Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

М. Оробинская. Русская рок-поэзия. Моделирование глубины текста

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
781
2
Автор: М. Оробинская
Год: 2016
Издательство: Харьков: Издатель Иванченко И.С.
Страниц: 164
Формат: PDF
Размер: 9,6 МВ
Язык: русский



СКАЧАТЬ
В монографии на основании анализа парадигматической организации лексики поэтических произведений предложена модель глубины текста. Проанализированы и расклассифицированы 403 произведения русской рок-поэзии десяти авторов, использованные в качестве текстов песен в альбомах, которые вышли в период 1986-1991 гг., с точки зрения особенностей лексической системы, определяющих степень сложности их восприятия.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ГЛУБИНА КАК ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
1.1. Теоретическая основа анализа глубины текста
1.2. Поэтическое произведение с точки зрения глубины текста
1.3. Парадигматический анализ как метод определения глубины текста
Выводы
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЛУБИНЫ ТЕКСТА
2.1. Экспериментальное изучение глубины текста русской рок-поэзии
2.2. Теоретическое изучение глубины текста русской рок-поэзии
2.2.1. Влияние характеристик парадигм на глубину текста
2.2.1.1. Актуальность парадигмы
2.2.1.2. Способ выражения парадигмы
2.2.2. Коэффициент глубины текста
2.2.3. Методика определения глубины текста
Выводы
РАЗДЕЛ III. ТИПОЛОГИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЛУБИНЫ ТЕКСТА
3.1. Парадигматическая структура текстов с низкой глубиной (банальных текстов)
3.2. Парадигматическая структура текстов со средней глубиной
3.3. Парадигматическая структура текстов с высокой глубиной (глубоких текстов)
Выводы
РАЗДЕЛ IV. ГЛУБИНА ТЕКСТА КАК ИДИОСТИЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОК-ПОЭЗИИ
4.1. Идиостиль Андрея Макаревича с точки зрения глубины текста
4.2. Идиостиль Егора Летова с точки зрения глубины текста
4.3. Идиостиль Бориса Гребенщикова с точки зрения глубины текста
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование посвящено русской рок-поэзии.
Термии «рок» укоренился в общественном сознании в середине 60-х годов прежде всего как название нового жанра, отличного от уже сформированной поп-музыкальной культуры, включившей в себя (а в результате и видоизменившей) первоначально альтернативный ей рок-н-ролл [73:8]
Русский рок как культурное явление второй половины ХХ века оказал значительное влияние на формирование нескольких поколений носителей русской культуры. Он формировал не только эстетический вкус и языковую личность представителей рок-культуры, но и их жизневосприятие.
Глазами лирических героев русской рок-поэзии смотрело на мир не одно поколение, этими «последними героями» восхищались, их примеру слепо следовали, поклонники подражали речи и манерам рок-музыкантов.
В настоящее время русская рок-поэзия стала предметом активного изучения отечественных и зарубежных лингвистов и литературоведов (Ю.В. Доманский [33], [34], O.Э. Никитина [114], В.А. Гавриков [16], [17], Е.М. Еремин [41], С.В. Свиридов |145], [146], [147], [148], [149] и др.)
С.Л. Константинова и А.В. Константинов отмечают, что большинство исследователей в своей дефиниции термина «рок» исходит, прежде всего, из социологических или идеологических предпосылок [73: 8], вспоминая слова Виктора Цоя, рок — это образ жизни [73: 8], тогда как рок- музыка и соответственно рок-поэзия представляют собой достаточно строгую систему именно с музыкально-поэтической точки зрения.
Как отмечает Ю.В. Доманский, под рок-поэзией в новейшее время исследователями чаше всего понимается «словесный компонент рок-композиции» [34 3], таким образом, за рамками филологического изучения остаются сопутствующие ему музыкальный и театральный компоненты.
В настоящей работе рок-поэзия также анализируется с филологической точки зрения.
Рок-поэзия может рассматриваться как один из типов современной русской культуры, имеющих круг своих носителей, к числу которых относятся как создатели поэтических текстов, так и широкая аудитория, принимающая и разделяющая взгляд на мир, транслируемый коллективной языковой личностью [119: 30].
Особый интерес представляет рок-поэзия 1986-1991 гг.
В данный период, по замечанию И. Кормильцева и О. Суровой, рок-культура выходит из подполья — ее уже нельзя не замечать. Субкультура превращается в контркультуру [74: 19], т.е. становясь более массовым явлением, открыто противопоставляет себя традиционной культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями [78: 32]. Рок- поэзия «героических восьмидесятых» оказала значительное влияние на культуру русского мира.
Рок-поэты. используют разные литературные методы (Андрей Макаревич — реализм, Виктор Цой — романтизм [108], [87], Егор Летов — постмодернизм [43], [171]).
Т.С Кожевникова отмечает, что «песни представителей отечественной рок словесности отличаются друг от друга разным кругом культурных аллюзий, способами построения текста, степенью экспрессии. Тем не менее, на уровне поэтического мировоззрения рок-поэтов при внимательном рассмотрении можно обнаружить явную общность художественного конфликта, связывающего внешне разнородный
этический материал» [70; 74]. Данный конфликт, по словам исследовательницы, заключается в существовании вольнолюбивого и критично мыслящего рок-героя в тотально несвободном мире.
Рок-поэзия традиционно рассматривается как сложный для восприятия жанр, поэтому наряду с другими параметрами представляется целесообразным рассмотрение рок-поэзии с точки зрения сложности и вариативности восприятия текста. Параметром, отражающим данные особенности произведения, является глубина текста...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу