Инна Леонидовна
Member
- 16 Июл 2022
- 192
- 0
Название: Настройка и ремонт фортепиано
Автор: Л. Снитко-Сорочинский
Год: 1974
Издательство: Музыка
Пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано, его настройке и ремонту; в нем рассматриваются различные конструкции инструментов, даются советы к устранению основных дефектов.
Предназначается для пианистов - педагогов и студентов, а также для настройщиков.
скачать
ОТ АВТОРА
В последние годы на страницах печати все чаще ставится вопрос о настройке и ремонте фортепиано. Действительно, с этой проблемой дело обстоит явно неблагополучно: мастеров с каждым годом становится все меньше, а во многих больших городах (таких, например, как Томск и Омск) их почти совсем не осталось. Профессия настройщика отмирает, но не из-за отсутствия спроса на нее, а из-за недостатка кадров. Учебных заведений, подготавливающих новых мастеров, нет даже в Москве. Известно, что в музыкальных учебных заведениях исполнители — литавристы, скрипачи, арфисты и другие — сами настраивают свои инструменты, ставят струны. Пианист же словно находится на стороне потребителя, а не производственника: его совершенно не интересует фаза подготовки своего инструмента к действию. В консерваториях вообще нет дисциплин, связанных с изучением инструмента, его возможностей, устройства, истории развития, эксплуатации, а следовательно, вытекающих отсюда ремонта и настройки.
В музыкальных училищах на этот предмет отведено 68 часов, казалось бы, не так уж мало. Однако из-за
отсутствия квалифицированных педагогов почти везде ведется он крайне неудовлетворительно: никто из ре- монтных мастеров или настройщиков не берется вести курс, так как знаний теоретических дисциплин, навыков преподавания и чтения лекций у них нет. Естественно, этот предмет предлагают вести по совместительству преподавателям истории музыки, и практический курс настройки превращается нередко в историю фортепиано.
Великие артисты всегда интересовались конструкцией своих инструментов. Создатель первого оркестра русских народных инструментов В. Андреев был одновременно конструктором музыкальных инструментов квартета: балалайки-примы, альта, тенора и баса. Знаменитый композитор, пианист и просветитель Ф. Лист сконструировал орган-рояль, соединяющий в себе звучность обоих инструментов".
Бах сыграл важную историческую роль в утверждении темперированного строя, показав его несомненные
преимущества перед другими строями в своем сочинении «Хорошо темперированный клавир», где прелюдии
и фуги написаны во всех тональностях мажора и минора в порядке восходящей хроматической гаммы. Бах
представлял редкое сочетание в одном лице певчего-хориста, капельмейстера, скрипача, органиста, клавесиниста, композитора, педагога, настройщика-практика и теоретика.
В народе изобретение и создание музыкальных инструментов издавна сочетается с исполнительским ис-
кусством: пастухи делали свирели, волынки и играли на них; многие даже профессиональные скрипачи были
одновременно и скрипичными мастерами. Более узкая специализация часто ведет к разобщению одного и того же процесса, приходится вновь создавать «мосты взаимопонимания». Трудно установить, какая сторона про цесса является первичной. Одни считают, что если бы не появился на свет Лист, то С. Эрар не создал бы своей двойной репетиции. Другие же предполагают, что если бы ие произошло сдвигов в конструкции фортепиано — создания рамы с перекрестными струнами, механики Эрара (двойной репетиции), то не смогли бы появиться виртуозы типа Листа. Ясно, что эти явления взаимосвязаны и представляют собой различные стороны одного общего процесса. Есть основания предполагать, что отсутствие интереса к своему инструменту у пианистов обусловливалось не столько профессионализмом, разделением труда, сколько сложностью конструкции фортепиано. Созданию своеобразного моста между
Автор: Л. Снитко-Сорочинский
Год: 1974
Издательство: Музыка
Пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано, его настройке и ремонту; в нем рассматриваются различные конструкции инструментов, даются советы к устранению основных дефектов.
Предназначается для пианистов - педагогов и студентов, а также для настройщиков.
скачать
ОТ АВТОРА
В последние годы на страницах печати все чаще ставится вопрос о настройке и ремонте фортепиано. Действительно, с этой проблемой дело обстоит явно неблагополучно: мастеров с каждым годом становится все меньше, а во многих больших городах (таких, например, как Томск и Омск) их почти совсем не осталось. Профессия настройщика отмирает, но не из-за отсутствия спроса на нее, а из-за недостатка кадров. Учебных заведений, подготавливающих новых мастеров, нет даже в Москве. Известно, что в музыкальных учебных заведениях исполнители — литавристы, скрипачи, арфисты и другие — сами настраивают свои инструменты, ставят струны. Пианист же словно находится на стороне потребителя, а не производственника: его совершенно не интересует фаза подготовки своего инструмента к действию. В консерваториях вообще нет дисциплин, связанных с изучением инструмента, его возможностей, устройства, истории развития, эксплуатации, а следовательно, вытекающих отсюда ремонта и настройки.
В музыкальных училищах на этот предмет отведено 68 часов, казалось бы, не так уж мало. Однако из-за
отсутствия квалифицированных педагогов почти везде ведется он крайне неудовлетворительно: никто из ре- монтных мастеров или настройщиков не берется вести курс, так как знаний теоретических дисциплин, навыков преподавания и чтения лекций у них нет. Естественно, этот предмет предлагают вести по совместительству преподавателям истории музыки, и практический курс настройки превращается нередко в историю фортепиано.
Великие артисты всегда интересовались конструкцией своих инструментов. Создатель первого оркестра русских народных инструментов В. Андреев был одновременно конструктором музыкальных инструментов квартета: балалайки-примы, альта, тенора и баса. Знаменитый композитор, пианист и просветитель Ф. Лист сконструировал орган-рояль, соединяющий в себе звучность обоих инструментов".
Бах сыграл важную историческую роль в утверждении темперированного строя, показав его несомненные
преимущества перед другими строями в своем сочинении «Хорошо темперированный клавир», где прелюдии
и фуги написаны во всех тональностях мажора и минора в порядке восходящей хроматической гаммы. Бах
представлял редкое сочетание в одном лице певчего-хориста, капельмейстера, скрипача, органиста, клавесиниста, композитора, педагога, настройщика-практика и теоретика.
В народе изобретение и создание музыкальных инструментов издавна сочетается с исполнительским ис-
кусством: пастухи делали свирели, волынки и играли на них; многие даже профессиональные скрипачи были
одновременно и скрипичными мастерами. Более узкая специализация часто ведет к разобщению одного и того же процесса, приходится вновь создавать «мосты взаимопонимания». Трудно установить, какая сторона про цесса является первичной. Одни считают, что если бы не появился на свет Лист, то С. Эрар не создал бы своей двойной репетиции. Другие же предполагают, что если бы ие произошло сдвигов в конструкции фортепиано — создания рамы с перекрестными струнами, механики Эрара (двойной репетиции), то не смогли бы появиться виртуозы типа Листа. Ясно, что эти явления взаимосвязаны и представляют собой различные стороны одного общего процесса. Есть основания предполагать, что отсутствие интереса к своему инструменту у пианистов обусловливалось не столько профессионализмом, разделением труда, сколько сложностью конструкции фортепиано. Созданию своеобразного моста между
Последнее редактирование модератором: