Название: Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3 - 4 лет.
Автор: Картушина Марина Юрьевна
Издательство: ТЦ СФЕРА, г. Москва
Год издания: 2004
В пособии представлены сценарии занятий с детьми второй младшей группы детского сада, направленных на развитие чувства ритма посредством музыки, движения, словесных игр, изобразительной деятельности, моделирования. Возможно использование представленных разработок в работе с детьми с проблемами в развитии. Книга адресована музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам, дефектологам дошкольных образовательных учреждений.
От автора
Ритмическая организация является основой жизни. Все, ок-
ружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года,
дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и
многое другое подчинено определенному ритму. По выражению
Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и
пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаи-
мосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий рус-
ский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышеч-
ное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлек-
сы головного мозга», 1866). Советский ученый, невролог и психиатр
В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка за-
метное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысот-
ные сочетания и тембр звучащей музыки (“Значение музыки в
эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»).
Ритмические движения способствуют активизации различ-
ных анализаторных систем, становлению интегративной деятель-
ности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма реко-
мендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной
для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Различные педагогические системы придают большое значе-
ние ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, сис-
тема ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в
Вальдорфской педагогике, система элементарного музицирова-
ния Карла Орфа, фонетическая, логопедическая ритмика и др.).
Данное пособие представляет систему занятий по развитию
чувства ритма у детей второй младшей группы детского сада. В
их основе лежит восприятие —воспроизведение структур ритма
разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, гра-
фических). Ритмические структуры вводятся последовательно:
от ритма повторности и темповых отличий равнометричного
повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме).
Формирование представлений о музыкальном, двигательном,
речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрыв-
ном единстве.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия ве-
личины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей
и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организа-
цию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры, зна-
комятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каж-
дому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в
игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для разви-
тия познавательных процессов и соответствует детским психо-
физическим данным. Такое построение занятий позволяет до-
биться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и
соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные
игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигатель-
ные упражнения, несложные танцы, элементарное музициро-
вание на шумовых инструментах, дидактические игры, способ-
ствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем,
рисование повторяющихся элементов и т.п.). Речевой материал
доступен в лексическом отношении, включает малые формы
русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Зна-
чительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи
принадлежит играм, созданным на основе стихотворного тек-
ста. Эти игры учат малышей координировать движения со сло-
вом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию
детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах явля-
ется средством для решения следующих (помимо развития чув-
ства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации
движений, мелкой моторики и Т.д.
Автор: Картушина Марина Юрьевна
Издательство: ТЦ СФЕРА, г. Москва
Год издания: 2004
В пособии представлены сценарии занятий с детьми второй младшей группы детского сада, направленных на развитие чувства ритма посредством музыки, движения, словесных игр, изобразительной деятельности, моделирования. Возможно использование представленных разработок в работе с детьми с проблемами в развитии. Книга адресована музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам, дефектологам дошкольных образовательных учреждений.
От автора
Ритмическая организация является основой жизни. Все, ок-
ружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года,
дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и
многое другое подчинено определенному ритму. По выражению
Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и
пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаи-
мосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий рус-
ский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышеч-
ное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлек-
сы головного мозга», 1866). Советский ученый, невролог и психиатр
В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка за-
метное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысот-
ные сочетания и тембр звучащей музыки (“Значение музыки в
эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»).
Ритмические движения способствуют активизации различ-
ных анализаторных систем, становлению интегративной деятель-
ности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма реко-
мендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной
для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Различные педагогические системы придают большое значе-
ние ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, сис-
тема ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в
Вальдорфской педагогике, система элементарного музицирова-
ния Карла Орфа, фонетическая, логопедическая ритмика и др.).
Данное пособие представляет систему занятий по развитию
чувства ритма у детей второй младшей группы детского сада. В
их основе лежит восприятие —воспроизведение структур ритма
разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, гра-
фических). Ритмические структуры вводятся последовательно:
от ритма повторности и темповых отличий равнометричного
повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме).
Формирование представлений о музыкальном, двигательном,
речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрыв-
ном единстве.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия ве-
личины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей
и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организа-
цию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры, зна-
комятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каж-
дому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в
игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для разви-
тия познавательных процессов и соответствует детским психо-
физическим данным. Такое построение занятий позволяет до-
биться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и
соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные
игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигатель-
ные упражнения, несложные танцы, элементарное музициро-
вание на шумовых инструментах, дидактические игры, способ-
ствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем,
рисование повторяющихся элементов и т.п.). Речевой материал
доступен в лексическом отношении, включает малые формы
русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Зна-
чительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи
принадлежит играм, созданным на основе стихотворного тек-
ста. Эти игры учат малышей координировать движения со сло-
вом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию
детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах явля-
ется средством для решения следующих (помимо развития чув-
ства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации
движений, мелкой моторики и Т.д.
Последнее редактирование модератором: