Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Начальная теория музыки. Учебное пособие по сольфеджио для музыкальных школ и школ искусств. Дадиомов А. Е.

Название: Начальная теория музыки. Учебное пособие по сольфеджио для музыкальных школ и школ искусств.

Автор: Дадиомов Александр Евгеньевич


1657927767031.png


Скачать

Издательство: Издательский дом В. Катанского, г. Москва

Год издания: 2006

В школьном курсе на уроках сольфеджио фактически объединяются два предмета: сольфеджио как учебная дисциплина для развития слуха учащихся и элементарная теория, дающая основы музыкальной грамоты.

Разумеется, оба предмета тесно взаимосвязаны. Вместе с тем, в методических интересах часто требуется выделить один из них, акцентировать на нем внимание учащегося. Особенно это касается теории музыки, которая является базой для всех остальных предметов школьного курса.

Однако большинство распространенных ныне учебников делают основной акцент на сольфеджио, привлекая теоретические вопросы лишь по мере необходимости.

Использование же в музыкальной школе учебников по элементарной теории музыки затруднено как сложностью языка авторов, рассчитанного на более взрослую аудиторию, так и схематичностью изложения.


Скачать

Предлагаемое пособие, естественно, не претендуя на абсолютную новизну, ориентировано на полноту изложения круга тем, которые исчерпывают современный курс музыкальной грамоты на уроках сольфеджио в музыкальной школе. В полном объеме, оно соответствует уровню вступительных экзаменов в средние музыкальные учебные заведения по специальности «теория музыки»; вместе с тем, возможно его частичное изучение. Часть текста, выходящая за рамки стандартной школьной программы, напечатана мелким шрифтом.

Здесь впервые дан столь подробный, на конкретных примерах, разбор одного из самых важных и сложных разделов курса. Это — техника построения интервалов и аккордов вверх и вниз от звука и по данному тону, а также их построение и разрешение в ладу.

Издание призвано помочь учащимся в самостоятельном овладении начальной теорией музыки. Поэтому объяснения тем достаточно подробны и, по возможности, максимально облегчены.

Данное пособие может оказаться весьма полезным также и на занятиях по музыкальной литературе (особенно, шестая глава) и исполнительским специальностям (седьмая глава). Кроме того, оно может в той или иной мере привлекаться и при изучении курса элементарной теории музыки в средних специальных музыкальных учебных заведениях.

Для удобства пользования, материал сгруппирован по тематическому принципу; в реальной же практике изучение различных тем должно идти параллельно.

В целях большей компактности, укрупнены главы и параграфы, отсутствуют практические задания (в качестве таковых рекомендуются «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки» В. В. Хвостенко, «Пособия по сольфеджио» Г Ф. Калининой, «Домашние задания по сольфеджио» Е. М. Золиной и пр.), а большинство музыкальных примеров приведено в схематическом виде.

При составлении издания, автор во многом опирался на учебник И. В. Способина «Элементарная теория музыки»; оттуда, в частности, заимствованы некоторые из приведенных схем.

Считаю своим приятным долгом выразить благодарность за ряд ценных советов коллегам по кафедре теории музыки Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке и теоретическому отделу Музыкальной школы имени Ю. А. Шапорина МГИМ, особенно — кандидату искусствоведения О. С. Фадеевой и Т. В. Смирновой.


СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Глава I. Основы нотного письма
§ 1. Названия звуков 5
§ 2. Запись музыкальных звуков 6
$ 3. Знаки альтерации 12
§ 4. Буквенные обозначения звуков 14
Глава Н. Ритм. Метр. Тактовый размер
§ I. Обозначение длительности звуков 16
§ 2. Паузы 24
§ 3. Такт. Тактовый размер 26
§ 4. Группировка длительностей 31
Г лава III. Лад и тональность
§ 1. Лад 36
§ 2. Мажор. Мажорные тональности 38
§ 3. Минор. Минорные тональности. Определение тональности
музыкального произведения 46
§ 4. Диатонические (натуральные) лады. Пентатоника. Особые
виды ладов 55
§ 5. Родство тональностей. Модуляция. Хроматическая гамма.
§ 6. Септаккорды и их обращения в ладу 147
§ 7. Буквенно-цифровые обозначения аккордов 167
§ 8. Некоторые дополнительные сведения об аккордах 170
§ 9. Неаккордовые звуки. Прерванный оборот. Органный пункт 177
Глава VI. Средства музыкальной выразительности и элементы
музыкальной формы
§ 1. Средства музыкальной выразительности 184
§ 2. Средства выразительности и содержание музыкальных
произведений. Некоторые сведения о жанрах, програм-
мной музыке и звукописи 197
§ 3. Элементы музыкального синтаксиса. Период. Каденция 204
§ 4. Некоторые сведения о других музыкальных формах 211
Глава VII. Дополнения
§ I. Мелизмы 227
§ 2. Знаки сокращения нотного письма 233
§ 3. Несколько практических совета но опр
го размера и затакта в музыкальном дик 235
§ 4. Некоторые музыкальные термины 239
спрашивайте в магазинах
вашего города.
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу