Алина Дмитриевна
Member
- 16 Июл 2022
- 781
- 2
Автор: Н. Рославец
СКАЧАТЬ
Год: 1991
Издательство: Музыка
Страниц: 90
Формат: PDF
Размер: 4,9 МВ
Язык: русский
СКАЧАТЬ
Творчество Н. А. Рославца (1880/81-1944) — одна из интереснейших забытых страниц советской музыкальной культуры. В 1911-1912 году композитор окончил Московскую консерваторию по классу скрипки (у И. В. Гржимали), в 1912 — по композиции (у С. Н. Василенко). Дипломная работа — мистерия по Байрону "Небо и земля" — была удостоена большой серебряной медали, а ее автор — звания свободного художника. Поиски собственного гармонического стиля привели Рославца к обоснованию концепции "новой системы организации звука". Техника "синтетаккорда", основанная на индивидуальных звуковысотных комплексах и призванная упорядочить хроматику, нередко сравнивается с серийной. Однако возникла она задолго до классической додекафонии. Кристаллизация "новой системы" осуществилась в 1913-1919 годах в двух фортепианных (1914, 1916), Первой скрипичной (1913) сонатах, Ноктюрне-квинтете (1913), Первом струнном квартете (1913), в вокальных и инструментальных миниатюрах.
В своем творчестве Рославец отдал дань многим художественным течениям, хотя не примыкал ни к одному из них. Так, открытие "новой системы организации звука" соприкасается с исканиями футуристов; особенно же значимы для стиля композитора общеэстетические воздействия модерна.
Пик общественной деятельности Рославца приходится на послереволюционные годы. Один из лидеров Ассоциации современной музыки (АСМ), композитор редактирует журнал "Музыкальная культура", его имя — среди организаторов профессионального союза композиторов. Рославец преподает в Ельце, Харькове и Москве. Разрабатывая идеи монументальной пропаганды в музыке (лучшие работы — кантата "Октябрь", симфоническая поэма "Комсомолия" ), он продолжает исследовать возможности "новой системы", открывая новые принципы музыкального ритма, формы контрапункта, создав собственный метод преподавания. "Академическое новаторство" (Л. Сабанеев) тех лет сказалось в Первом скрипичном концерте (1925), работе над Первой и Второй, Камерной симфониями, камерной инструментальной и вокальной музыкой. Однако творческие поиски композитора не встретили понимания в то время, его произведения почти не исполнялись. Связанный с этим спад творческой и общественной деятельности отразился на художественном уровне произведений 30-х годов, в том числе — на первом узбекском балете "Пахта" (" Хлопок" ). Тем не менее, в лучших работах композитор сохраняет высокий профессионализм, культуру письма. Драматична судьба многих его произведений, утраченных или сохранившихся во фрагментах.
Камерное творчество точно отражает эволюцию стиля Рославца. Особое внимание композитор уделял своему любимому инструменту — скрипке. В Поэме для скрипки и фортепиано (Москва, ноябрь 1915 года) Рославец решает принципиальные композиционные и ансамблевые задачи. Интересна кульминация — этот драматургический центр помещен в заключительной части композиции и создает известную ассиметрию, тенденцию к "открытой форме". Трактовка партии фортепиано, ее оркестровое звучание подготавливают некоторые более поздние решения Рославца, в частности, сохранившуюся не полностью Шестую фортепианную сонату (1928). При жизни композитора Поэма для скрипки и фортепиано была издана нотопечатней В. Гроссе в Москве.
Четвертая соната для скрипки и фортепиано (Москва, август 1920 года) демонстрирует интенсивные поиски большой композиции. Связанная по лексике с Первой и Второй скрипичными сонатами Рославца, она сочетает изощренность выразительных средств и стремление к большей простоте и монументальности. Идея трансформации исходного звукового комплекса, высветление его в коде сонаты сопоставима с общим драматургическим решением. Композитор обрисовывает два интонационных центра — из действенных, волевых полетных элементов вырастает главная партия, созерцательные мотивы "томления" сосредоточены во второй побочной теме, отзвуки которой слышны в окончании коды.
Известное несовпадение драматургического и композиционного планов, выявленное в парадоксальном совмещении статики и динамики, в агогических и темповых закономерностях сонаты, отражается в приеме двойной кульминации рядом с максимальной звучностью дается тихая, гасящая звучание вершина. Идея кульминаций-вспышек и "медитативных зон", намеченная уже в ранних сочинениях Рославца, находит в Четвертой скрипичной сонате последовательное воплощение.
Тембровая дифференциация и виртуозная трактовка партий инструментов совмещаются в сонате с концертно-симфонической концепцией. Реальное и иллюзорное многоголосие, предельное тембровое разнообразие порой превращают ансамбль-дуэт в многоголосный концерт. Четвертая скрипичная соната была высоко оценена современниками. По словам Н. Я. Мясковского, в ней "ощущается подлинный внутренний трепет, быть может, против воли овладевающий самим автором, создавшим страницы остро и цепко впечатляющие". При жизни композитора Четвертая скрипичная соната была опубликована Музсектором Госиздата в 1926 году в Москве.
Три танца для скрипки и фортепиано (1923) довольно часто исполнялись в 20-е годы. Цикл снискал восторженный отзыв Е. М. Браудо, назвавшего "танцы" "предерзостными". Три танца прозвучали на музыкальной выставке, организованной "Международной книгой" и Музсектором Госиздата 12 апреля 1924 года. Об этом концерте, посвященном творчеству Рославца, В. М. Беляев писал: "В лице Рославца русская музыка имеет весьма крупную и совершенно своеобразную композиторскую фигуру, мастера, достигшего абсолютной свободы в обращении с формируемым им звуковым материалом, музыканта, творящего в новой звуковой области, которая открыта им и которая никем, кроме него, еще не использована". "Танцы" связаны с идеей переосмысления традиционных жанровых средств, разрабатываемой композитором и другими лидерами АСМ в 20-е годы. Цикл был опубликован издательством Universal Edition в 1925 году.
Жанр легенды неоднократно привлекал Рославца. Известно, что 6 ноября 1920 года Г. Дулов и Е. Бекман-Щербина исполнили во втором отделении 14-й музыкальной выставки коллектива композиторов Всерабиса произведение Рославца под таким названием, датируемое 1920 годом.
"Легенда", публикуемая в настоящем сборнике, создана позже - в архивной описи она фигурирует как произведение 1930 года, а ученик Рославца П. В. Теплов относит ее к 1941 году. В 20-е годы в камерном творчестве Рославца обозначается та линия, которая в следующем десятилетии, в условиях вынужденного языкового компромисса, приведет к "постромантическим" мотивам в его стиле. Известный традиционализм выразительных средств и отличает это сочинение. "Легенда" публикуется впервые по автографу, хранящемуся в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ф. 373, ед. хр. 7).
СОДЕРЖАНИЕ:
СКАЧАТЬ
Год: 1991
Издательство: Музыка
Страниц: 90
Формат: PDF
Размер: 4,9 МВ
Язык: русский
СКАЧАТЬ
Творчество Н. А. Рославца (1880/81-1944) — одна из интереснейших забытых страниц советской музыкальной культуры. В 1911-1912 году композитор окончил Московскую консерваторию по классу скрипки (у И. В. Гржимали), в 1912 — по композиции (у С. Н. Василенко). Дипломная работа — мистерия по Байрону "Небо и земля" — была удостоена большой серебряной медали, а ее автор — звания свободного художника. Поиски собственного гармонического стиля привели Рославца к обоснованию концепции "новой системы организации звука". Техника "синтетаккорда", основанная на индивидуальных звуковысотных комплексах и призванная упорядочить хроматику, нередко сравнивается с серийной. Однако возникла она задолго до классической додекафонии. Кристаллизация "новой системы" осуществилась в 1913-1919 годах в двух фортепианных (1914, 1916), Первой скрипичной (1913) сонатах, Ноктюрне-квинтете (1913), Первом струнном квартете (1913), в вокальных и инструментальных миниатюрах.
В своем творчестве Рославец отдал дань многим художественным течениям, хотя не примыкал ни к одному из них. Так, открытие "новой системы организации звука" соприкасается с исканиями футуристов; особенно же значимы для стиля композитора общеэстетические воздействия модерна.
Пик общественной деятельности Рославца приходится на послереволюционные годы. Один из лидеров Ассоциации современной музыки (АСМ), композитор редактирует журнал "Музыкальная культура", его имя — среди организаторов профессионального союза композиторов. Рославец преподает в Ельце, Харькове и Москве. Разрабатывая идеи монументальной пропаганды в музыке (лучшие работы — кантата "Октябрь", симфоническая поэма "Комсомолия" ), он продолжает исследовать возможности "новой системы", открывая новые принципы музыкального ритма, формы контрапункта, создав собственный метод преподавания. "Академическое новаторство" (Л. Сабанеев) тех лет сказалось в Первом скрипичном концерте (1925), работе над Первой и Второй, Камерной симфониями, камерной инструментальной и вокальной музыкой. Однако творческие поиски композитора не встретили понимания в то время, его произведения почти не исполнялись. Связанный с этим спад творческой и общественной деятельности отразился на художественном уровне произведений 30-х годов, в том числе — на первом узбекском балете "Пахта" (" Хлопок" ). Тем не менее, в лучших работах композитор сохраняет высокий профессионализм, культуру письма. Драматична судьба многих его произведений, утраченных или сохранившихся во фрагментах.
Камерное творчество точно отражает эволюцию стиля Рославца. Особое внимание композитор уделял своему любимому инструменту — скрипке. В Поэме для скрипки и фортепиано (Москва, ноябрь 1915 года) Рославец решает принципиальные композиционные и ансамблевые задачи. Интересна кульминация — этот драматургический центр помещен в заключительной части композиции и создает известную ассиметрию, тенденцию к "открытой форме". Трактовка партии фортепиано, ее оркестровое звучание подготавливают некоторые более поздние решения Рославца, в частности, сохранившуюся не полностью Шестую фортепианную сонату (1928). При жизни композитора Поэма для скрипки и фортепиано была издана нотопечатней В. Гроссе в Москве.
Четвертая соната для скрипки и фортепиано (Москва, август 1920 года) демонстрирует интенсивные поиски большой композиции. Связанная по лексике с Первой и Второй скрипичными сонатами Рославца, она сочетает изощренность выразительных средств и стремление к большей простоте и монументальности. Идея трансформации исходного звукового комплекса, высветление его в коде сонаты сопоставима с общим драматургическим решением. Композитор обрисовывает два интонационных центра — из действенных, волевых полетных элементов вырастает главная партия, созерцательные мотивы "томления" сосредоточены во второй побочной теме, отзвуки которой слышны в окончании коды.
Известное несовпадение драматургического и композиционного планов, выявленное в парадоксальном совмещении статики и динамики, в агогических и темповых закономерностях сонаты, отражается в приеме двойной кульминации рядом с максимальной звучностью дается тихая, гасящая звучание вершина. Идея кульминаций-вспышек и "медитативных зон", намеченная уже в ранних сочинениях Рославца, находит в Четвертой скрипичной сонате последовательное воплощение.
Тембровая дифференциация и виртуозная трактовка партий инструментов совмещаются в сонате с концертно-симфонической концепцией. Реальное и иллюзорное многоголосие, предельное тембровое разнообразие порой превращают ансамбль-дуэт в многоголосный концерт. Четвертая скрипичная соната была высоко оценена современниками. По словам Н. Я. Мясковского, в ней "ощущается подлинный внутренний трепет, быть может, против воли овладевающий самим автором, создавшим страницы остро и цепко впечатляющие". При жизни композитора Четвертая скрипичная соната была опубликована Музсектором Госиздата в 1926 году в Москве.
Три танца для скрипки и фортепиано (1923) довольно часто исполнялись в 20-е годы. Цикл снискал восторженный отзыв Е. М. Браудо, назвавшего "танцы" "предерзостными". Три танца прозвучали на музыкальной выставке, организованной "Международной книгой" и Музсектором Госиздата 12 апреля 1924 года. Об этом концерте, посвященном творчеству Рославца, В. М. Беляев писал: "В лице Рославца русская музыка имеет весьма крупную и совершенно своеобразную композиторскую фигуру, мастера, достигшего абсолютной свободы в обращении с формируемым им звуковым материалом, музыканта, творящего в новой звуковой области, которая открыта им и которая никем, кроме него, еще не использована". "Танцы" связаны с идеей переосмысления традиционных жанровых средств, разрабатываемой композитором и другими лидерами АСМ в 20-е годы. Цикл был опубликован издательством Universal Edition в 1925 году.
Жанр легенды неоднократно привлекал Рославца. Известно, что 6 ноября 1920 года Г. Дулов и Е. Бекман-Щербина исполнили во втором отделении 14-й музыкальной выставки коллектива композиторов Всерабиса произведение Рославца под таким названием, датируемое 1920 годом.
"Легенда", публикуемая в настоящем сборнике, создана позже - в архивной описи она фигурирует как произведение 1930 года, а ученик Рославца П. В. Теплов относит ее к 1941 году. В 20-е годы в камерном творчестве Рославца обозначается та линия, которая в следующем десятилетии, в условиях вынужденного языкового компромисса, приведет к "постромантическим" мотивам в его стиле. Известный традиционализм выразительных средств и отличает это сочинение. "Легенда" публикуется впервые по автографу, хранящемуся в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ф. 373, ед. хр. 7).
СОДЕРЖАНИЕ:
- Легенда
- Полька
- Три танца
- Вальс
- Ноктюрн
- Мазурка
- Соната №4