Название: Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе
Автор: Алиев Юлий Багирович
Издательство: НПО «МОДЭК», г. Воронеж
Год издания: 1998
Скачать
ботанного в советские годы потеряло свою актуальность в
связи с изменившейся социальной обстановкой. И потому
сегодня назрела необходимость переплавить уже известные
методические принципы и подходы к музыкальному воспи-
танию для современных условий развития общества и госу-
дарства.
Вот почему в пособии много внимания уделяется тому,
что именно надо делать сегодня, приобщая детей к музы-
кальному искусству.
Несколько слов о различных подходах к самому жанру
методического пособия. И сегодня очень нужны книги, по-
следовательно раскрывающие специфику работы с детьми
по видам музыкальной деятельности. Достаточно натерпе-
лись музыкальные руководители детских садов и учителя-
практики, когда в известные годы их призывали опираться
в работе лишь на учебные темы определенной программы
по музыке. А разнообразные и непохожие по механизмам
своего развития виды деятельности — слушание, пение,
игра на музыкальных инструментах, движение под музы-
ку, импровизация — все те, что требовали особых методов
подхода и определенной последовательности в освоении, —
трактовались в угоду «вождю-демиургу», автору типовой
программы, как «единая музыкальная деятельность».
[х.
Результаты этого пресловутого «единства» и «целостно-
сти» заметно и весьма отрицательно отражаются и сегодня
на процессах приобщения детей к музыке и прежде всего к
активному в ней участию — пению <хоровому, ансамбле-
вому и сольному).
Так что, повторим, — пособия, раскрывающие вопросы
музыкальной работы с детьми по видам деятельности, ко-
нечно же нужны. Кстати, они сегодня есть: по этим книгам
приобщаются к методике музыкальной работы учащиеся
педагогических училищ, студенты музыкально-педагоги-
ческих факультетов педвузов.
Однако при написании настоящей книги стояли несколь-
ко иные задачи: во-первых, как уже говорилось, необходи-
мо было раскрыть актуальные сегодня вопросы музыкаль-
ного воспитания детей, во-вторых, остановиться прежде
всего на проблемах музыкальной работы и в-третьих, дать
студентам и педагогам, уже работающим в детском саду и
школе, но не имеющим специального образования, пищу
для размышлений в плане познания основ современной ме-
тодики музыкального воспитания детей.
Таким образом, все педагогические размышления автора
обильно рассыпанные по страницам книги, следует тракто-
вать как мысли прежде всего учителя-практика, имеющего
немалый (более 40 лет) опыт музыкальной работы с детьми
в различных образовательно-воспитательных учрежде-
НИЯХ.
В книге несколько нарушена «чистота жанра» методиче-
ского пособия. В обычных «Методиках» как правило более
менее кратко сообщается о целях, задачах и проблемах
становления музыкальной культуры ребенка. А весь даль-
нейший материал раскрывает практические вопросы музы-
кальной работы: с детьми: формы, методы, приемы и сред-
ства.
В нашем же пособии все несколько иначе. Хотя здесь
имеется и описание методических приемов, и анализ музы-
кальных праздников в детском саду и школе,— все как
обычно, но есть и не совсем обычное. Например, материал
о музыкальной субкультуре детей, о детских «страшил-
ках», связанных с музыкой, освещаются вопросы типа —
«Зачем тебе музыка, дошкольник? Что отличает комплек-
5
сное музыкальное занятие от доминантного? Что вам изне-
стно о музыкальном аспекте вальдорфской педагогики или
концепции музыкального образования шестилеток, разра-
ботанной проф. Н.А.Ветлугиной”».
Своеобразно освещены и вопросы музыкального воспи-
тания детей в школьные годы: так, после параграфа о воз-
можных преемственных связях музыкального воспитания
в детском саду и школе, в пособии помещен материал о
рекомендуемом примерном содержании музыкального 0б-
разования младших школьников. На основе этого материа-
ла школьный учитель музыки вполне способен составить
собственную авторскую школьную программу музыкаль-
ного образования учащихся 1—3-х классов.
Методические основы музыкальной работы с младшими
школьниками тезисно освещаются в разделах, раскрынаю-
щих содержание музыкального воспитания в первом, вто-
ром и третьем классах.
Кроме того, в книге представлен большой раздел —
«Учимся на чужом опыте, или Наглядная методика музы-
кального воспитания младших классов». В нем описывается
целый рад проблемных педагогических ситуаций, возни-
кавших на уроках музыки, а также методический коммен-
тарий к ним или задание читателю — разрешить описан-
ную конфликтную ситуацию.
Такой наглядный подход, как показывает опыт работы
автора с учителями музыки, активизирует педагогическое
творчество, способствует лучшему запоминанию методи-
ческих средств и приемов, вооружает педагога знанием ре-
альных трудностей и проблем, возникающих на уроках.
Каждый из разделов содержит афоризм-эпиграф, начи-
наясь с него. В нем так или иначе раскрывается существо
освещаемых далее вопросов. При создании книги казалось,
что остро высказанная известным человеком мысль может
способствовать пробуждению ответного мыследействия чи-
тателя. Хочется верить, что подобный авторский прием не
будет чересчур раздражать читателя.
И еще один вопрос. Известно, какой «репертуарный го-
лод» испытывают сегодня воспитатели и музыкальные ру-
ководители детских садов, учителя музыки. Пособие в оп-
ределенной мере этот «голод» удовлетворяет, так как в нем
помещен ряд интересных песен. Они прошли апробацию в
личном опыте автора, а также в опыте работавших с ним в
Одной «педагогической связке» музыкальных руководите-
лей и школьных учителей музыки, таких как А.Грудниц-
кая, Л.Алексанова, Б.Рачина, С.Старобинский. Спасибо
им!
Конечно же, трудно (а, быть может, и попросту невоз-
можно!) одному человеку выстроить целостную систему
музыкального воспитания и образования детей. И потому,
естественно, в ходе работы мы широко пользовались публи-
кациями в журналах «Дошкольное воспитание», «Началь-
ная школа», «Музыка в школе» и «Искусство в школе»,
опирались на опыт таких методистов, музыкальных руко-
водителей и учителей, как О.Апраксина, Н.Ветлугина,
Л.Алексанова, В.Загвозэдкин, Е.Николаева, И.Маковей,
О.Радынова, В.Петрова, Е.Соловьева, Т.Хорошилова,
Е.Царькова.
Таким образом, как видим, предлагаемое пособие созда-
но не взамен уже существующим «Методикам», а как бы в
дополнение к ним. Его своеобразие состоит прежде всего в
том, что оно нацелено на освещение проблемных вопросов
современной практики музыкальной работы в детском саду
и начальных классах общеобразовательной школы.
Если ты учишь, старайся быть кратким,
Чтоб разум послушный тотчас понял слова
И хранил бы их в памяти верно!
Все, что излишне, хранить понятие наше не может.
Этими словами Горация хотелось бы закончить эту, не-
сколько затянувшуюся, преамбулу.
Ю.Б. Алиев,
доктор пед.наук, профессор,
действительный член Академии педагогических
и социальных наук
Август 1997. г.
Лазбел 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ
Музыка способна оказывать известное воз-
действие на этическую сторону души; и раз
музыка обладает такими свойствами, то, оне-
видно, она должна быть включена в число пред-
метов воспитания молодежи.
Аристотель.
Нормальная схема музыкального воспита-
ния — образование склонности к музыке по-
средством привычки к ней в дошкольном возра-
сте (музыкальная среда, ритмическая гимна-
стика и пение с хороводами) и обучение техни-
ке игры в школьном возрасте (лучше всего в
начале этого возраста по причине гибкости ор-
ганов ребенка).
П.П.Блонский.
т. Концепция музыкального
воспитания детей
Принципиальная перестройка жизни нашего общества
на базе современных экономических, социальных и по-
литических факторов, подвергающихся коренным измене-
ниям, со всей необходимостью обусловливает возрастание
роли музыкального образования детей как важного элемен-
та саморазвития их личной художественной культуры.
Музыкальное образование воспитанников детских садов
и младших школьников призвано целенаправленно реали-
зовать на музыкальных занятиях и уроках музыки процесс
развития у детей способности чувствовать, понимать, лю-
бить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.
Когда великие говорили, что театр превращает толпу в
народ, то тем самым определялось высокое назначение ху-
дожественного творчества. Создать народ — это поистине
великая миссия искусства.
Сборники
Книги музыкальных руководителей
Автор: Алиев Юлий Багирович
Издательство: НПО «МОДЭК», г. Воронеж
Год издания: 1998
Скачать
«Методика музыкального воспитания детей - от детского сада к начальной школе...». Подобное название не совсем привычно для заголовка методического пособия.
Мы приучены к тому, что методические публикации по музыкальному воспитанию дошкольников — это особый круг книг, сборников и статей: со своими особыми постулатами и принципами, собственным сленгом («подготовительная группа», «музработник», «сенсорное воспитание»), репертуаром и излюбленными темами.
То же и у школьных учителей-музыкантов: в «методиках» они ищут решения собственных специфических проблем, находят свой круг приемов и средств, используя имеющиеся в публикациях своеобычные поурочные разработки...
До сей поры нам не приходилось знакомиться с пособиями, в которых бы рассматривались общие вопросы музыкального детства ребенка, вне зависимости от того, воспитанник ли он детского сада или младший школьник.
Скачать
Вместе с тем, и это не следует забывать, многое из нара-Мы приучены к тому, что методические публикации по музыкальному воспитанию дошкольников — это особый круг книг, сборников и статей: со своими особыми постулатами и принципами, собственным сленгом («подготовительная группа», «музработник», «сенсорное воспитание»), репертуаром и излюбленными темами.
То же и у школьных учителей-музыкантов: в «методиках» они ищут решения собственных специфических проблем, находят свой круг приемов и средств, используя имеющиеся в публикациях своеобычные поурочные разработки...
До сей поры нам не приходилось знакомиться с пособиями, в которых бы рассматривались общие вопросы музыкального детства ребенка, вне зависимости от того, воспитанник ли он детского сада или младший школьник.
Скачать
ботанного в советские годы потеряло свою актуальность в
связи с изменившейся социальной обстановкой. И потому
сегодня назрела необходимость переплавить уже известные
методические принципы и подходы к музыкальному воспи-
танию для современных условий развития общества и госу-
дарства.
Вот почему в пособии много внимания уделяется тому,
что именно надо делать сегодня, приобщая детей к музы-
кальному искусству.
Несколько слов о различных подходах к самому жанру
методического пособия. И сегодня очень нужны книги, по-
следовательно раскрывающие специфику работы с детьми
по видам музыкальной деятельности. Достаточно натерпе-
лись музыкальные руководители детских садов и учителя-
практики, когда в известные годы их призывали опираться
в работе лишь на учебные темы определенной программы
по музыке. А разнообразные и непохожие по механизмам
своего развития виды деятельности — слушание, пение,
игра на музыкальных инструментах, движение под музы-
ку, импровизация — все те, что требовали особых методов
подхода и определенной последовательности в освоении, —
трактовались в угоду «вождю-демиургу», автору типовой
программы, как «единая музыкальная деятельность».
[х.
Результаты этого пресловутого «единства» и «целостно-
сти» заметно и весьма отрицательно отражаются и сегодня
на процессах приобщения детей к музыке и прежде всего к
активному в ней участию — пению <хоровому, ансамбле-
вому и сольному).
Так что, повторим, — пособия, раскрывающие вопросы
музыкальной работы с детьми по видам деятельности, ко-
нечно же нужны. Кстати, они сегодня есть: по этим книгам
приобщаются к методике музыкальной работы учащиеся
педагогических училищ, студенты музыкально-педагоги-
ческих факультетов педвузов.
Однако при написании настоящей книги стояли несколь-
ко иные задачи: во-первых, как уже говорилось, необходи-
мо было раскрыть актуальные сегодня вопросы музыкаль-
ного воспитания детей, во-вторых, остановиться прежде
всего на проблемах музыкальной работы и в-третьих, дать
студентам и педагогам, уже работающим в детском саду и
школе, но не имеющим специального образования, пищу
для размышлений в плане познания основ современной ме-
тодики музыкального воспитания детей.
Таким образом, все педагогические размышления автора
обильно рассыпанные по страницам книги, следует тракто-
вать как мысли прежде всего учителя-практика, имеющего
немалый (более 40 лет) опыт музыкальной работы с детьми
в различных образовательно-воспитательных учрежде-
НИЯХ.
В книге несколько нарушена «чистота жанра» методиче-
ского пособия. В обычных «Методиках» как правило более
менее кратко сообщается о целях, задачах и проблемах
становления музыкальной культуры ребенка. А весь даль-
нейший материал раскрывает практические вопросы музы-
кальной работы: с детьми: формы, методы, приемы и сред-
ства.
В нашем же пособии все несколько иначе. Хотя здесь
имеется и описание методических приемов, и анализ музы-
кальных праздников в детском саду и школе,— все как
обычно, но есть и не совсем обычное. Например, материал
о музыкальной субкультуре детей, о детских «страшил-
ках», связанных с музыкой, освещаются вопросы типа —
«Зачем тебе музыка, дошкольник? Что отличает комплек-
5
сное музыкальное занятие от доминантного? Что вам изне-
стно о музыкальном аспекте вальдорфской педагогики или
концепции музыкального образования шестилеток, разра-
ботанной проф. Н.А.Ветлугиной”».
Своеобразно освещены и вопросы музыкального воспи-
тания детей в школьные годы: так, после параграфа о воз-
можных преемственных связях музыкального воспитания
в детском саду и школе, в пособии помещен материал о
рекомендуемом примерном содержании музыкального 0б-
разования младших школьников. На основе этого материа-
ла школьный учитель музыки вполне способен составить
собственную авторскую школьную программу музыкаль-
ного образования учащихся 1—3-х классов.
Методические основы музыкальной работы с младшими
школьниками тезисно освещаются в разделах, раскрынаю-
щих содержание музыкального воспитания в первом, вто-
ром и третьем классах.
Кроме того, в книге представлен большой раздел —
«Учимся на чужом опыте, или Наглядная методика музы-
кального воспитания младших классов». В нем описывается
целый рад проблемных педагогических ситуаций, возни-
кавших на уроках музыки, а также методический коммен-
тарий к ним или задание читателю — разрешить описан-
ную конфликтную ситуацию.
Такой наглядный подход, как показывает опыт работы
автора с учителями музыки, активизирует педагогическое
творчество, способствует лучшему запоминанию методи-
ческих средств и приемов, вооружает педагога знанием ре-
альных трудностей и проблем, возникающих на уроках.
Каждый из разделов содержит афоризм-эпиграф, начи-
наясь с него. В нем так или иначе раскрывается существо
освещаемых далее вопросов. При создании книги казалось,
что остро высказанная известным человеком мысль может
способствовать пробуждению ответного мыследействия чи-
тателя. Хочется верить, что подобный авторский прием не
будет чересчур раздражать читателя.
И еще один вопрос. Известно, какой «репертуарный го-
лод» испытывают сегодня воспитатели и музыкальные ру-
ководители детских садов, учителя музыки. Пособие в оп-
ределенной мере этот «голод» удовлетворяет, так как в нем
помещен ряд интересных песен. Они прошли апробацию в
личном опыте автора, а также в опыте работавших с ним в
Одной «педагогической связке» музыкальных руководите-
лей и школьных учителей музыки, таких как А.Грудниц-
кая, Л.Алексанова, Б.Рачина, С.Старобинский. Спасибо
им!
Конечно же, трудно (а, быть может, и попросту невоз-
можно!) одному человеку выстроить целостную систему
музыкального воспитания и образования детей. И потому,
естественно, в ходе работы мы широко пользовались публи-
кациями в журналах «Дошкольное воспитание», «Началь-
ная школа», «Музыка в школе» и «Искусство в школе»,
опирались на опыт таких методистов, музыкальных руко-
водителей и учителей, как О.Апраксина, Н.Ветлугина,
Л.Алексанова, В.Загвозэдкин, Е.Николаева, И.Маковей,
О.Радынова, В.Петрова, Е.Соловьева, Т.Хорошилова,
Е.Царькова.
Таким образом, как видим, предлагаемое пособие созда-
но не взамен уже существующим «Методикам», а как бы в
дополнение к ним. Его своеобразие состоит прежде всего в
том, что оно нацелено на освещение проблемных вопросов
современной практики музыкальной работы в детском саду
и начальных классах общеобразовательной школы.
Если ты учишь, старайся быть кратким,
Чтоб разум послушный тотчас понял слова
И хранил бы их в памяти верно!
Все, что излишне, хранить понятие наше не может.
Этими словами Горация хотелось бы закончить эту, не-
сколько затянувшуюся, преамбулу.
Ю.Б. Алиев,
доктор пед.наук, профессор,
действительный член Академии педагогических
и социальных наук
Август 1997. г.
Лазбел 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ
Музыка способна оказывать известное воз-
действие на этическую сторону души; и раз
музыка обладает такими свойствами, то, оне-
видно, она должна быть включена в число пред-
метов воспитания молодежи.
Аристотель.
Нормальная схема музыкального воспита-
ния — образование склонности к музыке по-
средством привычки к ней в дошкольном возра-
сте (музыкальная среда, ритмическая гимна-
стика и пение с хороводами) и обучение техни-
ке игры в школьном возрасте (лучше всего в
начале этого возраста по причине гибкости ор-
ганов ребенка).
П.П.Блонский.
т. Концепция музыкального
воспитания детей
Принципиальная перестройка жизни нашего общества
на базе современных экономических, социальных и по-
литических факторов, подвергающихся коренным измене-
ниям, со всей необходимостью обусловливает возрастание
роли музыкального образования детей как важного элемен-
та саморазвития их личной художественной культуры.
Музыкальное образование воспитанников детских садов
и младших школьников призвано целенаправленно реали-
зовать на музыкальных занятиях и уроках музыки процесс
развития у детей способности чувствовать, понимать, лю-
бить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.
Когда великие говорили, что театр превращает толпу в
народ, то тем самым определялось высокое назначение ху-
дожественного творчества. Создать народ — это поистине
великая миссия искусства.
Сборники
Книги музыкальных руководителей
Вложения
Последнее редактирование модератором: