Иофис Б.Р. Музыкальная литература. Примерная программа и методические рекомендации. 2004 год
дисциплин в учебных планах детских музыкальных шкоп и шкоп искусств.
определяющих своеобразие и универсальность стечественной системы
музыкального образования. Этот предмет как учебный курс прошел длительный путь
развития с середины 30-х годов до наших дней и потому в достаточном объеме
обеспечен методическими и учебными материалами. Однако высокая динамика
перемен в общественной жизни, характерная для современного мира, делает
необходимым обновление и совершенствование форм и содержания учебного
процесса с тем, чтобы содержание образования в области музыкального искусства
продолжало соответствовать стоящим перед ней задачам.
Современная социально-экономическая ситуация определила возникновение
трех групп проблем. Первая из них связана с большой занятостью родителей, в
результате чего потребность в общении со взрослыми - самая ранняя из социальных
потребностей ребенка - остается неудовлетворенной. Вследствие этого школьники
могут испытывать психическое и психологическое напряжение, становиться
зажатыми, а это, в свою очередь, приводит к уому, что нарушаются их контакты сс
сверстниками, создаются предпосылки для формирования заниженной самооценки,
ущербной социальной позиции, возникают определенные трудности в учебной
деятельности.
Вторая проблема - общее ухудшение состояния здоровья детей, в тэм числе,
рост числа психофизических нарушений. Для школьников с ослабленным здоровьем
характерны быстрая утомляемость, рассеянность, несбалансированность процессов
возбуждения и торможения, что негативно влияет на учебный процесс
Третья проблема - информационная перегруженность современного человека,
от которой прежде всего страдают школьники. Одно из проявлений этого -
превращение музыки в фоновый информационный поток. Бессистемность,
хастичносте и поверхностность впечатлений, жакровое и стилевое однообразие
звучащего фона не способствуют развитию музыкальности детей и формированию у
них адекватной шкалы ценностей
Осознание пепагогической общественностью отмеченных негативных
тенденций и обусловливает стремление к реальному, а не декларативному
признанию равноправия элементов образовательной триады: обучения, воспитания
и развития.
Таким образом, процесс обновления программ дпя детских шкоп искусств как
особого вида образовательных учреждений дополнительного образования детей, в
том чисте, по предмету «Музыкальная литература» весьма актуален.
Б соответствии с действующими примерными учебными планами программа
рассчитана на четыре года обучения и предназначена для детей в возрасте от 16 лет.
В прецесс обучения поспедователено эключаются две возрастные группы: младшие
{10 - 12 ле? и старшие (12 - 15 лет).
Новизна данной программы заключается как в ее структуре, так и в
содержании. Во-первых, она может быть рассмотрена в качестве своего рода
«конструктора», из элементов которого преподаватели могут создавать собственные
программы.
Во-вторых, в программе последовательнс и в разных аспектах реализован
принцип вариативность. Списск музыкальных произведений, рекомендуемых для
освоения на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ), разделен на три части. В
основе этого разделения - принцип необходимости элементов. составляющих каждую
часть, и возможности их взаимозаменяемости.
В тематические планы и список музыкальных произведений включены
варианты региональных компонентоо, что позволяет адаптировать процесс обучения
к культурно-этническим особенностям различных субъектов Российской Федерации:
имеются в виду не только национально-территориальные образования, но и
связанное с геополитическим фактором многообразие русской культуры.
В программе впервые реализованы новые возможности, связанные с
включением в учебные планы ЯМШ (ДШИ) предмета «Слушание музыки» в мпадших
классах.
Цель обучения в детской музыкальной школе (школе искусств)- формирование
музыкальной культуры детей как части их духовной культуры. Соответственно, цель
предмета «Музькальная литература» - формирование у детей основ культуры
слушания музыки.
Слушание (наряду с исполнением и сочинением} является одной из основных
форм деятельности, реально обеспечивающей существование музыки как вида
искусства. Освоениа этих видов деятельности осуществляется в процессе обучения,
воспитания и развития учащихся в ДМШ и ДШИ. Занимаясь под руководством
прелолавателей, дети готовятся к тому, чтобы впоследствии реализовать себя в этой
области самостоятельно, активно и целенаправленно. Эти качества
обеспечиваются сформированными и развитыми в процессе обучения и воспитания
способностями и потребностями.
Возможности самореализации в исполнительской и композиторской
деятельности у каждого ученика в очень большой стенени зависят от
индивидуальных особенностей и нередко довольно ограничены. Тем не менее,
обучение в учреждениях дополнительного образования, реализующих
образовательные программы музыкального искусства, имеет смысл для любого
ребенка, поскольку деятельность слушателя доступна каждому при условии
овладения необходимым уровнем функциональной грамотности.
Функциональная грамотность, применительно к деятельности слушателя,
предполагает наличие у него комплекса знаний, умений, навыков и практического
опыта, позволяющего, во-первых, переживать музыку как лвижение «интонирусмых
смыслов» и, во-вторых, понимать содержание письменных и устных музыковедческих
текстов популяризаторской и дидактической направленности.
Для правильной постановки цели необходимо также принимать во вниманис
относительную возможность ее достижения, которая обусповлена рядом
объективных причин........
Скачать
Предмет «Музыкальная литература» является одной из обязательныхдисциплин в учебных планах детских музыкальных шкоп и шкоп искусств.
определяющих своеобразие и универсальность стечественной системы
музыкального образования. Этот предмет как учебный курс прошел длительный путь
развития с середины 30-х годов до наших дней и потому в достаточном объеме
обеспечен методическими и учебными материалами. Однако высокая динамика
перемен в общественной жизни, характерная для современного мира, делает
необходимым обновление и совершенствование форм и содержания учебного
процесса с тем, чтобы содержание образования в области музыкального искусства
продолжало соответствовать стоящим перед ней задачам.
Современная социально-экономическая ситуация определила возникновение
трех групп проблем. Первая из них связана с большой занятостью родителей, в
результате чего потребность в общении со взрослыми - самая ранняя из социальных
потребностей ребенка - остается неудовлетворенной. Вследствие этого школьники
могут испытывать психическое и психологическое напряжение, становиться
зажатыми, а это, в свою очередь, приводит к уому, что нарушаются их контакты сс
сверстниками, создаются предпосылки для формирования заниженной самооценки,
ущербной социальной позиции, возникают определенные трудности в учебной
деятельности.
Вторая проблема - общее ухудшение состояния здоровья детей, в тэм числе,
рост числа психофизических нарушений. Для школьников с ослабленным здоровьем
характерны быстрая утомляемость, рассеянность, несбалансированность процессов
возбуждения и торможения, что негативно влияет на учебный процесс
Третья проблема - информационная перегруженность современного человека,
от которой прежде всего страдают школьники. Одно из проявлений этого -
превращение музыки в фоновый информационный поток. Бессистемность,
хастичносте и поверхностность впечатлений, жакровое и стилевое однообразие
звучащего фона не способствуют развитию музыкальности детей и формированию у
них адекватной шкалы ценностей
Осознание пепагогической общественностью отмеченных негативных
тенденций и обусловливает стремление к реальному, а не декларативному
признанию равноправия элементов образовательной триады: обучения, воспитания
и развития.
Таким образом, процесс обновления программ дпя детских шкоп искусств как
особого вида образовательных учреждений дополнительного образования детей, в
том чисте, по предмету «Музыкальная литература» весьма актуален.
Б соответствии с действующими примерными учебными планами программа
рассчитана на четыре года обучения и предназначена для детей в возрасте от 16 лет.
В прецесс обучения поспедователено эключаются две возрастные группы: младшие
{10 - 12 ле? и старшие (12 - 15 лет).
Новизна данной программы заключается как в ее структуре, так и в
содержании. Во-первых, она может быть рассмотрена в качестве своего рода
«конструктора», из элементов которого преподаватели могут создавать собственные
программы.
Во-вторых, в программе последовательнс и в разных аспектах реализован
принцип вариативность. Списск музыкальных произведений, рекомендуемых для
освоения на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ), разделен на три части. В
основе этого разделения - принцип необходимости элементов. составляющих каждую
часть, и возможности их взаимозаменяемости.
В тематические планы и список музыкальных произведений включены
варианты региональных компонентоо, что позволяет адаптировать процесс обучения
к культурно-этническим особенностям различных субъектов Российской Федерации:
имеются в виду не только национально-территориальные образования, но и
связанное с геополитическим фактором многообразие русской культуры.
В программе впервые реализованы новые возможности, связанные с
включением в учебные планы ЯМШ (ДШИ) предмета «Слушание музыки» в мпадших
классах.
Цель обучения в детской музыкальной школе (школе искусств)- формирование
музыкальной культуры детей как части их духовной культуры. Соответственно, цель
предмета «Музькальная литература» - формирование у детей основ культуры
слушания музыки.
Слушание (наряду с исполнением и сочинением} является одной из основных
форм деятельности, реально обеспечивающей существование музыки как вида
искусства. Освоениа этих видов деятельности осуществляется в процессе обучения,
воспитания и развития учащихся в ДМШ и ДШИ. Занимаясь под руководством
прелолавателей, дети готовятся к тому, чтобы впоследствии реализовать себя в этой
области самостоятельно, активно и целенаправленно. Эти качества
обеспечиваются сформированными и развитыми в процессе обучения и воспитания
способностями и потребностями.
Возможности самореализации в исполнительской и композиторской
деятельности у каждого ученика в очень большой стенени зависят от
индивидуальных особенностей и нередко довольно ограничены. Тем не менее,
обучение в учреждениях дополнительного образования, реализующих
образовательные программы музыкального искусства, имеет смысл для любого
ребенка, поскольку деятельность слушателя доступна каждому при условии
овладения необходимым уровнем функциональной грамотности.
Функциональная грамотность, применительно к деятельности слушателя,
предполагает наличие у него комплекса знаний, умений, навыков и практического
опыта, позволяющего, во-первых, переживать музыку как лвижение «интонирусмых
смыслов» и, во-вторых, понимать содержание письменных и устных музыковедческих
текстов популяризаторской и дидактической направленности.
Для правильной постановки цели необходимо также принимать во вниманис
относительную возможность ее достижения, которая обусповлена рядом
объективных причин........