Инна Леонидовна
Member
- 16 Июл 2022
- 192
- 0
Название: Начальная школа обучения игре на скрипке
Автор: Г. Фесечко
Год: 1948
Издательство: Государственное учебно-педагогическое издательство
В педагогических училищах введено обязательное обучение учащихся игре на музыкальных инструментах, в частности, обучение игре на скрипке.
Программой по музыке, утвержденной Министерством просвещения РСФСР для педагогических училищ, ставится задача обучить учащихся игре на скрипке в такой степени, чтобы они, овладев первоначальной скрипичной техникой, могли в будущей своей педагогической работе в начальной школе проводить уроки пения, разучивая с детьми песни при помощи этого музыкального инструмента.
Однако овладение начальной скрипичной техникой, в силу специфических свойств инструмента, дело трудное. Поэтому крайне важно дать учащимся пособие, которое облегчало бы их работу с самых первых, основных моментов обучения. Специальных пособий по обучению игре на скрипке для учащихся педагогических училищ нет. Скрипичные школы, этюды, первоначальные упражнения всегда составлялись и составляются в расчете на подготовку будущих профессионалов, учащихся профессиональных музыкальных заведений, в крайнем случае — для любителей-самоучек.
Предлагаемая "Начальная школа обучения игре на скрипке" — пособие для учащихся педагогических училищ — составлена на основе опыта работы в педагогических училищах. В ней последовательно изложен процесс овладения инструментом и подобран сообразно с этой задачей материал, главным образом, состоящий из песен школьного программного репертуара и народных песен.
Первая часть "Пособия" включает основные правила и приемы игры на скрипке, изучаемые на материале начальных упражнений, гамм, этюдов, расположенных в возрастающей трудности исполнения в пределах первой позиции. Соответственно этому первая часть делится на 3 подотдела: а) скрипка и смычок, б) гаммы, в) этюды.
Вторая часть — учебно-художественный материал. В свою очередь, эта часть тоже делится на три подотдела: а) песни для первых четырех классов школы, б) массовые революционные и народные песни и в) произведения русских и иностранных классиков, а также современных советских композиторов в переложении для скрипки с фортепиано.
Нотный материал первого и второго подотделов второй части может быть использован будущими педагогами для детского хорового пения в начальных школах. Этим обусловливается сохранение текста в песнях, так как он облегчает детям запоминание музыкальных мотивов. На материале третьего подотдела учащиеся приобретают исполнительские художественные навыки. Эти произведения могут исполняться на вечерах самодеятельности и культурно-массовых мероприятиях в педагогических училищах.
"Пособию" предпослана историческая справка об инструменте — скрипке.
скачать
Происхождение струнных инструментов относится к глубочайшей древности. Постепенно вытесняя семью старинных виол, скрипка * к ХVI веку трудами знаменитых итальянских мастеров достигла величайшего совершенства звука, сохранив и до настоящего времени выработанную ими наилучшую форму. Указать точно, когда именно установилась сохранившаяся до нашего времени форма скрипки, невозможно. Форма ее вырабатывалась постепенно многими поколениями инструментальных мастеров.
С давних времен скрипка стала не только любимым концертным инструментом, но получила широкое распространение как инструмент национальный во многих европейских странах (например, Украина, Польша, Венгрия, Румыния).
Среди многочисленных итальянских скрипичных мастеров следует отметить Гаспаро-ди- Берто-летти (1542—1609), по прозванию Гаспаро да Сало (по названию местечка, где он родился), как одного, из ранних и первоклассных. Затем прославились мастера семейства Амати, из которых наиболее выдающимся был Никола Амати (1596 — 1684).
В конце ХVII и первой половине ХVIII века в городе Кремоне наивысшего совершенства в искусстве изготовления скрипок достигли знаменитые мастера — Антонио Страдивари (1644 — 1737) и лучший представитель семьи Гварнери — Джузешие Гварнери (1687 — 1744), прозванный Дель-Джезу.
Их инструменты выделяются особенно красивым звуком, совершенством конструкции и отделки,
выбором наилучшего материала (клен, ель) и красотою лака, которым покрывались скрипки.
В настоящее время скрипки старых итальянских мастеров, особенно Страдивари, Гварнери, Амати и других, представляют большую редкость и оцениваются очень дорого.
В те времена скрипки выделывались кустарным способом, наилучшие из них уже тогда стоили дорого и были доступны лишь богатым и высоко-поставленным лицам и выдающимся артистам-скрипачам. В дальнейшем производство скрипок стало преимущественно фабричным. Это удешевило их стоимость, но зато качество снизилось. Постепенно искусство старых итальянских мастеров оказалось забытым.
Советским правительством в Москве организована Государственная коллекция старинных итальянских инструментов, в составе которой имеются и скрипки мастеров Страдивари и Гварнери. Из
этой коллекции правительство дает в пользование выдающимся советским скрипачам лучшие инструменты.
Научные музыкальные институты и лаборатории Советского Союза ведут работу по исследованию и изучению способов построения новых высококачественных инструментов. В том же направлении работают и отдельные советские инструментальные мастера. Успешно развивается массовое производство скрипок и других музыкальных инструментов.
В 1933 году в Москва был устроен конкурс итальянских и советских скрипок. Скрипки, сделанные советскими мастерами из отечественных материалов, получили высокую оценку, соревнуясь с лучшими итальянскими инструментами.
Автор: Г. Фесечко
Год: 1948
Издательство: Государственное учебно-педагогическое издательство
В педагогических училищах введено обязательное обучение учащихся игре на музыкальных инструментах, в частности, обучение игре на скрипке.
Программой по музыке, утвержденной Министерством просвещения РСФСР для педагогических училищ, ставится задача обучить учащихся игре на скрипке в такой степени, чтобы они, овладев первоначальной скрипичной техникой, могли в будущей своей педагогической работе в начальной школе проводить уроки пения, разучивая с детьми песни при помощи этого музыкального инструмента.
Однако овладение начальной скрипичной техникой, в силу специфических свойств инструмента, дело трудное. Поэтому крайне важно дать учащимся пособие, которое облегчало бы их работу с самых первых, основных моментов обучения. Специальных пособий по обучению игре на скрипке для учащихся педагогических училищ нет. Скрипичные школы, этюды, первоначальные упражнения всегда составлялись и составляются в расчете на подготовку будущих профессионалов, учащихся профессиональных музыкальных заведений, в крайнем случае — для любителей-самоучек.
Предлагаемая "Начальная школа обучения игре на скрипке" — пособие для учащихся педагогических училищ — составлена на основе опыта работы в педагогических училищах. В ней последовательно изложен процесс овладения инструментом и подобран сообразно с этой задачей материал, главным образом, состоящий из песен школьного программного репертуара и народных песен.
Первая часть "Пособия" включает основные правила и приемы игры на скрипке, изучаемые на материале начальных упражнений, гамм, этюдов, расположенных в возрастающей трудности исполнения в пределах первой позиции. Соответственно этому первая часть делится на 3 подотдела: а) скрипка и смычок, б) гаммы, в) этюды.
Вторая часть — учебно-художественный материал. В свою очередь, эта часть тоже делится на три подотдела: а) песни для первых четырех классов школы, б) массовые революционные и народные песни и в) произведения русских и иностранных классиков, а также современных советских композиторов в переложении для скрипки с фортепиано.
Нотный материал первого и второго подотделов второй части может быть использован будущими педагогами для детского хорового пения в начальных школах. Этим обусловливается сохранение текста в песнях, так как он облегчает детям запоминание музыкальных мотивов. На материале третьего подотдела учащиеся приобретают исполнительские художественные навыки. Эти произведения могут исполняться на вечерах самодеятельности и культурно-массовых мероприятиях в педагогических училищах.
"Пособию" предпослана историческая справка об инструменте — скрипке.
скачать
Происхождение струнных инструментов относится к глубочайшей древности. Постепенно вытесняя семью старинных виол, скрипка * к ХVI веку трудами знаменитых итальянских мастеров достигла величайшего совершенства звука, сохранив и до настоящего времени выработанную ими наилучшую форму. Указать точно, когда именно установилась сохранившаяся до нашего времени форма скрипки, невозможно. Форма ее вырабатывалась постепенно многими поколениями инструментальных мастеров.
С давних времен скрипка стала не только любимым концертным инструментом, но получила широкое распространение как инструмент национальный во многих европейских странах (например, Украина, Польша, Венгрия, Румыния).
Среди многочисленных итальянских скрипичных мастеров следует отметить Гаспаро-ди- Берто-летти (1542—1609), по прозванию Гаспаро да Сало (по названию местечка, где он родился), как одного, из ранних и первоклассных. Затем прославились мастера семейства Амати, из которых наиболее выдающимся был Никола Амати (1596 — 1684).
В конце ХVII и первой половине ХVIII века в городе Кремоне наивысшего совершенства в искусстве изготовления скрипок достигли знаменитые мастера — Антонио Страдивари (1644 — 1737) и лучший представитель семьи Гварнери — Джузешие Гварнери (1687 — 1744), прозванный Дель-Джезу.
Их инструменты выделяются особенно красивым звуком, совершенством конструкции и отделки,
выбором наилучшего материала (клен, ель) и красотою лака, которым покрывались скрипки.
В настоящее время скрипки старых итальянских мастеров, особенно Страдивари, Гварнери, Амати и других, представляют большую редкость и оцениваются очень дорого.
В те времена скрипки выделывались кустарным способом, наилучшие из них уже тогда стоили дорого и были доступны лишь богатым и высоко-поставленным лицам и выдающимся артистам-скрипачам. В дальнейшем производство скрипок стало преимущественно фабричным. Это удешевило их стоимость, но зато качество снизилось. Постепенно искусство старых итальянских мастеров оказалось забытым.
Советским правительством в Москве организована Государственная коллекция старинных итальянских инструментов, в составе которой имеются и скрипки мастеров Страдивари и Гварнери. Из
этой коллекции правительство дает в пользование выдающимся советским скрипачам лучшие инструменты.
Научные музыкальные институты и лаборатории Советского Союза ведут работу по исследованию и изучению способов построения новых высококачественных инструментов. В том же направлении работают и отдельные советские инструментальные мастера. Успешно развивается массовое производство скрипок и других музыкальных инструментов.
В 1933 году в Москва был устроен конкурс итальянских и советских скрипок. Скрипки, сделанные советскими мастерами из отечественных материалов, получили высокую оценку, соревнуясь с лучшими итальянскими инструментами.
Последнее редактирование модератором: