Татьяна Юрьевна
Member
- 20 Июн 2022
- 654
- 5
Название: Музыкальная литература. Дидактические материалы. Выпуск 4.
Автор: Акимова Лариса Юрьевна
Год издания: 2002
В последнее десятилетие взгляд на «Музыкальную литературу» как предмет исключительно общеобразовательный, ориентированный на усвоение суммы знаний, меняется. Среди педагогов крепнет убеждение, что «Музыкальная литература» должна не столько иметь информативный характер (содержать рассказы о композиторах и произведениях), сколько учить детей общению с музыкой, учить анализировать, запоминать музыкальные произведения, где бы учащиеся с ними ни встречались - на уроках по инструменту, в концертном зале, во всей своей ученической и «взрослой» жизни.
Настоящее пособие построено на основе известной программы, разработанной заслуженным учителем Российской Федерации Е.Б. Лисянской, опирающейся на жанровый принцип построения курса «Музыкальной литературы». Программа предполагает новую методику, позволяющую формировать у детей активное музыкальное восприятие и развивать собственное мнение о прослушанном музыкальном произведении. Вполне естественно, что программа и методика Е.Б. Лисянской изменили не только работу в классе, но и потребовали иного отношения к домашним заданиям. Поэтому и появилось настоящее учебное пособие с домашними заданиями, включающее обширную фонохрестоматию на аудиокассетах.
Скачать
ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА ХУ — начала ХХ века
УРОК 1
Музыкальная культура Италии и Герма-
нии ХУП — ХУШ веков
12 Барокко (в переводе с итальянского — странный, причудливый) — один из главных стилей
в архитектуре, живописи, литературе и музыке европейских стран конца Х\! — середины ХУ! века.
Для архитектуры барокко характерны грандиозность, пышность, пространственный раз-
мах, сложность форм. Здания украшались причудливыми фасадами со скульптурой, лепкой, ор-
наментом. Многочисленные зеркала и росписи расширяли истинные размеры помещений.
В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного или
мифологического характера, парадные портреты.
Наиболее ярко стиль барокко проявился в Италии, где работали крупнейший архитектор
и скульптор Бернини, живописец Караваджо.
Литература барокко отказывается от описания действительности, она не воспроизводит
ее, а формирует по определенным законам. Писатели эпохи барокко широко используют сим-
волы и аллегории. В одном и том же произведении контрастно сочетаются описание событий
и их аллегорическое изображение.
Самым известным писателем эпохи барокко в Италии был Т. Тассо.
В музыке барокко взаимодействовали традиционное начало и новаторское. Расцвета до-
стигает полифония ивто же время утверждается гомофония и связанная с ней мажоро-минор-
ная система. Окончательно сформировываются такие жанры, как оратория, кантата, сюита,
сонаты, концерт. Одной из отличительных черт музыки барокко была внутренняя свобода в тол-
ковании того или иного жанра, граничащая с импровизационностью. Важнейшим завоеванием
эпохи барокко явилось рождение оперы.
=
Искусства барокко достигло высочайших вершин в творчестве итальянских композиторов —
Монтеверди. Корелли. Вивальди; немецких — Генделя, Баха,
Назовите характерные черты стиля барокко, присущие различным видам искусства.
В каком виде искусств стиль барокко дал начало множеству новых жанров и форм?
Продолжите список выдающихся имен эпохи барокко: Мольер (французский писатель), Свифт
(английский писатель), Рембрандт (голландский художник), Веласкес (испанский художник),
@® Колыбелью сольного скрипичного исполнительства по праву считается Венеция. Вене-
цианский аббат Антонио Вивальди — один из величайших музыкантов ХУЙ столетия.
«Зал замирал, когда он начинал импровизировать. То, что Вивальди делал со скрипкой,
казалось невозможным. Пальцы артиста выходили за предель! привычных позиций и забирались
к самой подставке. Они извлекали из инструмента такое количество звуков, что казалось, играет
не одна, а несколько скрипок. Знатоки отказывались верить собственным ушам. Неискушенные
слушатели, не подозревая, что подобное невозможно, хлопали, не жалея ладоней, и кричали
в восторге: «Браво, Вивальди! Брависсимо, аббато россо!»*
Он прославился не только как скрипач-виртуоз, но и как великолепный дирижер и талантли-
вый композитор. О быстроте, с которой он сочинял, ходили легенды.
Даже привычные к вечной спешке итальянских маэстро перелисчики поражались: «Синьор
Антонио, вы сочиняете быстрее, чем мы успеваем снимать копии!» **
Вивальди написал огромное количество сочинений: 39 опер, 23 светские кантаты, культовые
сочинения, 43 арии, 23 симфонии, 73 сонаты, 46 кончерто гроссо, 447 сольных концертов для
самых разнообразных инструментов и составов.
1. Какой жанр инструментальной музыки был создан Вивальди? Для какого инструмента
написана большая часть концертов Вивальди? Как называется произведение Вивальди, о кото-
ром идет речь в следующем литературном фрагменте?
«Это была прекрасная мысль — написать четыре концерта, соответствующих смене вре-
мен года. Какое богатство картин, какое неисчерпаемое многоцветье красок! Весна с ее сияю-
щим небосводом, томительная нега летнего полдня, великолепие осенней охоты и, наконец, ра-
достная забава зимы — коньки. Он населил музыку щебетом и пересвистом птиц, журчаньем
ручьев, громкими криками охотничьих рогов... Порой все это виделось ему так ясно, что вместе
с музыкой к нему приходили слова: «Пришла весна, и веселые птички приветствуют ее своим
пением, журча, бегут ручейки. Молнии и гром тоже весну возвещают»***.
2. Для чего Вивальди вписывал в партитуру слова, как вы думаете?
Найдите этот музыкальный фрагмент на первой кассете и прослушайте его. Предшествен-
ником какого жанра симфонической музыки считается это произведение?
* Великович Э. Поицерт для оркестра. „1.. 1988. С. 39.
** Там же. С. 43.
=** Тамие. С, #3.
5>
® Что вы знаете о Георге Фридрихе Генделе? Что вам известно о Генделе-исполнителе?
«Даже враждебно настроенная пресса помещала хвалебные отзывы и восторженные по-
этические излияния вроде следующих: «О ветры, тихо, тихо трепещите вашими золотыми крыль-
ями среди ветвей! Да будет всегда тишина — заставьте умолкнуть даже шепот зефира... Слушай-
те, слушайте, как играет несравненный Гендель... О! Смотрите, как этот могучий человек застав-
ляет звучать силы органа... Радость собирает свои когорты, вражда утихла... Молчите, пачкуны
искусства. Здесь вам ни к чему милостивое отношение лордов. Здесь царь — Гендель!» *
На каких инструментах часто солировал Гендель?
® Вспомните, что такое опера и оратория? Что общего в этих жанрах и что их различает?
По словам писателя Р. Роллана, в ораториях «музыка служит сама себе декорацией». Что он
имел в виду, как вы думаете?
В каком из этих жанров (опера, оратория) Гендель создал подлинно великие произведения?
«Саул», «Израильв Египте», «Мессия», «Самсон» — это (жанр) Генделя.
Из каких источников Гендель черпал сюжеты для ораторий?
® Выберите правильный ответ.
В ораториях Гендель воспевает:
а) индивидуальную судьбу героя, его лирические переживания, любовные приключения;
6) жизнь народа, полную пафоса борьбы и патриотического подвига.
о Что является стержнем оратории — арии или хоры? Сравните с оперой.
® Основу оркестровой музыки Генделя составляют кончерто гроссо («большие концер-
ты»), впервые появившиеся в Италии. Основоположником этого жанра считается один из круп-
нейших итальянских композиторов, скрипач-виртуоз Арканджелло Корелли.
Прослушайте фрагмент из Кончерто гроссо, соч. 6 № 2, фа мажор (1! — А — 2) Генделя.
Каково образное содержание этого фрагмента? Чем обусловлено название «большие концер-
ты»? Чем отличаются кончерто гроссо от сольных концертов?
® К какому жанру оркестровой музыки относятся «Музыка на воде» и «Музыка фейер-
верка» Генделя? Каково предназначение этого жанра? Почему потребовалось значительное уси-
ление роли духовых инструментов?
* Роллан Р. Гендель. Собр. соч. в 20-ти томах. Г. 17.С.100.
УРОК 2
Музыкальная культура Германии
Х\ П — ХУШ веков
© Гендель большую часть жизни провел в Англии. А что вы знаете о Бахе? Выезжал ли он
за пределы: Германии?
© Известно, что Бах сочинял во всех существующих в то время жанрах, кроме одного.
Какого? Назовите ведущий жанр творчества Баха, который проник едва ли не во все другие
жанры его творчества.
® «Каждое произведение Баха — это беседа разных голосов, которые представляют
собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое вре-
мя должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен
вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности...» *
Как вы понимаете это образное сравнение?
® Ответьте на следующие вопросы и назовите три ведущие сферы творчества Баха.
а) Бах не являлся создателем немецкой клавирной сюиты, но он воссоздал этот жанр в но-
вой интерпретации. В какую музыку из чисто танцевального, бытового жанра превратилась сюи-
та благодаря Баху?
6)Какое произведение Баха называют «энциклопедией баховского тематизма»? Найдите
и прослушайте фрагменты этого произведения (второй год обучения, кассета ||; третий год обу-
чения, кассета ||).
в)В каком произведении Баха находит свое выражение идея «от страдания к радости»? В чем
необычность и поучительность судьбы этого произведения (третий год обучения, | — Б — 11)?
г)Какие произведения Баха на духовные тексты вам известны?
Страсти, или пассионы, — крупная музыкально-драматическая форма, род оратории. Обя-
зательным сюжетом пассионов служат главы Евангелия, в которых говорится о страданиях Иисуса.
Само слово «пассионы» значит «страдания». Пассион — традиционный и национально-харак-
терный жанр немецкой евангелической духовной музыки. Поэтической основой «Страстей по
Матфею» послужили главы из Евангелия, в которых описываются последние дни Иисуса, преда-
тельство его учеником Иудой, отречение и раскаяние другого ученика — Петра, шествие на Гол-
гофу (место казни).
Содержание происходящего раскрывается в речитативах рассказчика-Евангелиста. Хоры,
арии, хоралы выражают думы! и переживания народа. Послушайте дуэт и хор (| — А — 3). Како-
во содержание и характер этого фрагмента?
* Швейцер &. Погаин Себлетьян Бах, М.. 1964. С. 160.
Назовите любимый инструмент Баха, которым он владел в совершенстве. В каких жанрах
писал Бах для этого инструмента (первый год обучения, кассета |)?
® Искусство всегда отражает жизнь. Художники по-разному решают эту задачу. Одни вос-
певают борьбу, ее пафос, борцов, другие отражают затаенные мысли, чувства и думы людей.
Как решают эту проблему Бах и Гендель?
о Какова судьба творческого наследия Баха?
® В нотных примерах 1 — 5 определите произведения А. Вивальди, Г.-Ф. Генделя,
И.-С. Баха........
Скачать
Автор: Акимова Лариса Юрьевна
Скачать
Издательство: Росмэн, г. МоскваГод издания: 2002
В последнее десятилетие взгляд на «Музыкальную литературу» как предмет исключительно общеобразовательный, ориентированный на усвоение суммы знаний, меняется. Среди педагогов крепнет убеждение, что «Музыкальная литература» должна не столько иметь информативный характер (содержать рассказы о композиторах и произведениях), сколько учить детей общению с музыкой, учить анализировать, запоминать музыкальные произведения, где бы учащиеся с ними ни встречались - на уроках по инструменту, в концертном зале, во всей своей ученической и «взрослой» жизни.
Настоящее пособие построено на основе известной программы, разработанной заслуженным учителем Российской Федерации Е.Б. Лисянской, опирающейся на жанровый принцип построения курса «Музыкальной литературы». Программа предполагает новую методику, позволяющую формировать у детей активное музыкальное восприятие и развивать собственное мнение о прослушанном музыкальном произведении. Вполне естественно, что программа и методика Е.Б. Лисянской изменили не только работу в классе, но и потребовали иного отношения к домашним заданиям. Поэтому и появилось настоящее учебное пособие с домашними заданиями, включающее обширную фонохрестоматию на аудиокассетах.
Скачать
ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА ХУ — начала ХХ века
УРОК 1
Музыкальная культура Италии и Герма-
нии ХУП — ХУШ веков
12 Барокко (в переводе с итальянского — странный, причудливый) — один из главных стилей
в архитектуре, живописи, литературе и музыке европейских стран конца Х\! — середины ХУ! века.
Для архитектуры барокко характерны грандиозность, пышность, пространственный раз-
мах, сложность форм. Здания украшались причудливыми фасадами со скульптурой, лепкой, ор-
наментом. Многочисленные зеркала и росписи расширяли истинные размеры помещений.
В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного или
мифологического характера, парадные портреты.
Наиболее ярко стиль барокко проявился в Италии, где работали крупнейший архитектор
и скульптор Бернини, живописец Караваджо.
Литература барокко отказывается от описания действительности, она не воспроизводит
ее, а формирует по определенным законам. Писатели эпохи барокко широко используют сим-
волы и аллегории. В одном и том же произведении контрастно сочетаются описание событий
и их аллегорическое изображение.
Самым известным писателем эпохи барокко в Италии был Т. Тассо.
В музыке барокко взаимодействовали традиционное начало и новаторское. Расцвета до-
стигает полифония ивто же время утверждается гомофония и связанная с ней мажоро-минор-
ная система. Окончательно сформировываются такие жанры, как оратория, кантата, сюита,
сонаты, концерт. Одной из отличительных черт музыки барокко была внутренняя свобода в тол-
ковании того или иного жанра, граничащая с импровизационностью. Важнейшим завоеванием
эпохи барокко явилось рождение оперы.
=
Искусства барокко достигло высочайших вершин в творчестве итальянских композиторов —
Монтеверди. Корелли. Вивальди; немецких — Генделя, Баха,
Назовите характерные черты стиля барокко, присущие различным видам искусства.
В каком виде искусств стиль барокко дал начало множеству новых жанров и форм?
Продолжите список выдающихся имен эпохи барокко: Мольер (французский писатель), Свифт
(английский писатель), Рембрандт (голландский художник), Веласкес (испанский художник),
@® Колыбелью сольного скрипичного исполнительства по праву считается Венеция. Вене-
цианский аббат Антонио Вивальди — один из величайших музыкантов ХУЙ столетия.
«Зал замирал, когда он начинал импровизировать. То, что Вивальди делал со скрипкой,
казалось невозможным. Пальцы артиста выходили за предель! привычных позиций и забирались
к самой подставке. Они извлекали из инструмента такое количество звуков, что казалось, играет
не одна, а несколько скрипок. Знатоки отказывались верить собственным ушам. Неискушенные
слушатели, не подозревая, что подобное невозможно, хлопали, не жалея ладоней, и кричали
в восторге: «Браво, Вивальди! Брависсимо, аббато россо!»*
Он прославился не только как скрипач-виртуоз, но и как великолепный дирижер и талантли-
вый композитор. О быстроте, с которой он сочинял, ходили легенды.
Даже привычные к вечной спешке итальянских маэстро перелисчики поражались: «Синьор
Антонио, вы сочиняете быстрее, чем мы успеваем снимать копии!» **
Вивальди написал огромное количество сочинений: 39 опер, 23 светские кантаты, культовые
сочинения, 43 арии, 23 симфонии, 73 сонаты, 46 кончерто гроссо, 447 сольных концертов для
самых разнообразных инструментов и составов.
1. Какой жанр инструментальной музыки был создан Вивальди? Для какого инструмента
написана большая часть концертов Вивальди? Как называется произведение Вивальди, о кото-
ром идет речь в следующем литературном фрагменте?
«Это была прекрасная мысль — написать четыре концерта, соответствующих смене вре-
мен года. Какое богатство картин, какое неисчерпаемое многоцветье красок! Весна с ее сияю-
щим небосводом, томительная нега летнего полдня, великолепие осенней охоты и, наконец, ра-
достная забава зимы — коньки. Он населил музыку щебетом и пересвистом птиц, журчаньем
ручьев, громкими криками охотничьих рогов... Порой все это виделось ему так ясно, что вместе
с музыкой к нему приходили слова: «Пришла весна, и веселые птички приветствуют ее своим
пением, журча, бегут ручейки. Молнии и гром тоже весну возвещают»***.
2. Для чего Вивальди вписывал в партитуру слова, как вы думаете?
Найдите этот музыкальный фрагмент на первой кассете и прослушайте его. Предшествен-
ником какого жанра симфонической музыки считается это произведение?
* Великович Э. Поицерт для оркестра. „1.. 1988. С. 39.
** Там же. С. 43.
=** Тамие. С, #3.
5>
® Что вы знаете о Георге Фридрихе Генделе? Что вам известно о Генделе-исполнителе?
«Даже враждебно настроенная пресса помещала хвалебные отзывы и восторженные по-
этические излияния вроде следующих: «О ветры, тихо, тихо трепещите вашими золотыми крыль-
ями среди ветвей! Да будет всегда тишина — заставьте умолкнуть даже шепот зефира... Слушай-
те, слушайте, как играет несравненный Гендель... О! Смотрите, как этот могучий человек застав-
ляет звучать силы органа... Радость собирает свои когорты, вражда утихла... Молчите, пачкуны
искусства. Здесь вам ни к чему милостивое отношение лордов. Здесь царь — Гендель!» *
На каких инструментах часто солировал Гендель?
® Вспомните, что такое опера и оратория? Что общего в этих жанрах и что их различает?
По словам писателя Р. Роллана, в ораториях «музыка служит сама себе декорацией». Что он
имел в виду, как вы думаете?
В каком из этих жанров (опера, оратория) Гендель создал подлинно великие произведения?
«Саул», «Израильв Египте», «Мессия», «Самсон» — это (жанр) Генделя.
Из каких источников Гендель черпал сюжеты для ораторий?
® Выберите правильный ответ.
В ораториях Гендель воспевает:
а) индивидуальную судьбу героя, его лирические переживания, любовные приключения;
6) жизнь народа, полную пафоса борьбы и патриотического подвига.
о Что является стержнем оратории — арии или хоры? Сравните с оперой.
® Основу оркестровой музыки Генделя составляют кончерто гроссо («большие концер-
ты»), впервые появившиеся в Италии. Основоположником этого жанра считается один из круп-
нейших итальянских композиторов, скрипач-виртуоз Арканджелло Корелли.
Прослушайте фрагмент из Кончерто гроссо, соч. 6 № 2, фа мажор (1! — А — 2) Генделя.
Каково образное содержание этого фрагмента? Чем обусловлено название «большие концер-
ты»? Чем отличаются кончерто гроссо от сольных концертов?
® К какому жанру оркестровой музыки относятся «Музыка на воде» и «Музыка фейер-
верка» Генделя? Каково предназначение этого жанра? Почему потребовалось значительное уси-
ление роли духовых инструментов?
* Роллан Р. Гендель. Собр. соч. в 20-ти томах. Г. 17.С.100.
УРОК 2
Музыкальная культура Германии
Х\ П — ХУШ веков
© Гендель большую часть жизни провел в Англии. А что вы знаете о Бахе? Выезжал ли он
за пределы: Германии?
© Известно, что Бах сочинял во всех существующих в то время жанрах, кроме одного.
Какого? Назовите ведущий жанр творчества Баха, который проник едва ли не во все другие
жанры его творчества.
® «Каждое произведение Баха — это беседа разных голосов, которые представляют
собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое вре-
мя должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен
вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности...» *
Как вы понимаете это образное сравнение?
® Ответьте на следующие вопросы и назовите три ведущие сферы творчества Баха.
а) Бах не являлся создателем немецкой клавирной сюиты, но он воссоздал этот жанр в но-
вой интерпретации. В какую музыку из чисто танцевального, бытового жанра превратилась сюи-
та благодаря Баху?
6)Какое произведение Баха называют «энциклопедией баховского тематизма»? Найдите
и прослушайте фрагменты этого произведения (второй год обучения, кассета ||; третий год обу-
чения, кассета ||).
в)В каком произведении Баха находит свое выражение идея «от страдания к радости»? В чем
необычность и поучительность судьбы этого произведения (третий год обучения, | — Б — 11)?
г)Какие произведения Баха на духовные тексты вам известны?
Страсти, или пассионы, — крупная музыкально-драматическая форма, род оратории. Обя-
зательным сюжетом пассионов служат главы Евангелия, в которых говорится о страданиях Иисуса.
Само слово «пассионы» значит «страдания». Пассион — традиционный и национально-харак-
терный жанр немецкой евангелической духовной музыки. Поэтической основой «Страстей по
Матфею» послужили главы из Евангелия, в которых описываются последние дни Иисуса, преда-
тельство его учеником Иудой, отречение и раскаяние другого ученика — Петра, шествие на Гол-
гофу (место казни).
Содержание происходящего раскрывается в речитативах рассказчика-Евангелиста. Хоры,
арии, хоралы выражают думы! и переживания народа. Послушайте дуэт и хор (| — А — 3). Како-
во содержание и характер этого фрагмента?
* Швейцер &. Погаин Себлетьян Бах, М.. 1964. С. 160.
Назовите любимый инструмент Баха, которым он владел в совершенстве. В каких жанрах
писал Бах для этого инструмента (первый год обучения, кассета |)?
® Искусство всегда отражает жизнь. Художники по-разному решают эту задачу. Одни вос-
певают борьбу, ее пафос, борцов, другие отражают затаенные мысли, чувства и думы людей.
Как решают эту проблему Бах и Гендель?
о Какова судьба творческого наследия Баха?
® В нотных примерах 1 — 5 определите произведения А. Вивальди, Г.-Ф. Генделя,
И.-С. Баха........
Скачать