Вахромеева О.В., Паршина Т.Н., Поколенко Л.Н. Музыкальные диктанты. 1975 год
Скачать
В настоящем сборнике музыкальных диктантов использованы в основ-
ном народные песни и фрагменты из произведений композиторов разных
стран. Материал снстематизирован по классам согласно принятой очеред-
ности изучения элементов музыкальтюго языка. Порядок изложения при-
меров отражает тот метод работы, которото придерживаются составители
пособия: запись производится только после осмыслепного и четкого слу-
хового анализа данного диктанта.
В некоторых диктантах могут встретиться сложные мелодические или
метроритмические обороты, еще не изученные; в подобных случаях педа-
гог либо предупреждает учащихся об этом, лнбо, если найдет целесообраз-
ным. помогает сделать предварительный слуховой разбор всего диктанта.
Основой системы ладового развития слуха на даниом этапе является
умение определять ступени мажора и мннора. При условии соблюдения
постепеиности в усложиенни технических павыков диктант может стать
действенным средством в общем комплексиом методе упражнений, орга-
низующем музыкальный слух учащихся. Поэтому вопросу взаимосвязей
устойчивых и неустойчивых ступеней и интервалам как соотношению сту-
пеней лада должно быть уделено особое внимание, уже начиная с млад-
ших классов.
Несколько замечаний о последовательности изучения материала.
В первом классе целесообразнее приступать к запнси диктанта со вто-
рого’ полугодия, так как лишь к этому времени учащиеся приобретают
необходимые навыки в нотном письме, позволяющие перейти к записи
усвоенных по слуху первичных ладовых попевок. В первом же полугодии
ведется подготовительная работа — определение на слух отдельных инто-
наций и коротких мелодий с последующим пропеванием их — со словами
или с называнием звуков. Примеры для диктантов в первом классе огра-
ничены тремя тональностями: до мажор. соль мажор и фа мажор.
Запись ликтантов в минорных тональностях следует начинать во вто-
ром классе — со второго полугодия; первое полугодие лучше посвятить за-
креплению ранее приобретенных навыков, постепенно вводя устные упраж-
нения по усвоению интонаций минора.
Не все элементы музыкального языка, изучаемые по программе в оп-
ределенном классе, должны быть отражены в диктантах. Наиболее трудные
из них полезнее вначале освоить в устных упражнениях. Например, рит-
мическая группа. ч. 9, которая имеется в программе второго класса, в
настоящем сборнике встречается лишь в примерах третьего класса, где
с большей продуктивностью может быть освоена учащимися.
Это относится и к изучению мнинорного лада. Сначала рекомендуется
использовать примеры диктантов в неполном виде минора (без УП ступе-
ви), обращая внимание. прежде всего на устойчивые ступени и различные
мелодические ходы по звукам минорного трезвучия. Изучение же неустой-
чивых ступеней желательно проводить на основе гармонического минора,
где они полностью совпадают с мажором в отношении направленности и
поэтому воспринимаются легче. Только после этого приступают к записи
диктантов в натуральном миноре. В полном объеме натуральный минор —
с преобладанием плагальных интонаций и своеобразием перехода УП на-
туральной ступени в [ — может быть освоен только в третьем классе,
В диктантах третьего и четвертого классов в соответствии с програм-
мой сольфеджио используются тональности с тремя и четырьмя знаками.
Составители считают, однако, что указанные примеры могут быть тран-
спонированы в тональности с меньшим числом ключевых знаков. Это за-
мечанне в равной степени относится и к диктантам старших классов.
С другой стороны, для изучения тональностей целесообразно транспонн-
ровать записанные диктанты с последующим проигрыванием или пропе-
ванием их.
В курсе сольфеджно есть разделы, требующие особой методической
планомерности в их изучении. К ним относится, например, шестидольный
размер и соответствующие ему ритмические фигуры: в четвертом классе
даны примеры в этом размере без шестнадцатых — с движением мелодии
четвертями и восьмыми; в пятом классе^вводятся н шестнадцатые; в ше-
стом — примеры с пунктирным ритмом и синкопами; в диктантах седьмого
класса используется размер 8. Думается, что такая постепенность долж-
на благоприятно отразиться на освоении учащимися группировки нот в
этом размере.
В диктантах старших классов встречаются также размеры. 5, 3.
(УТ класс), 5, 8 (УП класс). Основная цель этих диктантов состоит в
том, чтобы помочь учащимся понять правильное соотношение длительно-
стей н группировку нот в указанных размерах..
Собранный в пособии материал представлен в основном мелодиями,
завершенными в отношении музыкальной формы, и вследствие этого неко-
торые нэ них оказались длинны для диктантов. Такие примеры могут
быть сокращены по усмотрению педагога, записываться частично или в два
приема.
Составители сочли необходимым включить в сборник примеры пере-
менно-параллельного лада {УТ класс), особых видов семиступенных днато-
нических ладов, мажоро-минора и дважды гармонического минора (УП
класс), чтобы учащиеся имели возможность ознакомиться с ними не
только теоретически, но и в процессе практических упражнений. В ладах
народной музыхи даются также примеры с переменными ‘ступенями, что
часто встречается в песенном творчестве. “
В. Вахромеев
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Мажорный лад. Тональности: до мажор, соль мажор, фа ма-
жор. Устойчивые и неустойчивые ступени. :
Размеры — и $ . Длительности а, 2,2). и группа 4 #
2 Модбегаю Н. Потоловский. «ЗАЙЧИК»
3
| + Т
Гар ПЕНН ЕЕ ШИ И Е АЕ =
= Г э- = тг 1 П
= —®-
& [АНерго] Украинская народная песня «ШУМ»
— | + ТП
1 1 т] 1 тт Ть + ТТ
тт 1 р | т т ]
Украинская народная песня
5, АПерго «ГОЛУБЬ-ГОЛУБОЧЕК»
’. Музыкальные диктанты....
Скачать