Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

М. Рудзик. Специальные методики музыкально-певческого воспитания

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
421
1
Автор: М. Рудзик
Год: 2015
Издательство: Курск: КГУ
Страниц: 140
Формат: PDF
Размер: 11,0 МВ

     1

Скачать

В первой части пособия рассматриваются актуальные проблемы музыкально-певческого воспитания школьников в контексте современных задач здоровьесберегающей музыкальной педагогики. Вторая (основная) часть содержит подробное описание наиболее известных и распространенных в школьной практике авторских методических систем развития голоса начинающих певцов (Г.П. Стуловой, А.Н. Стрельниковой, В.В. Емельянова, Д.Е. Огороднова, Г.А. Струве и др.). В заключительную часть вошли: обширный список рекомендуемой литературы, методические рекомендации к практической работе по развитию детско-го голоса и нотное приложение. Видеоприложение содержит мастер-классы отдельных авторов, упомянутых в пособии, а также фрагменты музыкальных занятий с использованием специальных певческих методик. Пособие окажет помощь будущим и работающим учителям музыки, вокалистам и хормейстерам в постижении основ певческой работы с детьми и овладении современными вокальными технологиями.
Учебно-методическое пособие адресовано студентам музыкальных и дирижерско-хоровых факультетов, педагогам-музыкантам образовательных учреждений различного типа, посвятившим себя творческой работе по музыкально-певческому воспитанию детей и подростков.


СОДЕРЖАНИЕ:
О реализации задач здоровьесберегающей педагогики в процессе
музыкально-певческого воспитания школьников
Музыкально-певческое воспитание школьников
Основополагающие принципы формирования певческих навыков в детском возрасте
Акустическая структура и биофизические характеристики детского певческого голоса
Г.П. Стулова. Вопросы методики вокальной работы с детьми
Азбука дыхания
А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса
Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму)
Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио
В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении
Рекомендуемая литература
Приложение
Нотное приложение

О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

"Владеющий чарами песен, душою владеет любой".
Генрик Ибсен

Известно, что состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства, отражающим не только настоящую ситуацию, но и дающим точный прогноз на будущее. Проблемы сохранения здоровья детей стали на современном этапе особенно актуальными, так как кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали
отклонения в их социальном поведении. Об этом говорят тревожные факты статистики.
По данным исследователей в настоящее время каждый третий школьник имеет выраженные проявления нарушений в нервно-психическом здоровье, сказывающиеся в познавательной деятельности или в поведении. В современной школе более 20% учащихся дезадаптированы, более 50% — дети группы риска, у многих наблюдаются астенические и невротические реакции. Рост числа детей с легкими отклонениями в психофизическом развитии не может не сказываться на процессе обучения в массовой общеобразовательной школе. Данный факт побуждает к решению актуальной задачи - разработке и активному использованию педагогических технологий, нацеленных на охрану, профилактику и коррекцию здоровья учащихся.
Несомненно, в решении этой важной задачи существенную роль и значение должно приобрести систематическое приобщение детей к художественной культуре и искусству, в особенности музыкальному, по природе своей обладающему полифункциональными преобразующими свойствами. Правомерно утверждать, что музыка - это ключ к душе человека, исключительное средство. психофизиологического воздействия. «Значение музыки в школе, - подчеркивал Д.Б. Кабалевский, - далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира»!
Здесь закономерно возникает ряд вопросов. Каким же образом реализовать высокое социально-преобразующее предназначение музыкального искусства в школе? Какое место в ряду современных методов музыкального образования в наше сложное, динамичное, информационно насыщенное, психологически неустойчивое время должны занимать музыкально-терапевтические методы, приемы и технологии, направленные на регуляцию здоровья учащихся?
На какие категории школьников должно быть направлено музыкально-терапевтическое воздействие?
Для начала отметим, что музыка располагает огромными возможностями в оказании арттерапевтического воздействия на человека, снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния в целом, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности, её волевых проявлений.
Давно было замечено, что музыка может успешно взаимодействовать с сознанием человека, проникать в область бессознательного через стимуляцию различных эмоциональных состояний.
Интерес к музыкальной терапии и механизму ее воздействия на человека существенно возрос во второй половине ХХ века в связи с научно-техническим прогрессом, а именно, с появлением высокотехнологичных и компактных аудиовизуальных средств и новой медицинской техники, которая дала возможность для более корректного изучения физиологических реакций, возникающих в организме в ответ на музыку. Исторически (во многом стихийно) сложившийся музыкально-терапевтический опыт в настоящее время активно переосмысливается с позиций современной науки и практики.
Сегодня музыка широко применяется для лечения пациентов, чьи проблемы связаны с подавленным эмоциональным состоянием, стрессами, аффектами. Клиническая практика показывает, что их преодолению способствует специально подобранная и педагогически направленная музыка. Вступая в диалог с чувствами человека, она помогает не только расширить и обогатить спектр его эмоциональных состояний, но и осознать собственные переживания, а значит, в определенной мере препятствовать процессу невротизации. Современными исследователями уже разработаны и апробированы (в основном в медицинских учреждениях!) различные музыкально-терапевтические методики.
Исследуя природу музыкальной психотерапии и обобщая данные разных школ и направлений, В.И. Петрушин выделил следующие возможности применения музыки в психотерапевтических целях:
- эстетизация и гармонизация среды;
- содействие развитию коммуникативных актов!
- развитие творческого воображения и фантазии!
- релаксация психологического тонуса;
- расширение и развитие эмоциональной сферы;
- развитие чувства коллективизма;
- развитие эстетических потребностей.
В последние годы опыт музыкально-ориентированной терапии начал активно экстраполироваться в образовательную практику. В общеобразовательных учреждениях музыка стала не только постигаться учащимися на учебных занятиях, но и активнее применяться (в основном специалистами-психологами) в лечебных или коррекционных целях (через психосоматическое воздействие музыки, в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма, и её психотерапевтическое воздействие, в процессе которого...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу