Название: Музыкальная литература за 3 года. Общеразвивающая общеобразовательная программа. Европейская музыка от древности до импрессионизма. 1 год обучения.
Автор: Шорникова Мария Исааковна
Скачать
Издательство: Феникс, г. Ростов-на-Дону
Год издания: 2017
Скачать
ДОРОГОЙ ДРУГ!
Сегодня ты начинаешь изучать новый предмет. Он называется «Музыкальная литература». Но это не та литература, которую ты изучаешь в общеобразовательной школе. Она музыкальная. На этих уроках ты будешь знакомиться с музыкальными произведениями, жизнью и творчеством выдающихся музыкантов и композиторов. Видишь, здесь везде есть слово — «музыка». А что же это такое? Очень сложный вопрос. Трудно объяснить, что такое солнце, небо? Что такое радость? А что такое жизнь? Конечно, существуют определения всем этим явлениям. Так, музыка — это согласованное сочетание звуков. Звук, согласно физике, возникает при колебании или вибрации воздуха, или материалов, из которых делают музыкальные инструменты. Но разве это может объяснить, как эти необычные звуки заставляют нас грустить или радоваться, петь или танцевать? Почему же эти колебания или вибрации трогают нашу душу? А может быть, музыка — это гармония звуков, пробуждающая чувства? Кстати, не только человеческие — музыка затрагивает и животных, и птиц, нет данных, действует ли она на насекомых, но, возможно просто потому, что никто не додумался проверить музыкальный слух, например, у бабочки или пчелы. Очень часто, когда я у детей спрашиваю, что такое музыка, из чего она состоит, они отвечают: «Из нот». Правильно ли это? Ведь нота — это просто музыкальный знак, обозначающий высоту звука. А музыка — это искусство звуков. Но когда же и как она появилась? На этот вопрос можно ответить словами из детской песенки: «Ты откуда, музыка, в песенку попала?» Музыка отвечает: «Я в ручье по камушкам весело скакала...» Да, действительно, можно сказать, что первой музыкой и были звуки природы. Люди еще в древности пытались объяснить ее происхождение. Древние греки полагали, что музыка была послана им богами. В Библии встречается упоминание кузнеце Иувале — изобретателе музыкальных инструментов — гуслей и свирели. Именно его считали «отцом всех играющих» на них музыкантов. Однако ученые, отвечая на вопрос, откуда появилась музыка, на основе археологических исследований доказали, что она зародилась еще при первобытнообщинном строе, действительно, музыка — искусство очень древнее. Его корни уходят в то далекое прошлое, когда человек только начинал становиться человеком. Он тогда еще даже не умел разговаривать, но научился издавать необычные звуки и с их помощью выражать свои чувства. Конечно, древняя музыка была далека от совершенства. Она не обладала особой мелодичностью и красотой. Первые люди начали придумывать музыку, подражая звукам природы. Слушая пение птиц, крики животных, журчание воды в ручье, барабанную дробь во время дождя, человек старался воспроизвести услышанную мелодию. Поэтому первые песни скорее напоминали звуки окружающего мира. В первобытном обществе музыка не была развлечением. Она являлась частью жизни людей. Женщины баюкали своих малышей, напевая первые колыбельные. Звуками рожков пастухи созывали стадо. Музыка вдохновляла охотников и воинов перед битвой. Потом люди научились извлекать звуки из окружающих предметов — камней, деревянных, железных палок. Из них человек сделал первые музыкальные инструменты. Барабаны, свистки, рожки были предками современных ударных и духовых инструментов. Проходили века, даже тысячелетия, музыка изменялась, но оставалась важной частью жизни человека, без которой эту жизнь просто невозможно себе представить. Музыка — вид искусства. И как у любого искусства, главная ее цель — художественно отображать окружающую жизнь. Литература делает это при помощи слов, живопись — при помощи красок. Язык музыки — это язык звуков. Обращенное в первую очередь к чувствам человека, искусство музыки способно очень сильно и глубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать искусство, надо хотя бы в общем знать законы, по которым оно живет и изменяется, также необходимо разбираться в важнейших выразительных средствах музыки. Без этого трудно научиться ее понимать
Автор: Шорникова Мария Исааковна
Скачать
Издательство: Феникс, г. Ростов-на-Дону
Год издания: 2017
Появление данного учебного пособия связано с введением в последние годы Дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ по предмету «Музыкальная литература» с трехлетним обучением.
Пособие рассчитано на то, что элементарные навыки слушания и теории музыки дети получают на занятиях «Музыкальной грамоты и слушания музыки». Первое занятие обобщает полученные знания. Адаптированный характер пособия позволил добавить обзорные занятия, знакомящие учащихся с музыкальной культурой Древней Греции и Рима, эпох Средневековья, Возрождения, а также путями развития европейской культуры второй половины XIX - начала XX в.
Учебное пособие строится на чередовании монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом и помогает не только ввести детей в многообразный мир музыкального искусства, но и выявить особенности взаимосвязи между явлениями музыкального творчества.
Пособие отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дополнительного образования от 01.01.2014 г., разбито на занятия согласно количеству учебных часов в году. Каждое занятие завершается обобщающими творческими заданиями и списком произведений для прослушивания.
Скачать
ДОРОГОЙ ДРУГ!
Сегодня ты начинаешь изучать новый предмет. Он называется «Музыкальная литература». Но это не та литература, которую ты изучаешь в общеобразовательной школе. Она музыкальная. На этих уроках ты будешь знакомиться с музыкальными произведениями, жизнью и творчеством выдающихся музыкантов и композиторов. Видишь, здесь везде есть слово — «музыка». А что же это такое? Очень сложный вопрос. Трудно объяснить, что такое солнце, небо? Что такое радость? А что такое жизнь? Конечно, существуют определения всем этим явлениям. Так, музыка — это согласованное сочетание звуков. Звук, согласно физике, возникает при колебании или вибрации воздуха, или материалов, из которых делают музыкальные инструменты. Но разве это может объяснить, как эти необычные звуки заставляют нас грустить или радоваться, петь или танцевать? Почему же эти колебания или вибрации трогают нашу душу? А может быть, музыка — это гармония звуков, пробуждающая чувства? Кстати, не только человеческие — музыка затрагивает и животных, и птиц, нет данных, действует ли она на насекомых, но, возможно просто потому, что никто не додумался проверить музыкальный слух, например, у бабочки или пчелы. Очень часто, когда я у детей спрашиваю, что такое музыка, из чего она состоит, они отвечают: «Из нот». Правильно ли это? Ведь нота — это просто музыкальный знак, обозначающий высоту звука. А музыка — это искусство звуков. Но когда же и как она появилась? На этот вопрос можно ответить словами из детской песенки: «Ты откуда, музыка, в песенку попала?» Музыка отвечает: «Я в ручье по камушкам весело скакала...» Да, действительно, можно сказать, что первой музыкой и были звуки природы. Люди еще в древности пытались объяснить ее происхождение. Древние греки полагали, что музыка была послана им богами. В Библии встречается упоминание кузнеце Иувале — изобретателе музыкальных инструментов — гуслей и свирели. Именно его считали «отцом всех играющих» на них музыкантов. Однако ученые, отвечая на вопрос, откуда появилась музыка, на основе археологических исследований доказали, что она зародилась еще при первобытнообщинном строе, действительно, музыка — искусство очень древнее. Его корни уходят в то далекое прошлое, когда человек только начинал становиться человеком. Он тогда еще даже не умел разговаривать, но научился издавать необычные звуки и с их помощью выражать свои чувства. Конечно, древняя музыка была далека от совершенства. Она не обладала особой мелодичностью и красотой. Первые люди начали придумывать музыку, подражая звукам природы. Слушая пение птиц, крики животных, журчание воды в ручье, барабанную дробь во время дождя, человек старался воспроизвести услышанную мелодию. Поэтому первые песни скорее напоминали звуки окружающего мира. В первобытном обществе музыка не была развлечением. Она являлась частью жизни людей. Женщины баюкали своих малышей, напевая первые колыбельные. Звуками рожков пастухи созывали стадо. Музыка вдохновляла охотников и воинов перед битвой. Потом люди научились извлекать звуки из окружающих предметов — камней, деревянных, железных палок. Из них человек сделал первые музыкальные инструменты. Барабаны, свистки, рожки были предками современных ударных и духовых инструментов. Проходили века, даже тысячелетия, музыка изменялась, но оставалась важной частью жизни человека, без которой эту жизнь просто невозможно себе представить. Музыка — вид искусства. И как у любого искусства, главная ее цель — художественно отображать окружающую жизнь. Литература делает это при помощи слов, живопись — при помощи красок. Язык музыки — это язык звуков. Обращенное в первую очередь к чувствам человека, искусство музыки способно очень сильно и глубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать искусство, надо хотя бы в общем знать законы, по которым оно живет и изменяется, также необходимо разбираться в важнейших выразительных средствах музыки. Без этого трудно научиться ее понимать