Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Музыкальный эрудит. Сценарий музыкальной викторины по творчеству П.И. Чайковского для детей старшей группы

Музыкальный эрудит
Старшая группа

Автор: В.В. Логвинова

Цель: Развивать художественное восприятие музыки П.И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:
Образовательные:
  • Обогащать мировосприятия детей красотой музыки П.И. Чайковского с использованием современных образовательных технологий: педагогической технологии ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского и информационно-коммуникационной технологии (ИКТ).
  • Расширять представление о средствах музыкальной выразительности, продолжать знакомить с инструментами симфонического оркестра.
Развивающие:
  • Развивать творческое воображение, способствовать художественному взаимодействию с музыкой П.И. Чайковского посредством танцевального движения, поэтического слова.
  • Развивать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.
Воспитательные:
  • Воспитывать любовь к музыке.

Интеграция образовательных областей:
образовательные области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы к мероприятию:

- мультимедийное оборудование для показа презентации «Музыка П. И.Чайковского», созданной в программе Microsoft Office PowerPoint 97-2003;
- кукла, кукла Би-ба-бо Баба-Яга;
- костюмы для танцев: русские, итальянские, чешские;
- набор музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, гитара, барабан, аккордеон, саксофон);
- музыкальный центр и диски с записями музыки П.И. Чайковского;
- протокол для жюри и грамоты (по одной на каждую группу).

Предварительная работа:
- разучивание стихотворений по музыкальным произведениям П.И.Чайковского;
- слушание музыкальных произведений П.И.Чайковского и их обсуждение;
- знакомство с различными музыкальными инструментами;
- знакомство с биографией П.И.Чайковского.

📋 Скачать сценарий


Ход мероприятия

Музыкальный зал украшен портретом П.И. Чайковского и иллюстрациями к его произведениям. Дети под произведение П.И. Чайковского «Вальс цветов» входят в зал и садятся на стульчики. Участвуют три группы детского сада.

Ведущий: Ребята, сегодня мы проводим музыкальную викторину, посвящённую дню рождения великого русского композитора П.И. Чайковского. Сегодня мы узнаем, как вы любите и знаете музыку. На нашей викторине собрались самые творческие, самые умные и любознательные ребята. Три команды будут сражаться за право носить титул «Музыкальный эрудит». Итак, представляем команды:

Команда «Песенка»
Команда «Музыкант»
Команда «Весёлые нотки»


Состав жюри: родители, старший воспитатель, учителя-логопеды. Им предлагается протокол конкурса, в который заносятся результаты каждого конкурсного задания. За каждую победу в конкурсе присуждается одно очко.

I конкурсное задание — Разминка
  1. Как называется человек, создающий музыкальные произведения?
  2. Как называется большой коллектив певцов?
  3. Сколько музыкантов играют в квартете?
  4. Какой музыкальный инструмент является самым большим?
  5. Сколько струн у скрипки?
  6. Кто руководит оркестром?
  7. Какой композитор написал балет «Лебединое озеро»?
  8. Главная песня страны?
  9. 9. Самый знаменитый альбом П.И. Чайковского для детей
Жюри подводит итоги выполнения первого задания.

II конкурсное задание — Слушание
Ведущий:
Ребята, в этом задании вам необходимо узнать пьесу из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Прослушивается произведение «Болезнь куклы».

Ребёнок из команды «Песенка»:
Тихо, тихо, тишина –
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Дайте, что ей нравится,
И она поправится!
(В. Берестов)

Прослушивается произведение
«Марш деревянных солдатиков».

Ребёнок из команды «Музыкант»:
Они в коробочках лежат,
Но если их достать –
Построятся за рядом ряд,
Пойдут маршировать.
И каждый с новеньким ружьём,
Похожи, словно, братики.
И все мы их зовём
Деревянные солдатики.
(автор неизвестен)

Прослушивается произведение
«Баба Яга».

Ребёнок из команды «Весёлые нотки»:
Летит над тёмным лесом
Потёртая метла.
А кто метлой той машет?
Да бабушка Яга.
И ветер всюду свищет,
Все звери по домам.
Кого же она ищет?
Высматривает там???
И звёзды слабо светят,
И ночь совсем темна.
Несётся в ступе ведьма –
По имени Яга.
(авторское стихотворение)

Ведущий: А теперь нужно узнать музыкальное произведение из альбома П.И. Чайковского «Времена года».

Прослушивается произведение «Март. Песнь жаворонка».

Ребёнок из команды «Песенка»:
Весна! Весна!
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Под солнце самое взвился
Незримый жаворонок мой.
И в яркой светлой вышине
Поёт и кружится с весной.
(Е.А. Баратынский)

Прослушивается произведение
«Апрель. Подснежник».

Ребёнок из команды «Музыкант»:
Весна! Теплынь! Как здорово!
Летит среди камней
Витой, дороже золота
Серебряный ручей.
Кипит, бурлит и пенится,
Журчит, звенит, поёт…
И нежный взгляд подснежника
Весну-подругу ждёт!
(Е.А. Баратынский)

Прослушивается произведение «Май. Белые ночи».


Ребёнок из команды «Весёлые нотки»:
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает Май!
(А.А. Фет)

Жюри подводит итоги выполнения второго задания.


III конкурсное задание — Танец

Ведущий:
Сейчас команды покажут нам, как они умеют танцевать.

Дети из команды «Песенка» читают стихи:
До чего сегодня весело у нас –
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед, пляшет братик и сосед.
Пляшет кошка, пляшет кот, пляшет Жучка у ворот,
И кадка, и ушат, и грабли, и ухват,
И веник, и метла, и ножки у стола.
Пляшут чашки, пляшут ложки и горшки,
Сковородки, поварёшки, котелки.
Пляшут миски, пляшут вёдра, пляшет таз...
До чего сегодня весело у нас!
(В. Лунин)

Дети из команды «Песенка» исполняют русский танец
«Камаринская» (музыка П.И. Чайковского).

Дети из команды «Музыкант» читают стихи:

Это море предо мною, это небо голубое,
Эти солнечные сети, как без них прожить на свете?
Эти рощи у залива, эти гибкие оливы,
Этот край вечнозелёный полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою, мой Неаполь, никогда!
Здесь всё вокруг моё –
И улочки недлинные, и площади старинные,
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.
(В. Лунин)

Дети из команды «Музыкант» исполняют «Итальянский танец» (
«Неаполитанская песенка», музыка П.И. Чайковского).

Дети из команды «Весёлые нотки» читают стихи:

По ручьям, по лужам
Скачем мы с тобою,
Нас весна подружит
Нежной синевою,
Воздухом атласным,
Резвым ледоходом.
Как это прекрасно:
Ощущать свободу…
И кружиться в танце
Заводном и страстном.
Жить весёлой полькой –
Как это прекрасно!
(автор неизвестен)

Дети исполняют танец
«Полька» (музыка П.И. Чайковского).

Жюри подводит итоги выполнения третьего задания.


IV конкурсное задание — Как называется?

Ведущий:
А теперь, ребята, отгадайте загадки про музыкальные инструменты.

Ведущий: Он по виду — брат баяну,
Где веселье, там и он...
Я подсказывать не стану –
Всем знаком…
Дети: Аккордеон!

Ведущий: Правильно, ребята, это аккордеон.

Ведущий: Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Ритм чёткий отбивает
Наш весёлый…
Дети: Барабан!

Ведущий: Правильно, ребята, это барабан.

Ведущий: Клавиатуры черно-белый ряд,
Педали жёлтым золотом горят...
Я не чета кларнету иль гитаре:
Меня с собой не унесёшь в футляре.
Мой голос — более семи октав,
С могучим форте, ласковым пиано,
И потому был, несомненно, прав
Тот, кто меня назвал…
Дети: Фортепиано!

Ведущий: Молодцы! Конечно же, этот музыкальный инструмент называется фортепиано.

Ведущий: Про всё, что людям дорого от века,
Кто нам споёт душевней и нежней?
Прижата плотно к подбородку дека,
Как буквы S — два выреза на ней.
Упругих струн смычок коснулся гибкий –
И замер ты, дыханье затая:
Неповторим, как голос соловья,
Взволнованный и тёплый голос…
Дети: Скрипка!

Ведущий: Да, правильно. Это скрипка. Молодцы, ребята!

Ведущий: Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент –
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале...
Дети: Гитара!

Ведущий: Молодцы, это гитара.

Ведущий: Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит.
В джазе самый первый он,
Серебристый…
Дети: Саксофон!

Ведущий: Молодцы, это саксофон.

Звучит музыка П.И. Чайковского, жюри подводит итоги четвёртого конкурса и общие итоги викторины.

Ведущий: Наша викторина заканчивается. Просим главного судью объявить итоги.

Главный судья объявляет количество очков, набранных каждой из команд, и команду-победителя. Жюри награждает команды грамотами.


Итог

Ведущий:
Ребята, сегодня у нас был музыкальный конкурс. Какому композитору он посвящён?
Дети: П.И. Чайковскому!

Ведущий: Какие произведения этого композитора мы сегодня слушали с вами?
Дети: «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга», «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи»!

Ведущий: На каких музыкальных инструментах можно сыграть произведения П.И. Чайковского?
Дети: На фортепиано, скрипке, гитаре, барабане, аккордеоне, саксофоне!

Ведущий: Правильно, наш конкурс был посвящён великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Благодарю всех вас за участие в конкурсе, за желание слушать музыку и понять услышанное. Предлагаю вам дома вместе с родителями послушать произведения Чайковского и рассказать им всё, что вы знаете о произведениях этого великого композитора.

Дети под произведение П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» выходят из зала.
 

Вложения

Похожие темы

Сверху Снизу