Название: Серебряный колокольчик. Программа коллективного музицирования.
Автор: Голубева Наталья Викторовна
СКАЧАТЬ
Издательство: Вектор Бук, г. Тюмень
Год издания: 2008
От автора
В программе «Серебряный колокольчик» в рамках лечебной педагогики рас-
сматривается подход к проблеме общего и музыкального развития, сохранения
здоровья детей средствами элементарной инструментальной игры, а также уп-
ражнений и игр с инструментами. В первом разделе изложены методические
основы программы, ее принципы, цели. Составлена характеристика тем курса
обучения, указаны возможные факторы риска при обращении с музыкальными и
ритмическими инструментами. Разработаны критерии оценки эффективности про-
граммы, определены — предполагаемые результаты. Автор счел интересным
поделиться опытом по одному из возможных вариантов сенсомоторного развития
детей средствами инструментальной игры, а также упражнений и игр с инструмен-
тами. В работе предложены разнообразные формы работы с родителями,
составлен словарь специальных терминов.
Во втором разделе (Приложение) основное внимание уделено раскрытию
тем, направленных на музыкальное, эмоциональное, двигательное, речевое раз-
витие и их практическому освоению.
Введение
Данная программа предназначена для детей дошкольного и младшего
школьного возраста с особенностями развития, здоровья и является одной из со-
ставляющих комплекса лечебной педагогики в условиях детского образовательно-
оздоровительного учреждения. Актуальность программы обусповлена возможно-
стью предоставления детям условий для удовлетворения их разнообразных
интересов, склонностей, развития творческих способностей. Рассматривается но-
вый подход к работе с детьми в сфере элементарной музыки, в частности,
оркестровому музицированию и играм с инструментами.
Игра на музыкальных инструментах представляет собой действенное психо-
коррекционное средство, направленное на стабилизацию эмоционального
состояния, нормализацию нарушенного биоритма, развитие мелкой моторики,
коммуникативных способностей и др. В групповой игре на музыкальных и ритми-
ческих инструментах реализуются творческие возможности каждого ребенка,
независимо от уровня общего развития, музыкальных способностей.
Элементарному музицированию по своей эмоциональности, богатству фан-
тазии, творческому многообразию, выбору инструментов — нет равноценной
замены. К. Орф пишет, что «...элементарное — это изначальное, но вовсе не при-
митивное; что элементарная музыка в простой форме может передавать
«высокое» и «значительное» и, само собой разумеется, не является искусством
второго ранга; что она содержит в себе то, что ведет к более сложному; что она
опирается на национально-народные истоки, музыкальные и речевые...».
Успехи ребенка в области элементарной инструментальной импровизации
обусповливаются соответствующим выбором инструментов с учетом индивиду-
альных, психических и соматических возможностей каждого. Детям, имеющим
особенности развития (речевые и поведенческие нарушения, двигательную огра-
ниченность, личностные проблемы, хронические заболевания и др.),
коллективное музицирование помогает стабилизировать положительный эмоцио-
нальный фон, преодолеть в себе комплексы, неуверенность, приобрести
социальный опыт, реализовать свои творческие способности. Через использова-
ние фольклорного репертуара, небольших пьес современных авторов у ребенка
развивается нравственный и духовный потенциал, художественный вкус.
СКАЧАТЬ
Автор: Голубева Наталья Викторовна
СКАЧАТЬ
Издательство: Вектор Бук, г. Тюмень
Год издания: 2008
Программа является практическим руководством по применению элементарных музыкальных инструментов в сфере музыкального воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения эмоционального, двигательного, речевого и коммуникативного развития.
Издание адресуется учителям музыки, музыкальным воспитателям, педагогам дополнительного образования, студентам музыкальных факультетов педагогических вузов, а также родителям. Данный опыт работы может представлять интерес для широкого круга специалистов в области логопедии, социологии и психологии.
Программа может быть реализована в сфере общего, специального и дополнительного образования, Центрах эстетического развития, детских оздоровительных лагерях.
СКАЧАТЬ
От автора
В программе «Серебряный колокольчик» в рамках лечебной педагогики рас-
сматривается подход к проблеме общего и музыкального развития, сохранения
здоровья детей средствами элементарной инструментальной игры, а также уп-
ражнений и игр с инструментами. В первом разделе изложены методические
основы программы, ее принципы, цели. Составлена характеристика тем курса
обучения, указаны возможные факторы риска при обращении с музыкальными и
ритмическими инструментами. Разработаны критерии оценки эффективности про-
граммы, определены — предполагаемые результаты. Автор счел интересным
поделиться опытом по одному из возможных вариантов сенсомоторного развития
детей средствами инструментальной игры, а также упражнений и игр с инструмен-
тами. В работе предложены разнообразные формы работы с родителями,
составлен словарь специальных терминов.
Во втором разделе (Приложение) основное внимание уделено раскрытию
тем, направленных на музыкальное, эмоциональное, двигательное, речевое раз-
витие и их практическому освоению.
Введение
Данная программа предназначена для детей дошкольного и младшего
школьного возраста с особенностями развития, здоровья и является одной из со-
ставляющих комплекса лечебной педагогики в условиях детского образовательно-
оздоровительного учреждения. Актуальность программы обусповлена возможно-
стью предоставления детям условий для удовлетворения их разнообразных
интересов, склонностей, развития творческих способностей. Рассматривается но-
вый подход к работе с детьми в сфере элементарной музыки, в частности,
оркестровому музицированию и играм с инструментами.
Игра на музыкальных инструментах представляет собой действенное психо-
коррекционное средство, направленное на стабилизацию эмоционального
состояния, нормализацию нарушенного биоритма, развитие мелкой моторики,
коммуникативных способностей и др. В групповой игре на музыкальных и ритми-
ческих инструментах реализуются творческие возможности каждого ребенка,
независимо от уровня общего развития, музыкальных способностей.
Элементарному музицированию по своей эмоциональности, богатству фан-
тазии, творческому многообразию, выбору инструментов — нет равноценной
замены. К. Орф пишет, что «...элементарное — это изначальное, но вовсе не при-
митивное; что элементарная музыка в простой форме может передавать
«высокое» и «значительное» и, само собой разумеется, не является искусством
второго ранга; что она содержит в себе то, что ведет к более сложному; что она
опирается на национально-народные истоки, музыкальные и речевые...».
Успехи ребенка в области элементарной инструментальной импровизации
обусповливаются соответствующим выбором инструментов с учетом индивиду-
альных, психических и соматических возможностей каждого. Детям, имеющим
особенности развития (речевые и поведенческие нарушения, двигательную огра-
ниченность, личностные проблемы, хронические заболевания и др.),
коллективное музицирование помогает стабилизировать положительный эмоцио-
нальный фон, преодолеть в себе комплексы, неуверенность, приобрести
социальный опыт, реализовать свои творческие способности. Через использова-
ние фольклорного репертуара, небольших пьес современных авторов у ребенка
развивается нравственный и духовный потенциал, художественный вкус.
СКАЧАТЬ