Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Методика обучения элементарной теории музыки. Шайхутдинова

Название: Методика обучения элементарной теории музыки

Автор: Шайхутдинова Дамира Ильдаровна


Методика обучения элементарной теории музыки. Шайхутдинова.png


Скачать

Издательство: Феникс, г. Ростов-на-Дону

Год издания: 2009


Настоящая публикация представляет собой методическое сопровождение к учебному пособию «Краткий курс элементарной теории музыки».

В своих методических рекомендациях автор дает разработки тематических блоков и модульных уроков, раскрывающих способы организации самостоятельной практической деятельности учеников в атмосфере увлеченно-эмоционального отношения к процессу познания.

Книга адресована педагогам ДМШ, методистам, а также студентам музыкальных учебных заведений.


Скачать

Из выступления официального оппонента,
доктора педагогических наук,

профессора С. М. Каргапольцева

на защите диссертации:

..Мне хотелось бы отметить то положительное, что характеризует и автора, и его
работу, поскольку в контексте жизни эти две вещи неразделимы. Прежде всего, это
научная смелость, ибо и программные документы, и методические инструкции к ним
не рекомендуют использовать инструментально-голосовой параллелизм на уроках
сольфеджио. Вместе с тем, наш соискатель усомнился и доказал правильность своего
подхода, и тем самым тот камень, который, если не отвергли строители, но, может
быть, не совсем заметили, был поставлен совершенно обоснованно во главу угла ее
работы.

Следующий момент, который я хотел бы отметить, это научная прогностичность
работы Д. И. Шайхутдиновой, ее большой эвристический потенциал, прежде всего, в
свете положения И. М. Сеченова, который говорил: «То, к чему способна человечес-
кая мышца, никто еще не определил». Речь идет об активно-деятельностном присво-
ении человеком своей предметной сущности. Здесь эвристический потенциал данной
работы, мне кажется, может разворачиваться в двух направлениях: с одной сторо-
ны, — в плане обоснования целостности образовательного процесса не только в том
смысле, что надо соблюдать его необходимую этапность, но и в цпелостном подходе
вообще к субъекту образования, к ребенку, вообще к человеку как духовно-телесному
единству. А с другой стороны — это актуализация исследований психологов о том, что
мы не воспринимаем окружающий мир и в том числе предметные области отдельно
зрением, слухом и другими рецепторами, но все располагается в системе анализато-
ров, по Б. Г. Ананьеву. Согласно положению гениального Л. М. Веккера, в основе
психических образов любой модальности лежат тактильные ощущения, и эта систем-
ность анализаторов исходит от тактильности и выходит на уровень зрения как выс-
шей формы восприятия (но даже и зрение И. М. Сеченов называет «щупалами»).
А вот то, что предлагает уважаемая Дамира Ильдаровна, имеет большую прогностику
в музыкальном образовании или, может быть, в сфере развития человеческих способ-
ностей, так как раскрывает подходы к механизму развития этих способностей.

Здесь я хотел бы остановиться на вопросе вокального развития детей. В свое время
К. Д. Ушинский говорил: «Запоет школа — запоет весь народ», а раз школа не поет,
то и участники «Фабрики звезд», особенно на уровне отбора, нечисто интонируют. Мо-
жет быть потому, что у нас практикуется связочное развитие звуковысотного слуха,
Н Методика обучения элементарной теории музыки

когда речь, по логике, должна идти о комплексе «речевые связки — рука», «речевые
связки — пальцевость». Как показывает ее исследование, можно говорить о том, что в
основе звуковысотного развития, очевидно, должно лежать формирование внутренней
настроенной клавиатуры, и вот только в этом комплексе мы можем добиваться поло-
жительного результата...

Я хотел бы также отметить научное обаяние этой работы, я говорю об этом совер-
шенно не кривя душой, потому что одной стороной она стоит на основе большой и
умной педагогической практики, — можно сто лет работать в школе, и если у тебя нет
вот этой научной мысли и пытливости, то ничего там не заметишь, не найдешь; и
второй стороной она, конечно, проистекает из души, из сердца нашего соискателя, —
наверное потому эта работа и получилась такой хорошей...


Скачать
 
Последнее редактирование:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу