Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Музыкальная литература. Русская музыка XX века. 4-й год обучения. Рабочая тетрадь.Шорникова

Название: Музыкальная литература. Русская музыка XX века. 4-й год обучения. Рабочая тетрадь.

Автор: Шорникова Мария Исааковна

Издательство: Феникс, г. Ростов-на-Дону

Год издания: 2014


музыкальная литература.Шорникова.png


Скачать
Рабочая тетрадь содержит практические задания по темам, изложенным в учебнике «Музыкальная литература. Русская музыка XX века. 4-й год обучения». Эти задания разнообразны по формам: теоретические, практические, творческие, обобщающие, тестовые. В нее также включены дополнительные материалы, кроссворды. Все это расширяет кругозор учащихся, помогает в формировании собственного мнения о музыке и приучает к творческой работе.

Рабочая тетрадь точно соответствует содержанию учебника, для которого предназначена.

Скачать
ЗАНЯТИЕ 1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
• Какое место русская музыка занимала в мировой музыкальной культуре в конце XIX века?
• Какое объединение музыкантов сыграло в музыкальной жизни страны той поры большую роль?
• Что было главной целью деятельности кружка?
• Расскажи о Митрофане Беляеве:
• Какие циклы концертов были организованы по его инициативе?
• Какие конкурсы устраивал Беляев?
• В каком городе находился Беляевский кружок?
• Что в это время происходило в Москве?
• Как звали создателя Частного оперного театра в Москве?
• Перечисли оперы, поставленные в Частной опере С. Ма-
монтова:
• Кто из выдающихся певцов начинал свою карьеру в
этом театре?_______________________________
• Назови имена художников, которые сотрудничали с
Мамонтовым:
• Как ты считаешь, какой жанр выдвинулся на первый
план в русской музыке в начале XX века?________
• С чьим именем это было связано?
• Как называлось объединение молодых талантливых
художников?____________________________________
Кто был идейным руководителем объединения?
• Перечисли имена художников, вошедших в него:
• Что воспевали члены объединения, к какой идее они
пришли к середине 1900-х годов?___________________
• В каком жанре проявились принципы «Мира искусства»?
• Сколько лет существовали «Русские сезоны» в Париже?
• Сколько балетных спектаклей было поставлено за эти
годы?______________________________________________
• Перечисли имена композиторов, писавших музыку для
дягилевского балета:_______________________________
• Кто из известных артистов балета и балетмейстеров
работал с Дягилевым?______________________________
• Какие процессы происходили в других музыкальных
жанрах в этот период?__________________________
• Назови имена русских музыкантов, пользовавшихся
большой известностью:
• Раздели фамилии композиторов на 3 группы:
старшее поколение:_______________________
среднее поколение:
молодое поколение:
• Как ты считаешь, почему это время (начало XX века) на-
звали Серебряным веком? Кому принадлежат эти слова?
Реши кроссворд:
7
По горизонтали:
1. Театр, основанный С. Мамонтовым «... опера».
4. Русский меценат, чье имя носил кружок русских
композиторов в Петербурге.
5. Великий русский певец, начинавший свою карье-
ру в Частной опере.
6. Замечательная русская балерина, участница труп-
пы Дягилева.
8. Идейный вдохновитель объединения.
9. Художник, член объединения «Мир искусства».
10. Творческое объединение «... искусства».
12. Великий русский танцор и балетмейстер, соратник
Дягилева.
15. Как называлось объединение композиторов в Пе-
тербурге?
По вертикали:
2. Русский антрепренер и деятель балета.
3. Композитор, писавший для Русских сезонов.
7. Великий композитор и пианист, прославившийся
в это время.
10. Создатель Частной оперы в Москве.
11. Художник, член объединения «Мир искусства».
13. Опера Римского-Корсакова, поставленная в Част-
ной опере.
14. Художник, член объединения «Мир искусства».
Внимательно прочти имена художников и музыкан-
тов. В левый столбец таблицы выпиши всех, кто связан с
Беляевским кружком, в средний столбец — с «Миром ис-
кусства», а в правый — Дягилевскими сезонами: Н. Римс-
кий-Корсаков, Н. Черепнин, И. Стравинский, М. Фокин,
С. Прокофьев, А. Павлова, Ц. Кюи, А. Лядов, А. Бородин,
П. Чайковский, А. Бенуа, В. Нижинский, А. Белый,
Л. Бакст, Т. Карсавина, Н. Рерих, В. Серов, М. Врубель.
Это интересно
В статье В. В. Стасова в журнале «Нива» (1904 г., № 2, с. 38)
было написано:
«Митрофан Беляев (1836-1903) — выдающийся музыкальный
деятель, которому русская музыка за последние двадцать пять лет
очень многим обязана. Отец его — богатый лесопромышленник; он
сам в молодости принимал участие в делах отца, прожив для этого
несколько лет на берегах Белого моря. В Архангельске, как и рань-
ше в Петербурге, он организовал любительский кружок квартетной
музыки, сам исполняя преимущественно партию второй скрипки.
В Петербурге он устраивал у себя с 1882 года еженедельные музы-
кальные вечера камерной музыки, которые в первое время не пре-
рывались даже и летом. Обычными посетителями «Беляевских пят-
ниц» бывали Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов и
многие другие выдающиеся музыканты — композиторы и испол-
нители. Здесь можно было встретить и А. П. Бородина, и П. И. Чай-
ковского, и Ц. А. Кюи, и приезжих артистов: например, Никиша и
др. Исполнялись на этих вечерах — преимущественно любительским
квартетом, в котором сам Митрофан Петрович играл на альте, — на-
ряду с классическими произведениями иностранной музыки и толь-
ко что написанные сочинения русских композиторов. Большое чис-
ло мелких отдельных пьес, специально для Беляевских пятниц напи-
санных, изданы затем Б. в двух сборниках под заглавием «Пятницы»
(см. «Вестник Самообразования», 1904, № 6). По пятницам разыг-
рывались и сочинения, присылавшиеся ежегодно на конкурс,учреж-
денный Беляевым при Санкт-Петербургском обществе камерной му-
зыки. Последние годы Беляев состоял председателем этого обще-
ства. Под влиянием своего увлечения новейшей русской музыкой, в
особенности сочинениями А. К. Глазунова, Беляев с начала 1880-х
годов оставил все свои торговые дела и предался всецело служению
интересам русской музыки. В 1884 году им было положено начало еже-
годным русским симфоническим и квартетным концертам,
а в 1885 году в Лейпциге была основана русская музыкальная ното-
издательская фирма. Этой фирмой за двадцать лет издано огромное
число русских музыкальных сочинений, начиная с романсов и кон-
чая симфониями и операми (в 1902 году Беляев пожертвовал в Им-
ператорскую Публичную библиотеку 582 тома своих изданий). Эта
сторона деятельности Беляева потребовала расхода в несколько сот
тысяч рублей, о возврате которых он и не мечтал. За неделю до его
кончины, когда болезнь сломила его крепкий организм и заставила
его лечь в постель, обычный пятничный квартет по его настоянию
все-таки не был отменен. Завещал он на продолжение и расшире-
ние начатого им музыкального дела значительные капиталы».
Действительно, М. П. Беляев завещал 1,5 млн рублей «Попечитель-
скому совету для поощрения русских композиторов и музыкантов».
Долгие годы совет работал во благо развития культуры Отечества.
Савва Иванович Мамонтов (15.10.1841-6.4.1918) — крупный
промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, те-
атра и музыки. Учился в Петербургском горном институте, затем на
юридическом факультете Московского университета. Разбогател на
железнодорожном строительстве, был главным акционером обще-
ства Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, То-
варищества Невского механического завода и общества Восточно-
Сибирских чугуноплавильных заводов. Несколько лет жил в Ита-
лии, где занимался пением, изучал живопись. В 1870-1890 годах его
подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной
жизни; здесь собирались виднейшие русские художники (И. Е. Ре-
пин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель,
М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин) и музыканты
(Ф. И. Шаляпин и др.). При поддержке Мамонтова были созданы
художественные мастерские, развивавшие традиции народного твор-
чества и ремесел. В 1885 году он основал на свои средства Московс-
кую частную русскую оперу (существовала до осени 1904 года), про-
пагандировавшую творчество передовых деятелей русского музы-
кального искусства, утверждавшую новые принципы в
оперно-театральном искусстве, реалистический тип оперного спек-
такля (действенный хор, оформление).
Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе
выпуском одноименного журнала на рубеже Х1Х-ХХ веков. Выход
первого номера журнала «Мир искусства» в Петербурге в конце
1898 года стал итогом десятилетнего общения группы живопис-
цев и графиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа
(1870-1960).
Главная идея объединения была выражена в статье выдающего-
ся мецената и знатока искусства Сергея Павловича Дягилева (1872-
1929) «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Основной целью
художественного творчества объявлялась красота, причем красота
в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к за-
дачам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе
тем, образов и выразительных средств, что для России было доста-
точно ново и необычно.
Скачать
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу