки буду петь.
Мы частушки пропоем, а потом плясать пойдем.
Медведь:- Ты когда поешь, коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь. Не поешь, а блеешь.
Коза:- Ах ты, Мишенька-медведь! Сам ты не умеешь петь!
Ты тугой на ухо. Ни голоса, ни слуха.
Ах, мой Миша дорогой, не ругалась я с тобой.
Мы с тобой шутили, народ мы веселили.
Медведь:- Веселей, коза, пляши, твои ножки хороши!
Коза:- И твои кривые тоже неплохие.
Вместе:- Мы с тобой колядовали, дружно пели и плясали.
Очень утомились, гостям поклонились! (Кланяются и уходят).
Хозяйка:- Время поиграть настало.
Собирайся в хоровод, наш малой честной народ!
Проводится русская народная игра «Золотые ворота».
Хозяйка:-Повеселились, да и ладно. Любил русский народ еще и гадания.
Оконце открывается, из него выглядывает Сказительница.
Сказительница:- Раз в крещенский вечерок девушки гадали,
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
Снег пололи за окном, слушали. Кормили
Счетным курицу зерном, ярый воск топили.
В чашу с чистою водой клали перстень золотой,
И над чашей пели в лад песенки подблюдны.
Окно закрывается, гаснет свет, горят только свечи, либо светящийся шар.
Хозяйка:- Настало время гаданий.
Гадание «Башмачок».
Выбирается считалкой ребенок, ему завязывают платком глаза, дают в руки валенок, раскручивают, он бросает валенок через плечо. Куда укажет валенок, в той стороне и его «суженый живет». И так несколько раз.
Хозяйка:- Понравилось вам гадать, ребята? Тогда продолжаем!!!
Гадание «Волшебный мешочек».
В мешок кладут разные предметы(книги, руль, строительную каску, ножницы, сковороду…), указывающие на определенные профессии. Дети по очереди достают предметы и узнают род своей будущей профессии.
Хозяйка:- А еще я для вас припасла сундучок с музыкальными инструментами. Предлагаю на них сыграть, повеселиться.
Раздает детям русские народные инструменты(деревянные ложки, погремушки, трещотки, свистульки, стукалки).
Дети исполняют русскую народную песню «Как у нашей Дуни» и подыгрывают себе на инструментах.
Колядовщики:- Счастья будет вам горой, урожая воз большой.
Спасибо вам за веселье, нам пора дальше идти.
Уходят.
Хозяйка:- Вот и посмотрели вы как встречают в Крещенский вечерок гостей. Пришла пора прощаться. Не забывайте русских традиций и будьте здоровы!
Дети прощаются и выходят из зала.