Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Музыкальная литература. Примерная программа и методические рекомендации. 2004 год.Иофис Б.Р.

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
4
Иофис Б.Р. Музыкальная литература. Примерная программа и методические рекомендации. 2004 год


Скачать

Предмет «Музыкальная литература» является одной из обязательных
дисциплин в учебных планах детских музыкальных шкоп и шкоп искусств.
определяющих своеобразие и универсальность стечественной системы
музыкального образования. Этот предмет как учебный курс прошел длительный путь
развития с середины 30-х годов до наших дней и потому в достаточном объеме
обеспечен методическими и учебными материалами. Однако высокая динамика
перемен в общественной жизни, характерная для современного мира, делает
необходимым обновление и совершенствование форм и содержания учебного
процесса с тем, чтобы содержание образования в области музыкального искусства

продолжало соответствовать стоящим перед ней задачам.

Современная социально-экономическая ситуация определила возникновение
трех групп проблем. Первая из них связана с большой занятостью родителей, в
результате чего потребность в общении со взрослыми - самая ранняя из социальных
потребностей ребенка - остается неудовлетворенной. Вследствие этого школьники
могут испытывать психическое и психологическое напряжение, становиться
зажатыми, а это, в свою очередь, приводит к уому, что нарушаются их контакты сс
сверстниками, создаются предпосылки для формирования заниженной самооценки,
ущербной социальной позиции, возникают определенные трудности в учебной

деятельности.

Вторая проблема - общее ухудшение состояния здоровья детей, в тэм числе,
рост числа психофизических нарушений. Для школьников с ослабленным здоровьем
характерны быстрая утомляемость, рассеянность, несбалансированность процессов

возбуждения и торможения, что негативно влияет на учебный процесс

Третья проблема - информационная перегруженность современного человека,
от которой прежде всего страдают школьники. Одно из проявлений этого -
превращение музыки в фоновый информационный поток. Бессистемность,
хастичносте и поверхностность впечатлений, жакровое и стилевое однообразие
звучащего фона не способствуют развитию музыкальности детей и формированию у

них адекватной шкалы ценностей
Осознание пепагогической общественностью отмеченных негативных
тенденций и обусловливает стремление к реальному, а не декларативному
признанию равноправия элементов образовательной триады: обучения, воспитания

и развития.

Таким образом, процесс обновления программ дпя детских шкоп искусств как
особого вида образовательных учреждений дополнительного образования детей, в

том чисте, по предмету «Музыкальная литература» весьма актуален.

Б соответствии с действующими примерными учебными планами программа
рассчитана на четыре года обучения и предназначена для детей в возрасте от 16 лет.
В прецесс обучения поспедователено эключаются две возрастные группы: младшие
{10 - 12 ле? и старшие (12 - 15 лет).

Новизна данной программы заключается как в ее структуре, так и в
содержании. Во-первых, она может быть рассмотрена в качестве своего рода
«конструктора», из элементов которого преподаватели могут создавать собственные

программы.

Во-вторых, в программе последовательнс и в разных аспектах реализован
принцип вариативность. Списск музыкальных произведений, рекомендуемых для
освоения на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ), разделен на три части. В
основе этого разделения - принцип необходимости элементов. составляющих каждую

часть, и возможности их взаимозаменяемости.

В тематические планы и список музыкальных произведений включены
варианты региональных компонентоо, что позволяет адаптировать процесс обучения
к культурно-этническим особенностям различных субъектов Российской Федерации:
имеются в виду не только национально-территориальные образования, но и

связанное с геополитическим фактором многообразие русской культуры.

В программе впервые реализованы новые возможности, связанные с
включением в учебные планы ЯМШ (ДШИ) предмета «Слушание музыки» в мпадших

классах.
Цель обучения в детской музыкальной школе (школе искусств)- формирование
музыкальной культуры детей как части их духовной культуры. Соответственно, цель
предмета «Музькальная литература» - формирование у детей основ культуры

слушания музыки.

Слушание (наряду с исполнением и сочинением} является одной из основных
форм деятельности, реально обеспечивающей существование музыки как вида
искусства. Освоениа этих видов деятельности осуществляется в процессе обучения,
воспитания и развития учащихся в ДМШ и ДШИ. Занимаясь под руководством
прелолавателей, дети готовятся к тому, чтобы впоследствии реализовать себя в этой
области самостоятельно, активно и целенаправленно. Эти качества
обеспечиваются сформированными и развитыми в процессе обучения и воспитания

способностями и потребностями.

Возможности самореализации в исполнительской и композиторской
деятельности у каждого ученика в очень большой стенени зависят от
индивидуальных особенностей и нередко довольно ограничены. Тем не менее,
обучение в учреждениях дополнительного образования, реализующих
образовательные программы музыкального искусства, имеет смысл для любого
ребенка, поскольку деятельность слушателя доступна каждому при условии

овладения необходимым уровнем функциональной грамотности.

Функциональная грамотность, применительно к деятельности слушателя,
предполагает наличие у него комплекса знаний, умений, навыков и практического
опыта, позволяющего, во-первых, переживать музыку как лвижение «интонирусмых
смыслов» и, во-вторых, понимать содержание письменных и устных музыковедческих
текстов популяризаторской и дидактической направленности.

Для правильной постановки цели необходимо также принимать во вниманис
относительную возможность ее достижения, которая обусповлена рядом
объективных причин........

Скачать

 
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Любовь Васильевна 368
Любовь Васильевна 876
Любовь Васильевна 451
Тамара Леонидовна 465
Елена Григорьевна 536
Елена Григорьевна 554
Любовь Васильевна 310
Татьяна Юрьевна 462
Вера Романовна 270
Алёна Ивановна 312

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу