Название: Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. 2-й год обучения. Рабочая тетрадь.
Автор: Шорникова Мария Исааковна
Издательство: Феникс, г. Ростов-на-Дону
Год издания: 2015
Скачать
Рабочая тетрадь содержит практические задания по темам, изложенным в учебнике «Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки: 2-й год обучения». Эти задания разнообразны по формам: теоретические, практические, творческие, обобщающие, тестовые. В нее также включены дополнительные материалы, кроссворды. Все это расширяет кругозор учащихся, помогает в формировании собственного мнения о музыке и приучает к творческой работе.
Рабочая тетрадь точно соответствует содержанию учебника, для которого предназначена.
Скачать
ЗАНЯТИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ
Дорогой друг! Ты уже знаешь, что корни музыкаль-
ной культуры уходят в далекое прошлое. За тысячелетия ее существования появилось множество музыкальных инструментов, жанров музыкального искусства. В этих жанрах писали музыку замечательные композиторы. K XVII веку был уже накоплен огромный опыт в му-
зыке. Но этот векстал по-настоящему рубежным, открывающим новые пути для музыки.
• Что же является самым главным в этом веке?
• Объясни, что такое «полифония», как это слово переводится с греческого языка?
• В каких жанрах преобладал этот стиль музыки?
• Как называется стиль, в котором ведущее значение име-
ет только один голос, а остальные ему аккомпанируют?
Переведи это слово на русский язык.
• В каких жанрах преобладала гомофония?
• В какую страну в XVII веке переместился центр музы-
кальной культуры?________________________________
• Именно в этом веке появился новый музыкально-дра-
матический жанр, которому суждено было стать власти-
телем сердец любителей музыки на протяжении вот уже
четырех с лишним столетий. Что это за жанр?
• На какие виды музыки опера оказала влияние?
• Какие новые жанры родились внутри оперы?
Это интересно
Рождение оперы
Шел 1600 год. Празднично разукрашенная Флоренция прини-
мала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных
стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торже-
ства: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя
Флоренции герцога Медичи — Марии.
Торжества продлятся несколько дней, и всех влекут не столько
роскошные угощения (Медичи — одна из богатейших семей),
сколько зрелища. Семья Медичи славилась своим пристрастием к
искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвку-
шают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершен-
но необычное.
Дворец уже полон гостей. Подходят запоздавшие; все громко
переговариваются, обмениваются новостями. Особенно шумно и
весело в группе, разместившейся у балкона. Здесь собрался цвет ита-
льянского искусства: поэты и музыканты, певцы, композиторы, акте-
ры. Среди них известный литератор Оттавио Ринуччини, певцы-ком-
позиторы Пери и Каччини, Винченцо Галилей — композитор, уче-
ный-музыкант и замечательный исполнитель на лютне, распростра-
ненном в то время щипковом инструменте, отец великого астронома
Галилео Галилея. Граф Барди, ведавший всей художественной жиз-
нью дворца Медичи, подводит к этой группе и представляет только
что прибывшего из Мантуи музыканта Клаудио Монтеверди. Он со-
провождает приехавшего во Флоренцию герцога Гонзаго.
...Солнце было уже в зените, когда раздались удары колокола,
возвестившие о начале празднества. Столы ломились от всевозмож-
ных яств, вино лилось рекой, звучали песни, застольные стихи. По-
эты и композиторы слагали гимны в честь молодых. Но основной
частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгран-
ная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом пев-
це Орфее.
В день свадьбы умерла его юная супруга Эвридика, и он спус-
тился за ней в подземное царство мертвых.
Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать
грозных богов. Смилостивились они над ним и отдали Эвридику с
одним лишь условием: Орфей не должен смотреть на Эвридику,
как бы ни умоляла она его, пока не выйдут они из подземного
царства. Но не сдержал обещания Орфей, оглянулся на молившую
сжалиться и лишь взглянуть на нее Эвридику и снова потерял ее,
теперь уже навсегда. Грустная история юных влюбленных была
разыграна как бы в назидание молодым. Однако поразил всех не
сюжет — миф этот был уже давно известен, а то, как актеры ис-
полнили его.
Необычным было то, что музыка звучала все время, пока шло
представление, а действующие лица произносили монологи и обме-
нивались репликами в какой-то особой манере. Казалось, что они
просто говорят под аккомпанемент музыки, и распевание это было
похоже по интонации на обычную речь. Еще более странным в по-
добного рода представлении было то, что мелодия исполнялась од-
ним певцом и как бы главенствовала над оркестром. До сих пор так
пелись песни крестьянами, простолюдинами. А композиторы распи-
сывали песню на несколько голосов, которые пели одновременно,
причем каждый голос имел свой мелодический рисунок. При таком ис-
полнении слова почти не доходили до слушателей, зато музыка со сложно
переплетающимися мелодиями напоминала искусные кружева.
В этом же сочинении каждое слово, рельефно подчеркнутое
музыкальной интонацией голоса и оркестра, обретало особую смыс-
ловую выразительность.
Новое произведение очень понравилось, но и вызвало пересуды.
— Как можно! Так поют только мои крестьяне! — говорили одни,
скривившись в чванливой гримасе.
— Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, — па-
рировали другие.
Скачать
Автор: Шорникова Мария Исааковна
Издательство: Феникс, г. Ростов-на-Дону
Год издания: 2015
Скачать
Рабочая тетрадь содержит практические задания по темам, изложенным в учебнике «Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки: 2-й год обучения». Эти задания разнообразны по формам: теоретические, практические, творческие, обобщающие, тестовые. В нее также включены дополнительные материалы, кроссворды. Все это расширяет кругозор учащихся, помогает в формировании собственного мнения о музыке и приучает к творческой работе.
Рабочая тетрадь точно соответствует содержанию учебника, для которого предназначена.
Скачать
ЗАНЯТИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ
Дорогой друг! Ты уже знаешь, что корни музыкаль-
ной культуры уходят в далекое прошлое. За тысячелетия ее существования появилось множество музыкальных инструментов, жанров музыкального искусства. В этих жанрах писали музыку замечательные композиторы. K XVII веку был уже накоплен огромный опыт в му-
зыке. Но этот векстал по-настоящему рубежным, открывающим новые пути для музыки.
• Что же является самым главным в этом веке?
• Объясни, что такое «полифония», как это слово переводится с греческого языка?
• В каких жанрах преобладал этот стиль музыки?
• Как называется стиль, в котором ведущее значение име-
ет только один голос, а остальные ему аккомпанируют?
Переведи это слово на русский язык.
• В каких жанрах преобладала гомофония?
• В какую страну в XVII веке переместился центр музы-
кальной культуры?________________________________
• Именно в этом веке появился новый музыкально-дра-
матический жанр, которому суждено было стать власти-
телем сердец любителей музыки на протяжении вот уже
четырех с лишним столетий. Что это за жанр?
• На какие виды музыки опера оказала влияние?
• Какие новые жанры родились внутри оперы?
Это интересно
Рождение оперы
Шел 1600 год. Празднично разукрашенная Флоренция прини-
мала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных
стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торже-
ства: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя
Флоренции герцога Медичи — Марии.
Торжества продлятся несколько дней, и всех влекут не столько
роскошные угощения (Медичи — одна из богатейших семей),
сколько зрелища. Семья Медичи славилась своим пристрастием к
искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвку-
шают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершен-
но необычное.
Дворец уже полон гостей. Подходят запоздавшие; все громко
переговариваются, обмениваются новостями. Особенно шумно и
весело в группе, разместившейся у балкона. Здесь собрался цвет ита-
льянского искусства: поэты и музыканты, певцы, композиторы, акте-
ры. Среди них известный литератор Оттавио Ринуччини, певцы-ком-
позиторы Пери и Каччини, Винченцо Галилей — композитор, уче-
ный-музыкант и замечательный исполнитель на лютне, распростра-
ненном в то время щипковом инструменте, отец великого астронома
Галилео Галилея. Граф Барди, ведавший всей художественной жиз-
нью дворца Медичи, подводит к этой группе и представляет только
что прибывшего из Мантуи музыканта Клаудио Монтеверди. Он со-
провождает приехавшего во Флоренцию герцога Гонзаго.
...Солнце было уже в зените, когда раздались удары колокола,
возвестившие о начале празднества. Столы ломились от всевозмож-
ных яств, вино лилось рекой, звучали песни, застольные стихи. По-
эты и композиторы слагали гимны в честь молодых. Но основной
частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгран-
ная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом пев-
це Орфее.
В день свадьбы умерла его юная супруга Эвридика, и он спус-
тился за ней в подземное царство мертвых.
Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать
грозных богов. Смилостивились они над ним и отдали Эвридику с
одним лишь условием: Орфей не должен смотреть на Эвридику,
как бы ни умоляла она его, пока не выйдут они из подземного
царства. Но не сдержал обещания Орфей, оглянулся на молившую
сжалиться и лишь взглянуть на нее Эвридику и снова потерял ее,
теперь уже навсегда. Грустная история юных влюбленных была
разыграна как бы в назидание молодым. Однако поразил всех не
сюжет — миф этот был уже давно известен, а то, как актеры ис-
полнили его.
Необычным было то, что музыка звучала все время, пока шло
представление, а действующие лица произносили монологи и обме-
нивались репликами в какой-то особой манере. Казалось, что они
просто говорят под аккомпанемент музыки, и распевание это было
похоже по интонации на обычную речь. Еще более странным в по-
добного рода представлении было то, что мелодия исполнялась од-
ним певцом и как бы главенствовала над оркестром. До сих пор так
пелись песни крестьянами, простолюдинами. А композиторы распи-
сывали песню на несколько голосов, которые пели одновременно,
причем каждый голос имел свой мелодический рисунок. При таком ис-
полнении слова почти не доходили до слушателей, зато музыка со сложно
переплетающимися мелодиями напоминала искусные кружева.
В этом же сочинении каждое слово, рельефно подчеркнутое
музыкальной интонацией голоса и оркестра, обретало особую смыс-
ловую выразительность.
Новое произведение очень понравилось, но и вызвало пересуды.
— Как можно! Так поют только мои крестьяне! — говорили одни,
скривившись в чванливой гримасе.
— Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, — па-
рировали другие.
Скачать
Последнее редактирование модератором: