Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

М. Высоцкая, Г. Григорьева. Музыка ХХ века. От авангарда к постмодерну

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
421
1
Автор: М. Высоцкая, Г. Григорьева
Год: 2011
Издательство: Московская консерватория
Страниц: 440
Формат: PDF
Размер: 11,9 МВ


       min

Скачать

Предлагаемое издание представляет собой учебное пособие для музыковедов и композиторов первого курса консерваторий. Оно написано в оригинальном жанре лекций, содержащих актуальный материал по узловым проблемам отечественной и зарубежной музыки в ее движении от начала ХХ века к веку нынешнему. Акцентируются вопросы стилей, жанров, техник композиции в произведениях, ставших знаковыми в избранном периоде времени и малоизвестных студентам на начальном этапе обучения. В лекциях затрагиваются ключевые культурологические темы — авангардизм, постмодернизм, интертекстуальность и другие; наряду с изученными сегодня техниками (серийностью, сериальностью, пуантилизмом, алеаторикой) рассматриваются менее известные (формализованная музыка, спектральная музыка). Лекции предваряют для первокурсников специальные историко-теоретические дисциплины, на начальном этапе обучения погружая их в непростую ситуацию современной музыки. Они могут быть использованы как педагогами, ведущими спецкурс «Современная музыка», так и всеми, кто так или иначе соприкасается в преподавании с композиторским творчеством ХХ–XХI веков.

От авторов

Учебное пособие «Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну» построено в виде лекций для дисциплины «Современная музыка», которая преподается на первом курсе консерваторий у музыковедов и композиторов. Цель пособия — на раннем этапе обучения приобщить студентов к актуальным проблемам музыки ХХ века. В его основу легла тематика, составившая содержание курса профессора Г.В. Григорьевой, созданного ею в 1981 году и читавшегося в Московской консерватории до 2008 года. С этого времени курс перешел к доценту М. С. Высоцкой, кардинально обновившей музыкальный материал и тематику лекций, которые приобрели статус авторских. В ее изложении лекции и составили содержание пособия, проблематика которого отражает основные категории музыки ушедшего столетия — стиль, жанры, техники композиции в их сложном взаимодействии и новом наполнении. Это связано с радикально изменившейся парадигмой искусства ушедшего века от его начала к концу: именно поэтому пособие в предлагаемом варианте имеет подзаголовок «от авангарда к постмодерну».
Построенный исторически, курс в некоторых темах намеренно нарушает хронологию, чтобы подчеркнуть сходство эстетических устремлений, технологических новаций, стилистических поисков отечественных и зарубежных композиторов. Историзм курс— в его опоре на периодизацию, принятую в нашей музыковедческой науке и отраженную в терминах Ю. Н. Холопова «авангард I» (1910-1920-е годы) и «авангард II» (1950-1960-е годы), объединивших сходные новации как в отечественной музыке, так и в мировом музыкальном искусстве.
При структурировании курса неизбежно возникли некоторые сложности в причислении того или иного композитора к музыке отечественной или зарубежной (например, А. Пярта и В. Сильвестрова, творческий путь которых начинался еще в советских республиках, но продолжился уже за их пределами; краткие биографические справки уточняют эти обстоятельства).
Авторы отдают себе отчет в том, что трактовка некоторых терминов — таких, как авангард, интертекстуальность, постмодернизм — достаточно дискуссионна, однако и сами по себе эти термины на сегодняшний день допускают неоднозначность толкований. Внушительные списки отечественной и зарубежной литературы, в том числе самой последней, служат опорой в трактовке новых понятий искусства ХХ века в заявленном ракурсе «от авангарда к постмодерну», до сих пор не разработанном сколько-нибудь последовательно и целостно. Пособие по мере возможностей предпринимает такую попытку в рамках годичного учебного курса.
Музыкальные иллюстрации построены на знаковых произведениях музыки ХХ века. В ряду авторов — не только те, кто прочно завоевал позиции ведущих представителей музыки ушедшего столетия, но и те, кто к настоящему времени определяют основные тенденции композиторского творчества.
Лекции включают краткое изложение сути обозначенной проблемы, биографические сведения о композиторах (за исключением фигур, достаточно подробно освещенных в музыковедческой литературе — Шёнберга, Берга, Веберна, Стравинского, Бартока) и аналитические очерки о музыкальных произведениях (с нотными примерами); списки литературы представлены по темам. Курсивом в названиях лекций обозначены те произведения, которые могут использоваться в качестве дополнения или замены анализируемых сочинений. В ходе занятий предполагается прослушивание записей, целиком или во фрагментах, на усмотрение педагога. Желательны также обсуждения со студентами материала лекций и музыки.
Основные, крупные «блоки» лекционного курса таковы:
Введение в музыку ХХ века
Экспрессионизм и новые техники ХХ века
Русский авангард начала ХХ века и новые техники
Интертекстуальные тенденции
Фольклор и музыка ХХ века
Музыкальный авангард II
Американский минимализм
Отечественная музыка второй половины ХХ века
Тематические разделы не равны. по масштабу (например, «Американский минимализм» представлен только одной лекцией, в то время как раздел «Музыкальный авангард II» содержит 14 лекций), что объясняется значимостью той или иной проблематики в музыке ХХ века.
Переводы с иностранных языков, в которых не указан переводчик, выполнены М. С. Высоцкой, Система библиографических ссылок, принятая в пособии, ориентирована на списки литературы, помещенные в конце разделов. В постраничных сносках указываются: фамилия автора, сокращенное название работы и номер страницы, либо ключевое слово названия и номер страниц.
Авторы надеются, что материал пособия будет полезен не только ведущим курс «Современная музыка», но и тем, кто так или иначе соприкасается с музыкой ХХ века, в ее движении от авангарда к постмодерну.
Выражаем благодарность принявшим участие в обсуждении пособия доктору искусствоведения, заведующему кафедрой теории музыки Московской консерватории профессору А. С. Соколову, кандидату искусствоведения, доценту кафедры теории музыки Московской консерватории Г. И. Лыжову, заведующему: кафедрой современной музыки Московской консерватории профессору В. Г. Тарнопольскому, рецензенту — доктору искусствоведения, заведующему Отделом современных проблем музыкального искусства Государственного института искусствознания Л. О. Акопяну, а также сотрудникам Научно-издательского центра «Московская консерватория» (Н. О. Власовой, Г.А. Моисееву, Е. А. Лариной, С.М. Мовчану) за высказанные рекомендации и поддержку.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу